Файл: Формирование маркетинговой логистики на предприятииоао Автоваз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. АНАЛИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАРКЕТИНГОВОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ «АВТОВАЗ»

2.1. Краткая характеристика ОАО «Автоваз»
ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.

За период 1970 – 2018 годов предприятием выпущено более 31 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год.

ОАО «АВТОВАЗ» является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АВТОВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111.

Миссия – удовлетворение широкого круга потребителей практичными легковыми автомобилями.

Стратегическая цель – сохранить бесспорное долгосрочное лидерство на российском автомобильном рынке, предлагая качественные автомобили по доступным ценам, а затем активно войти в мировую автомобильную элиту.

Корпоративный лозунг - Работать на благо россиян и во славу России!



Рис. 2.1- Организационная структура ОАО «Автоваз».
Рассмотрим конкурентов ОАО «Автоваз».

Автомобильный рынок России является открытым и на нем реально присутствуют все крупнейшие мировые производители. Продукция предприятий автомобильной промышленности России сталкивается на всех сегментах внутреннего рынка с четырьмя группами конкурентов.
Таблица 2.1

Автомобильный рынок России на конец 2021 года

Автомобили

Кол-во, шт

Доля рынка, %

Подержанные иномарки (более 3 лет)

288 316

19,61%

Новые иномарки (до 3 лет)

226 534

15,41%

Новые отечественные

898 000

61,09%

Иномарки, собираемые в России

57 150

3,89%

Итого

1 470 000

100,00%


Проанализируем финансовые показатели ОАО «Автоваз».

Динамика основных финансовых показателей Автоваза подтверждает неэффективность управления предприятием на протяжении последних нескольких лет.



Рис 2.2 финансвое состояние ОАО «Автоваз».

Так, с 2018-го по 2021 год чистая выручка от реализации продукции ОАО «АВТОВАЗ» выросла на 21%. При этом административные расходы выросли на 52%. А «прочие» расходы, которые в структуре отчетности МСФО вообще непрозрачны, увеличились за этот период в 34 раза.



Рис. 2.3 Структура отдела маркетинга ОАО «Автоваз».


2.2 Организация маркетинговой логистики на предприятии
Организация маркетинговой логистики на предприятии играет огромную роль в сфере сбыта продукции и правильно отлаженная система сбыта может снизить уровень затрат на реализацию продукции и тем самым принести дополнительную прибыль предприятию.

Глобализация и общие тенденции развития мирового автомобилестроения предполагают:

- переход на модульную сборку и ярусную организацию поставщиков;

-переход от "толкающих" (рынок рассматривается как пассивный потребитель результатов технологической активности производства) к "тянущим" (упор на важность рынка) технологиям производства и внедрение позаказной сборки (естественно, с учетом невысокой покупательской способности в России эти процессы идут медленнее);

- неуклонное повышение качества.

Все это основано на внедрении в ОАО «АвтоВАЗ» современных логистических технологий: поставок "точно в срок", "точно в последовательности", управлением цепочками поставщиков, электронными системами передачи данных о поставках.

На данный момент выявлены следующие реформы логистики в ОАО «АвтоВАЗ»:

1) В ОАО "АВТОВАЗ" назначен вице-президент по управлению цепочкой поставок. Служба вице-президента по управлению цепочкой поставок была создана в декабре 2018 года в целях повышения эффективности системы управления материальными потоками. Новая структура призвана решить задачу по оптимизации процессов логистики путем создания единой логистической службы.

Основные функции подразделения:

  • формирование стратегии развития цепочки поставок;

  • разработка и внедрение логистических решений при совершенствовании работы дилерской сети и развития поставщиков;

  • управление складскими запасами путем анализа и регулирования норм запасов на складах;

  • управление объектами и ресурсами материально-технического обеспечения.


В частности, в компетенции новой службы - обеспечение взаимодействия с ОАО "РТА" и ОАО "РЖД" для реализации подписанного 26 января 2019 года в Москве соглашения о перевозке автомобилей LADA железнодорожным транспортом.

Отдельный блок работы будет посвящен внешнеэкономической деятельности АВТОВАЗа - организации и контролю исполнения таможенного законодательства и совершения необходимых таможенных операций.

2) Сегодня дилерская сеть ОАО «АВТОВАЗ» включает порядка 500 дистрибьюторов и дилеров в различных регионах России. Последние десять лет ОАО «АВТОВАЗ» поэтапно проводит реорганизацию сервисно-сбытовой сети.



Рис. 2.4. - 19 лучших дилеров ОАО “АВТОВАЗ”.

Лучшим дилером ОАО «АВТОВАЗ» стал “Парк Авто” из города Казань. Он показал наилучшие продажи автомобилей, а так же самое высокое качество дилерского сервисного обслуживания покупателей.



Рис. Статистика продаж продукции ОАО “АВТОВАЗ” за 2021 год

Совершен переход на одноуровневую систему поставок готовых автомобилей. Суть этого процесса заключается в создании совместных предприятий путем интеграции прямого дилера в структуру собственников регионального дилера. С такими предприятиями заключаются прямые договоры с квотами. Одноуровневая система позволяет снизить издержки и риски, а также добиться и максимальной управляемости дилерской сетью.

