Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государственное пенсионное обеспечение
1.1 Понятие государственного пенсионного обеспечения
1.2 Субъекты и объекты пенсионных правоотношений
1.3 Система государственного пенсионного обеспечения
2. Виды государственных пенсионных выплат
2.1 Основные виды государственных пенсий
2.2 Условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению
Гражданин как субъект пенсионных отношений имеет определенные правовые обязательства. Однако, в отличие от субъективных прав, которые носят материальный характер, они не материальны, а имеют процедурный характер. Гражданин обязан представить в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионных отношений, надежные, правильно оформленные доказательства; своевременно информировать орган, предоставляющий пенсию, обо всех обстоятельствах, связанных с уменьшением размера выплачиваемой пенсии или ее прекращением.
Субъектами пенсионных правоотношений являются граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Возможность стать субъектом правоотношений зависит, как правило, от того, обладает ли человек определенным правовым свойством, необходимым для этого, т. е. наделен ли он способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособность) и является ли он способен самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (правоспособность).[10]
Рассмотрим вопрос о том, когда гражданин имеет пенсию и дееспособность и отличается ли он от общей гражданской дееспособности и дееспособности. При определении видов правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных отношений основополагающим фактом является то, как им было предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работники с учетом их трудовой деятельности или как члены компании без какого-либо учета такой деятельности. В первом случае им предоставляется трудовая пенсия, а во втором - социальная. В первом случае необходимой предпосылкой для участия в правоотношениях является особая пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной правоспособности, которая полностью совпадает с трудовой правосубъектностью граждан на момент их возникновение, т. е., как правило, от 15 лет (а для людей из числа учащихся - от 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с чем лицо подлежало обязательному социальному страхованию.
Таким образом, в отличие от трудовой правосубъектности гражданина, связанной только с достижением определенного возраста, особая пенсионная правосубъектность включает не саму возможность участия в трудовых правоотношениях, а фактическое вступление в трудовые (или иные) правовые отношения отношения, при которых человек подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, для лиц, которые начали работать с 15 лет, с этого возраста возникнет специальная пенсионная правосубъектность. Если они признаны инвалидами, они могут стать участниками пенсионных отношений в отношении пенсии по возрасту и самостоятельно осуществлять право на эту пенсию. Для лиц, начавших трудовую деятельность в более позднем возрасте, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с момента начала этой деятельности. Лица, которые не занимаются трудовой деятельностью, в течение которой они могут подлежать обязательному социальному страхованию, не имеют специальной пенсионной личности.[13]
По вопросу пенсионного обеспечения в литературе высказываются различные точки зрения. Некоторые связывали наступление выхода на пенсию с юридическими фактами, которые определяют право на определенный тип пенсии; другие идентифицировали это с гражданской правоспособностью; третьи связывают пенсионные возможности с общественно полезными видами деятельности. Эти точки зрения были высказаны в то время, когда законодательство страны предусматривало только трудовые пенсии, следовательно, это была, по сути, особая пенсионная возможность. Теперь специальная пенсионная правосубъектность - это равная возможность для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, иметь право на трудовой пенсию другого типа и реализовать это право, став участником пенсионных правоотношений. Специальная пенсионная правосубъектность не может быть отождествлена с субъективным правом на пенсию, которое определяется конкретными юридическими фактами. Он представляет собой неразрывное единство пенсионного потенциала и пенсионного потенциала, которые возникают одновременно.[15]
В противном случае решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспеченных пенсией без какой-либо связи с их работой, социальной пенсией. При этом пенсионная дееспособность возникает одновременно с гражданской, то есть с момента рождения человека, а дееспособность - после достижения 18 лет. Следовательно, ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей) также может иметь право на социальную пенсию, но участником определенных пенсионных отношений будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), так как он все еще некомпетентен, пока ему не исполнится 18 лет. Аналогичным образом решается вопрос о правосубъектности детей, которым выплачивается трудовая пенсия в случае потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности, в этом случае пенсионная правосубъектность является общей.
Принимая во внимание специфику юридических фактов, связанных с правом на пенсионное обеспечение, граждане с особой или общей пенсионной правосубъектностью могут рассматриваться как субъекты пенсионных правоотношений из числа лиц, достигших пенсионного возраста; людей с ограниченными возможностями; выжившие; Долгое время занимался определенным видом профессиональной деятельности.[18]
Другим субъектом пенсионных правоотношений, обязанным предоставлять материальное обеспечение в виде пенсионного платежа, является государственный орган, обеспечивающий пенсионное страхование. На современном этапе система таких органов очень разнообразна и зависит от того, какой круг людей обеспечен пенсиями. Пенсионные выплаты в рамках общей пенсионной системы предоставляются, как правило, органами социального обеспечения или едиными пенсионными службами, созданными на базе местных отделений Российского пенсионного фонда. Пенсионные пособия по льготным пенсионным системам предоставляются специально созданными пенсионными службами в составе таких департаментов, как Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Прокуратура и другие. Правосубъектность органов, предоставляющих пенсионные выплаты, возникает с момента предоставления им в качестве юридических лиц соответствующей специальной компетенции и прекращается в связи с их ликвидацией или передачей этой компетенции другим государственным органам (например, органам социальной защиты объединенным пенсионные услуги).
