Файл: Роль воспитателя в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению (теоретические основы обучения детей раннего и дошкольного возраста).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
16
обусловлено его реальными действиями в конкретных ситуациях, а также выработкой педагогом (совместно с детьми) правил поведения, которые помогут предотвратить детские конфликты (например, правил распределения игрушек). Оценивая моральное поведение детей этого возраста, нужно иметь в виду: у них формируется потребность в уважении со стороны взрослых, что и является источником повышенной обидчивости на их замечания. Для детей чрезвычайно важна похвала взрослого, поэтому оценка их поведения должна быть позитивной, и в ней нужно указывать те особенности действий, за которые педагог и оценивает их положительно. Если же воспитателю приходится все-таки указывать на недостатки детей, то обязательно нужно подчеркнуть, что в целом он хорошо относится к ребенку и хочет помочь ему справиться с трудностями.
Средний дошкольный возраст характеризуется дальнейшим личностным развитием детей, которое отражается на их взаимоотношениях со сверстниками: у дошкольников появляются постоянные партнеры по играм, лидеры, могут возникнуть конкурентные и соревновательные мотивы. Все это приводит к дифференциации межличностных отношений в группе. И перед воспитателем встает очень сложная задача регулирования отношений между детьми. Есть дети, которые находятся в изоляции. В этом случае необходимо выяснить ее причины и постараться скорректировать поведение ребенка. В качестве таких причин могут выступать бедность операциональной сферы ребенка и неумение играть. Тогда необходимо обучить его основным игровым действиям, а не ограничиваться указаниями другим детям, чтобы они принимали его в свои игры. Причина изоляции может быть связана и с тем, что ребенок, особенно если он новичок и ранее не посещал дошкольное учреждение, не имеет опыта взаимодействия с детьми в совместной игре. Нужно помнить, что такой опыт приобретается постепенно.
Помимо сюжетно-ролевых игр в этом возрасте большое значение имеют соревнования, в которых дети могут сравнить себя с другими, что является необходимым условием для развития образа «Я» и его детализации. Поэтому организация жизни в детском саду должна предусматривать мероприятия соревновательного характера; они могут обеспечить успешность всем, даже ребенку, который в обычных ситуациях испытывает трудности. Но для этого педагог должен оценить возможности ребёнка и поставить соревновательную задачу таким образом, чтобы неуспешный в других ситуациях дошкольник во вновь созданной ситуации (например, «Кто может назвать больше слов вежливого обращения») оказался успешным.
Средний дошкольный возраст — это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребенка, ответственные за его произвольное моральное поведение. Существенным фактором этого выступает образ взрослого, который должен понимать: именно он является тем человеком, с которым идентифицирует себя ребенок. Взрослый должен стараться не отдалять от себя ребенка, не провоцировать негативные
17
переживания, вызванные его неадекватными действиями. Как правило, к ним относятся резкие негативные оценки поведения детей, неожиданные и крики с угрозой в их адрес или игнорирование их инициативы при демонстрации собственных достижений.
Старший дошкольный возраст
Этот возраст характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. В игровом взаимодействии выделяются две группы отношении — реальные и игровые. Это указывает на то, что сознание ребенка становится весьма развитым и он способен одновременно удерживать две группы отношений — предписанных ролью и возникающих по ходу игры, соответствующих реальным взаимодействиям детей. Когда ребенок выполняет ролевое действие, меняется даже его речь. Эти изменения в поведении детей предполагают, что воспитатель должен обращать внимание на то, насколько речь ребенка соответствует принятой роли по содержанию и интонации. Кроме того, развитие сознания приводит к тому, что дети начинают понимать социальную ценность тех или иных ролей и появляются роли менее и более предпочтительные. При их распределении очень часто могут возникать конфликты. Для того чтобы снять их, необходимо вводить соответствующие нормы игровой деятельности: правила, по которым дети по очереди исполняют наиболее привлекательные роли, или стратегию, в соответствии с которой менее привлекательная роль может стать более привлекательной благодаря введению новых игровых действий. Например, не очень привлекательная роль матроса в сравнении с ролью капитана может стать выигрышной, если матрос отправится в разведку на таинственный остров, а капитан будет ждать его на корабле.
Воспитателю следует обращать внимание на организацию игрового пространства, в частности, на то, появляется ли в игре смысловой центр и периферия. При этом игровыми действиями нужно насыщать не только центр, но и периферию, так чтобы игровые действия детей были максимально разнообразны. Кроме того, перед воспитателем встает задача включения в игровую деятельность всех детей. Дошкольники, испытывающие при этом трудности, нуждаются в специальной помощи педагога, в освоении ими сюжетов детских игр и выполнении различных игровых действий. Такие занятия можно организовать в то время, когда другие дети — по предложению взрослого — используют предметы-заместители для выполнения игровых действий.
У детей этого возраста продолжает развиваться восприятие: они осваивают различные формы, цвета, у них углубляется представление о размерах объектов — высоте, длине и ширине. При этом воспитателю нужно обратить особое внимание на систематизацию представлений: дети должны знать не только основные цвета, но и промежуточные; с ними можно обсуждать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины и цвета. Можно проводить занятия, на которых дошкольники располагают предметы в ряд по возрастанию того
18
или иного признака, например, глубины цвета или размера. На таких занятиях можно выбирать предметы, различные по цвету, форме, высоте и ширине, и ставить перед детьми задачу упорядочивания объектов по одному из признаков (например, сначала по высоте, а потом по ширине). Особая задача встает перед дошкольниками при оценке длины непрямолинейного объекта. В этом случае желательно вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств. Такие задания позволят в дальнейшем адекватно оценивать размеры объектов, не «зацикливаясь» на каком-либо конкретном качестве.