Готовые автомобили с конвейеров ОАО «АвтоВАЗ», а также запчасти к ним поступают на консигнационные склады региональных дилеров, откуда они распределяются локальным дилерам без участия ОАО «АвтоВАЗ».

3) Ведется работа по сокращению издержек в области тарифообразования. В 2020 году, за счет заключения прямых договоров, были снижены тарифы на перевозку товарной продукции автомобильным транспортом на 7% по сравнению с 2019 годом. Кроме этого, в январе 2019 года было подписано трехстороннее соглашение между РЖД, "РейлТрансАвто" (РТА) и ОАО "АВТОВАЗ" по перевозке товарных автомобилей железнодорожным транспортом по сниженному коэффициенту, что значительно удешевляет процесс доставки и позволяет создавать новые маршруты. Экономический эффект от предпринятых шагов составил в общей сложности 26,4 млн. рублей только за февраль-март текущего года.


4) В апреле 2019 года создан Координационный центр по логистике. В этот постоянный консультационный орган, вошли руководители заводских служб, участвующих в логистических процессах и представители компаний-партнеров АВТОВАЗа, оказывающих транспортные услуги. Работа этого экспертного совета сегодня направлена на разработку предложений по реализации антикризисной программы завода в области логистики.

Доля автомобилей LADA постепенно снижалась и к маю 2020 года составляла менее 24%. Эксперты по автомобильному рынку уже прогнозировали дальнейшее снижение доли, занимаемой автомобилями производства ОАО «АВТОВАЗ», расходясь лишь в величине снижения. И никто из них не предполагал, что доля рынка LADA спустя год может вырасти, – но это произошло. По итогам четырех месяцев 2021 года рыночная доля LADA составила 25%.

Первые три места в рейтинге наиболее продаваемых автомобилей по моделям стабильно занимают автомобили марки LADA. Лидерами продаж стали автомобили семейства LADA GRANTA, VESTA, доля которых доля составила 24,7 %. На втором месте семейство LADA 4X4 с долей 24 %, на третьем LADA NIVA TRAVEL– 21,2 %; LADA X-REY– 19,5%.

Согласно данным Ernst & Young, АВТОВАЗ занимает первое место в России по качеству технического обслуживания и информационной поддержке своих автомобилей среди 28 автомобильных брендов, представленных в стране. На первом месте АВТОВАЗ и в рейтинге по послепродажному обслуживанию, а также по ценовой и ассортиментной политике по запчастям.

В течение 2021 года был проведен ряд исследований по определению удовлетворенности покупателей автомобилей LADA. Средний коэффициент удовлетворенности в 2021 году несколько вырос и составил 0,86 против 0,83 в 2020 году и 0,77 в 2019году. (Нормативные значение коэффициента: [0,8-0,85) – хороший, [0,75-0,8) – средний).

Таким образом, система маркетинговой логистики на предприятии ОАО “Автоваз” представляет собой созданную логистическую службу, работающую как единый механизм. Большие масштабы логистических работ требуют постоянной координации и контроля за ходом выполнения заказов. Одной из причин сложности и напряженности работ выполнения поставок также можно выделить объемные информационные потоки, время прохождения которых на данном предприятии стараются максимально сократить с целью повышения эффективности работы логистического центра организации.

2.3 Анализ организации распределения готовой продукции на предприятии


Организация распределения готовой продукции является непосредственно функцией маркетинговой логистики на предприятии, но только при условии постоянного проведения анализа эффективности распределительных каналов, центров распределения и других элементов, рациональное размещение которых способствует снижению издержек и повышению прибыли на предприятии.

Организация распределения готовой продукции на предприятии ОАО “Автоваз”является одной из функций отдела логистики.

На основании официальных докуметов ОАО «АвтоВАЗ» предложена следующая схема логистической цепи.



Рис 2.5 - Схема логистической цепи ОАО «Автоваз»
Необходимо заметить, что на предприятии ОАО “Автоваз”существует несколько вариантов структур каналов распределения. Достоинства и недостатки каналов распределения, а также подразделения, использующие данный канал, сведены в таблицу 2.2.

Таблица 2.2

Достоинства и недостатки каналов распределения

Канал

Достоинства

Недостатки

Сбыт через оптовую торговлю (ОАО «Автоваз» - прямой дилер – региональный дилер)

Умеренные затраты на реализацию

Высокие наценки посредников;

Ограниченный контроль над территориальным охватом

Прямые продажи потребителям (ОАО «Автоваз» - региональный дилер)

Возможность дифференцирования цен по регионам;

Очень хороший источник информации о рынке;

Возможность широкого территориального охвата;

Эффективность стратегии «притягивания» покупателей при прямых продажах

Высокие затраты на реализацию.

При выборе канала сбыта промышленное предприятие должно учитывать также и то, какие каналы сбыта используют конкуренты, доступность рынка, периодичность совершения покупок потребителями, стоимость хранения запасов и многие другие критерии оценки.

В организации распределения готовой продукции в ОАО “Автоваз”можно проследить как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным сторонам деятельности предприятия в области организации распределения продукции можно отнести следующие аспекты: