Файл: Формирование маркетинговой логистики на предприятииоао Автоваз.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 421
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
наличие контроля хода реализации планов по распределению продукции; -
наличие четких критериев и показателей оценки работы сбытовых подразделений, контроль запасов готовой продукции; -
наличие квалифицированных специалистов в сферах маркетинга и логистики; -
выбор рациональных способов доставки продукции, который является следствием ориентации предприятия на построение системы маркетинговой логистики; -
тщательное регулирование процесса доставки готовой продукции.
К отрицательным относятся:
-
недостаточный объем информации для принятия решений по сбыту производимой продукции, что является следствием слабой организации маркетинговых исследований;
-
разбросанность конечных пунктов транспортировки; -
недостаточные контакты с потребителями; -
слабый контроль хода реализации планов по распределению продукции.
Рис. Схема распределения продукции
Таким образом, на предприятии ОАО “Автоваз” необходимо проводить работу по совершенствованию составляющих маркетинговой логистики, а именно усиление контроля и мониторинга хода реализации планов по распределению продукции, способствующее более рациональному распределению всех ресурсов предприятия и позволяющее осуществлять больше действий при меньших затратах.
В первом полугодии 2021 года в России продано 200 219 легковых и легких коммерческих автомобилей LADA, что на 51% больше, чем в первой половине 2020 года. Доля рынка LADA составила 23% (+2,1 п.п. к 1 полугодию 2020 года), что является лучшим результатом за последние 10 лет.
В том числе было продано 72 287 LADA Granta (+42,8% к первой половине 2020 года), 57 031 LADA Vesta (+17,4% к первому полугодию 2020 года), 26 702 LADA Largus (+38,7% к 2020 году) и 30 317 автомобилей семейства Niva (+55,4% по сравнению с первым полугодием 2020 года, с учетом автомобилей Niva, выпущенных ОАО «LADA Запад Тольятти»).
Более 25% от общего объема реализации LADA пришлось на корпоративные продажи. В первой половине 2021 года корпоративные клиенты приобрели 50 549 LADA всех моделей (включая специальные модификации, выпущенные в АО «ПСА ВИС-АВТО» и ООО «ЛАДА Спорт»), что на 49% выше, чем годом ранее, и на 31% выше, чем за первые 6 месяцев 2019 года.
Бестселлером среди корпоративных продаж стала LADA Granta: в первом полугодии продано 13 882 автомобиля (+34% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года). На втором месте – LADA Largus с результатом 13 554 автомобиля (+48%). Автомобилей LADA Vesta продано 10 332 (+46%), включая 984 двухтопливных LADA Vesta CNG. Результат продаж семейства Niva – 10 843 автомобиля (+66%, включая автомобили Niva, выпущенные ОАО «LADA Запад Тольятти»).
«Общий рост продаж автомобилей на российском рынке в первом полугодии составляет 37% по сравнению с первым полугодием 2020 года. В течение оставшейся части года объем продаж будет во многом зависеть от возможностей поставок в связи с текущей мировой ситуацией с нехваткой электронных компонентов. Мы также видим некоторую неопределенность в отношении потребительского спроса в 4 квартале, в котором мы приветствовали бы возобновление мер государственной поддержки. В целом мы считаем, что итоги года могут быть даже выше, чем прогнозируемый рост в 10% относительно 2020 года – рынок может превысить 1,8 миллиона автомобилей», - отметил Президент АО «АВТОВАЗ» Николя Мор.
2.4 Совершенствование организации маркетинговой логистики на предприятии
В настоящее время, учитывая современные рыночные условия и разрушительные последствия социально - экономического кризиса 90-х годов прошлого века для российского машиностроения, достаточно сложно поддерживать жизнеспособность, а тем более успешное развитие ОАО “АвтоВАЗ”. В связи с этим особенное значение для руководителей рассматриваемого предприятия имеет умение и возможность своевременно принимать верные решения, выявлять слабые стороны, отыскивать новые возможности для успешного развития предприятия. Таким образом, предприятию необходимо по-новому взглянуть на концепцию логистического маркетинга, прежде всего на те преимущества, которые дает внедрение логистического подхода применительно ко всем сферам деятельности предприятия.
Необходимо отметить, что в целях повышения конкурентоспособности ОАО “АвтоВАЗ” важной задачей руководства является создание качественных информационных связей между подразделениями предприятия и определение путей совершенствования логистической системы, то есть разработка методов улучшения и координации логистических операций, а также установления всеобъемлющего контроля над логистической деятельностью предприятия в целом на основе использования информационных сетей.