В этом возрасте происходит дальнейшее развитие образного мышления. Дети уже способны решать задачи в наглядном плане, совершатьпреобразования объектов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу. Для решения подобных задач необходимо использовать адекватные мыслительные средства, которые формируются у детей с помощью взрослых. При этом особая роль отводится наглядному моделированию различных ситуацией, и роль взрослого состоит в том, чтобы продумать использование той или иной модели для передачи основных отношений ситуации с последующим анализом самой модели й возможными выводами на его основе.
Для развития образного мышления особое значение имеют не только наглядные модели, но и представления, которые отражают разнообразные свойства объекта, а также стадии его преобразования. Развитие таких представлений возможно в процессе ознакомления с различными сторонами действительности, при этом важно прослеживать состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения. Например, надо рассказывать детям не только о том, что есть зима, весна, лето и осень, но и о том, какие изменения происходят в природе в эти времена года. Не менее важно развить уних представления об изменениях конкретных объектов, например рассказывать о том как выглядит дерево зимой, весной, летом, осенью. Важно развивать и представление об объектах, обладающих комплексом; разнообразных свойств, например, об автомобиле, который сделан из металла, может быть разных форм, ездить с большой скоростью и т.д.
Особое направление умственного развития связано с формированием у детей обобщений, которые выступают в роли фундамента для развития словесно-логического мышления и некоторых логических операций, таких как сложение и умножение классов. Для развития обобщений и всех видов мышления можно предлагать задания на классификацию объектов по разным признакам. Наиболее существенные результаты достигаются, если один и тот же набор предметов (до 20 объектов) классифицируется детьми по разным основаниям.
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие воображения. Дети уже способны придумывать оригинальные и детализированные образы. Но это становится возможным только в результате работы по активизации воображения. Так, детям следует предлагать набор
19
карточек с изображенными на них объектами и давать задание придумать по ним рассказ. Сначала карточек может быть немного, затем постепенно их количество можно увеличивать, а содержание разнообразить. В дальнейшем аналогичную работу целесообразно проводить с рисунками, на которых дети изображают отдельные фрагменты своих рассказов. Похожие задания можно использовать для развития воображения и речи. Например, педагог читает рассказ или сказку и предлагает детям для каждого фрагмента нарисовать схематические изображения, затем рассказать по ним историю. Подобная работа дисциплинирует монологическую речь ребенка и делает ее более эффективной.
В этом возрасте происходит дальнейшее развитие личности ребенка, обусловленное становлением структуры детского сознания. Развивается соподчинение мотивов, появляются произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности. Развитие личности ребенка этого возраста во многом связано с тем, насколько его инициатива признается окружающими детьми и взрослыми. Чтобы развитие творческого начала проходило успешно, нужно не только предлагать детям задания творческого характера, но и обеспечивать социальное признание результатов их деятельности. В этом смысле эффективным является метод проектов, но детям дошкольного возраста трудно реализовывать их, поэтому желательно привлекать к этому родителей. При этом важно, чтобы они не только не подавляли детскую инициативу, обеспечивая лишь техническую сторону выполнения проекта, помогая с поиском материала, но и серьезно относились к их занятиям. В качестве проектов могут выступать различные виды совместной деятельности детей, например, изготовление альбома истории семьи, создание плана города или улицы, где живет ребенок, изготовление кормушек для птиц и т. д.
Заключение
Итак, перечислим основные направления образовательной работы педагога. В качестве одного из самых приоритетных нужно указать направление по созданию педагогом культуры группы. Эта культура представляет собой систему норм и правил, предлагаемых детям. Они должны обеспечивать поддержку детской инициативы и ориентировку ребенка в пространстве дошкольного учреждения и во времени. Они предполагают достаточно четкое структурирование группового помещения и развивающей среды детского сада.
Второе направление предполагает планирование развивающей ситуации, каждая из которых должна не только быть эмоционально привлекательной и насыщенной, но и обладать развивающим эффектом и четкими границами, указывающими на начало и конец ситуации.
20
Необходимо также особо указать на направление деятельности педагога, связанное с организацией развивающей среды, которая должна включать книги, игрушки и достаточно сложные механические устройства, способствующие развитию познавательной инициативы детей.
Важной областью работы является также установление партнерские отношений с родителями. В качестве приемов, способствующих этому, может выступать предлагаемая детям старшего дошкольного возраста и родителям проектная деятельность, инициатором которой является ребенок. Выполнение таких проектов должно сопровождаться презентацией, имеющей социальную значимость и для ребенка, и для родителей. В этом случае дошкольное учреждение сближается со своим социальным окружением и начинает играть роль образовательного центра.
Существенным направлением в работе педагога представляется рефлексия (осмысление) собственной деятельности и позиции. Взрослый должен постоянно отдаватъ себе отчет в том, какие его действия вызывают эмоциональное напряжение у детей; что нужно сделать, чтобы избежать его.
Следует отметить также направление работы, связанное с развитием межличностных отношений детей, устранением конфликтов между ними. Такая деятельность способствует эмоциональному благополучию ребенка, а ее результатом становится позитивное умственное и личностное его развитие.
21
Список использованной литературы:
1. Концепция Д.Б. Эльконина. Период детства. Дошкольный возраст