Выше было отмечено, что все правоотношения по социальному обеспечению делятся на материальные и процессуальные. Объект этих правоотношений иной. Правовые отношения материального характера в пенсионном обеспечении возникают в отношении конкретной материальной выгоды в виде пенсии (по старости, по выслуге лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии). Объектом процессуальных правоотношений, выполняющих вспомогательную роль, является не материальная выгода, а определенное правовое действие, которое должен совершить орган, обеспечивающий обеспечение. Так, в связи с тем, что гражданин подает заявление на пенсию, соответствующий орган обязан рассмотреть заявление гражданина, установить правовые факты и принять решение о применении правового государства в сроки, установленные законом. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. В случае положительного решения возникает правоотношение материального характера.[20]
Объектом пенсионных отношений является материальная выгода в виде пенсии по старости, выслуги лет, нетрудоспособности, увольнения или социальной пенсии.
Обязанности и права другого субъекта этих правоотношений - органа, обеспечивающего пенсии, соответствуют правам и обязанностям гражданина. Таким образом, право гражданина на получение пенсии определенного вида в размере, установленном законом и выбранным им способом, соответствует соответствующей обязанности органа, обеспечивающего пенсионные выплаты. Указанные обязательства гражданина как субъекта пенсионных правоотношений соответствуют праву этого органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения применять к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить сумму пенсии, незаконно полученную гражданином, прекратить выплату пенсии в случае утраты права на нее и т.д.).
1.3 Система государственного пенсионного обеспечения
Государственная пенсионная система предназначена для выплаты пенсий гражданам, которые не охвачены обязательным пенсионным страхованием или не приобрели права на страховую пенсию, а также лицам, имеющим право на страховую пенсию, но которые по тем или иным причинам нужна дополнительная безопасность. Назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и иными законами.[2]
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в случаях, предусмотренных законом, выплачиваемая с целью компенсации утраченного заработка (дохода), вреда, причиненного их здоровью или предоставления инвалидам средств к существованию.
Право на нее имеют:
• федеральные государственные гражданские служащие;
• военнослужащие;
• участники Великой Отечественной войны;
• граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
• граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
• граждане из числа космонавтов;
• граждане из числа работников летно-испытательного состава;
• нетрудоспособные граждане.
Главная особенность государственного пенсионного обеспечения заключается в том, что, в отличие от страховых пенсий по обязательному пенсионному страхованию, финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению полностью финансируется из федерального бюджета за счет межбюджетных трансфертов. Принцип страхования залога здесь не применяется.[22]
Закон устанавливает следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
• пенсия за выслугу лет;
• пенсия по старости;
• пенсия по инвалидности;
• пенсия по случаю потери кормильца;
• социальная пенсия.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается в одних случаях при отсутствии у гражданина права на страховую пенсию или вместо страховой пенсии, в других случаях получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению не исключает права гражданина на страховую пенсию.
При отсутствии права на страховую пенсию или вместо нее пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается:
• военнослужащие (за исключением граждан, которые служили в армии в качестве призывников, матросов, сержантов и прорабов) и их семьи. Военнослужащим назначается пенсия за выслугу лет или пенсию по инвалидности, членам их семей - пенсия в случае потери кормильца;
• граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Им может назначаться пенсия по старости или пенсия по инвалидности в соответствии с государственной пенсионной схемой;
• граждане с ограниченными возможностями, которым может быть назначена социальная пенсия.
Перечисленным категориям граждан, если они имеют право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (страховка или в рамках государственного пенсионного обеспечения).
Следующие категории граждан имеют возможность получать две пенсии (одна из которых - пенсия для государственного пенсионного обеспечения, другая - страховая пенсия):
• инвалиды вследствие военной травмы (пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости);
• участники Великой Отечественной войны с ограниченными возможностями (пенсия, но нетрудоспособность и страховая пенсия по старости);
• родители военнослужащих, которые были призваны на военную службу, которые умерли (умерли) во время военной службы или умерли в результате военной травмы после окончания военной службы (пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости или по инвалидности);
• вдовам военнослужащих, которые погибли во время службы в армии во время призыва на военную службу в связи с травмой военнослужащего, которые не вступили в новый брак (пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости или инвалидности);
• нетрудоспособных членов семей граждан, которые получили или перенесли лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным облучением в результате чернобыльской катастрофы, или работали над устранением ее последствий, или которые стали инвалидами в результате стихийного бедствия, или которые участвовали в ликвидации его последствий в зона отчуждения (пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости или по инвалидности);
• Граждане награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда» с инвалидностью (пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости);
• члены семьи умерших (умерших) граждан из числа космонавтов (пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости или по инвалидности).[23]
Законом установлена возможность одновременного получения пенсии для государственного пенсионного обеспечения и части (доли) страховой пенсии».
• для федеральных государственных гражданских служащих (пенсия по выслуге лет и доля страховой пенсии по старости);
• военнослужащие, за исключением граждан, которые были призваны на военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и бригадиров (пенсия по старшинству или по инвалидности и часть страховой пенсии по старости);
• граждане из числа космонавтов (пенсия по старости или инвалидности и часть страховой пенсии по старости);
• граждане из числа летно-испытательного персонала (пенсия по выслуге лет и доля страховой пенсии по старости).
В некоторых случаях можно назначить две пенсии для государственных пенсий. Это относится, например, к родителям военнослужащих, которые были призваны на военную службу, которые погибли (умерли) во время военной службы или которые погибли в результате военной травмы после ухода с военной службы, а также к членам семьи инвалидов, пострадавшим как результат чернобыльской катастрофы. Им одновременно могут назначаться две пенсии для государственного пенсионного обеспечения: пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия.[25]