Для внедрения логистической концепции в ОАО “АвтоВАЗ” необходимостью является совершенствование подразделения логистики, которое имеет возможность выступать как организатор исполнения всех логистических операций на предприятии. В целях данной работы необходимо рассмотреть функции подразделения в сфере маркетинговой логистики, которые представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Функции подразделения в сфере маркетинговой логистики
Функция | Операции, осуществляемые подразделением в рамках рассматриваемой функции |
Организация внутренних товарных потоков |
|
Организации внешних товарных потоков |
|
Осуществление расчетов для стратегического планирования |
|
Контроль эффективности логистических операций |
|
Контроль качества сервиса потребителей |
|
Контроль процесса управления логистическими операциями |
|
Необходимо отметить, что руководству предприятия нужно уделить особое внимание подбору специалистов для организации отдела логистики, так как от менеджера по логистике требуются профессиональные знания в области менеджмента, маркетинга, организации производства, информационных технологий, экономики, финансового управления.
Важным аспектом при разработке системы распределения готовой продукции является то, что предприятие осуществляет поставки своих автомобилей и запчастей в различные регионы Российской Федерации, к числу наиболее крупных из них, основываясь на информации, полученной в отделе маркетинга, можно отнести следующие центры: Москва, Курск, Белгород, Липецк, Минск. Свою маркетинговую деятельность ОАО “АВТОВАЗ” осуществляет с помьщью рекламы разных видов. Начиная рекламой на билд-бордах, заканичивая теле-радио и интернет рекламой. Самые большие бюджеты на рекламу “АВТОВАЗ” выделяет на теле-радио рекламу и интернет. Но все же в последние годы интернет реклама стала показывать наилучшую эффективность. Автоваз так же продвигается с помощью своей команды на турнирах по кольцевы гонкам, начиная турнирами в РФ, заканичивая турнирами международного уровня. Стоит отметить, что команда представляющая ОАО “АВТОВАЗ” выступает и побеждает именно на сирийных автомобилях производимых на заводе ВАЗ. Таким образом ОАО “АВТОВАЗ” может предстваить свои автомобили на международном рынке не только со стороны красивой обертки автомобиля, но и со стороны гениальности инженерной мысли всего завода ВАЗ.
Необходимо отметить, что в процессе использования справочника номенклатурных единиц каждому товару в рассматриваемой таблице назначаются коды распределения и величины таможенных пошлин, акцизов, страховки, складских услуг, что способствует возможности эффективного использования метода сценариев при разработке системы распределения готовой продукции на предприятии. Для реализации данной компьютеризованной системы необходимо соблюдать алгоритм расчета, который представлен на рисунке 2.7 и позволяет решать следующие задачи:
-
рассчитывать затраты, связанные с таможней и погрузочно – разгрузочными работами; -
рассчитывать стоимость перевозки различными средствами транспорта с учетом текущей доступности каждого из них; -
выводить расчеты на экран, где сотрудник отдела логистики, выдирает оптимальный способ доставки и запускает его в обработку.
Номенклатура
Склад
Транспорт
Заявка
Определение партий и склада поставки
Расчет бюджета поставки
Распределение затрат по завершенным заказам
Аналитические отчеты
Фактические счета за транспорт
Бухгалтерские проводки
Рис 2.7 – Схема для определения алгоритма расчета стоимости поставки
Результатом использования рассматриваемой системы в ОАО “Автоваз” является формирование бюджета доставки, рассчитываемого на основе справочной информации, при этом в конце месяца (квартала) определяются заказы, которые относятся к периоду, представленному в полученном от сторонней транспортной организации счете, и распределяются заказы на партии товаров, результатом чего является бухгалтерская проводка.
Также на предприятии целесообразно осуществить внедрение электронного исполнения заказа, то если клиентские поручения представляются в режиме “он-лайн”, следовательно все физические процессы и сопровождающие их информационные процессы объединяются под общим названием “электронное исполнение” (E – Fulfillment). Сюда относятся в первую очередь такие классические логистические процессы, как складирование, комиссионирование, перевозка, возврат приобретенного ранее товара, а также информационные процессы, которые сопровождают логистические услуги.
В заключение необходимо заметить, что руководству ОАО “Автоваз” необходимо уделять более пристальное внимание развитию предприятия в сфере распределения готовой продукции. В противном случае предприятие не сможет конкурировать с другими производителями аналогичной продукции, поскольку в современных условиях важным аспектом является не только качество самого изделия, но и скорость поставки, стоимость перевозки и качество сервиса, предлагаемого предприятием - изготовителем.