Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Государственное пенсионное обеспечение
1.1 Понятие государственного пенсионного обеспечения
1.2 Субъекты и объекты пенсионных правоотношений
1.3 Система государственного пенсионного обеспечения
2. Виды государственных пенсионных выплат
2.1 Основные виды государственных пенсий
2.2 Условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы, касающейся государственных пенсий, довольна существенна. Это связано с тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве уход за уязвимыми слоями населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Важным проявлением этой «озабоченности» является выплата пенсий и социальных пособий. Российская Федерация - это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда по объективным причинам человек не в состоянии обеспечить свое достойное существование или эта возможность значительно ограничена. Для некоторых категорий граждан невозможно обеспечить их существование из-за травм, которые сделали их инвалидами. Поэтому государство обязано предоставить таким гражданам право на достойную и безопасную старость.
Пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата, которая выплачивается гражданам по достижении установленного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
В нашей стране до начала 90-х годов пенсии обеспечивались за счет средств Государственного фонда социального страхования. Однако его средств хронически не хватало, и тогда пришлось прибегать к государственному бюджету. Из-за дефицита бюджета развитие пенсионной системы всегда решалось по остаточному принципу.
В условиях усиливающегося финансового кризиса для пенсионного обеспечения объективно необходимо было формирование Пенсионного фонда РФ. Он образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
В современной реальности, когда страна переживает экономический и политический кризис, гражданам нужна стабильность как в экономическом, так и в социальном плане. И наиболее уязвимыми в этом отношении являются пенсионеры. Законы, регулирующие пенсионное законодательство, призваны защищать этих людей. Законы устанавливают единую систему республиканских государственных пенсий, обеспечивают стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышают его по мере повышения благосостояния работников. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является труд и его результаты.
Целью данной курсовой работы является анализ государственных пенсий и их видов, а также их условий и порядка назначения в Российской Федерации.
К основным задачам курсовой работы, посвященной государственным пенсиям, можно отнести:
1) рассмотреть понятие государственного пенсионного обеспечения;
2) провести развёрнутый анализ по видам государственных пенсий.
Предметом курсовой работы является система государственного пенсионного обеспечения российской Федерации.
В ходе данного исследования были проанализированы нормативно-правовые источники в рамках пенсионного обеспечения. Научную базу составили исследования российских юристов, таких как Азарова Е.Г, Белянинова Ю. В., Борисов А. Н., Кутепова К. О. и др.
1. Государственное пенсионное обеспечение
1.1 Понятие государственного пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25-30% населения любой страны. В России проживают в настоящий момент более 38,5 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Косвенно пенсионное обеспечение касается всего трудоспособного населения.
Государственное пенсионное обеспечение является базовым уровнем любой современной пенсионной системы, которая обеспечивает защиту от бедности и гарантирует прожиточный минимум. И этому есть простое объяснение - этот элемент впервые появился в большинстве пенсионных систем. Конечно, нет единых принципов формирования и существования государственного пенсионного обеспечения, но, как правило, такие показатели, как трудовой вклад, заработная плата, продолжительность службы и т.д., практически не влияют на пенсионное обеспечение отдельных граждан. Так, например, в Швеции первый уровень включает фиксированные государственные пенсии вне зависимости от уплаты страховых взносов. [9]
Он предназначен для людей с низким заработком или отсутствием дохода. Аналогично и в других северных европейских странах - Норвегии, Финляндии. В Великобритании базовая государственная пенсия выплачивается всем гражданам. В некоторых латиноамериканских странах этот уровень является социально адресной помощью, основанной на средствах помощи. Таким образом, первый уровень национальных пенсионных систем часто является прямым элементом государственного социального обеспечения, финансируемого в основном за счет бюджетных ресурсов (через налоги) или путем выплаты страховых взносов будущими пенсионерами в распределительных или смешанных моделях.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам для компенсации им заработка (дохода), утраченного в связь с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленного законом срока службы при выходе на пенсию по старости (по старости); или для компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа летно-испытательного персонала в связи с выходом на пенсию; или для компенсации вреда, причиненного здоровью граждан во время службы в армии, в результате радиационных или технологических катастроф, в случае потери трудоспособности или потери кормильца по достижении совершеннолетия; или граждан с ограниченными возможностями, чтобы обеспечить их средствами к существованию.[11]
В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1. федеральные государственные гражданские служащие;
2. военнослужащие;
3. участники Великой Отечественной войны;
4. граждане, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда";
5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6. граждане из числа космонавтов;
7. граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8. нетрудоспособные граждане.
Члены семей указанных выше граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.[21]
Право на пенсию в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении имеют:
- граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.[17]
Право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении предоставляется:
- гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
- участникам Великой Отечественной войны.
- родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак.
- гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении
- гражданам, награжденным знаком "Житель блокадного Ленинграда".
- членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении.[2]
Таким образом, главная цель создания государственной пенсионной системы — отделить эту пенсионную систему, финансируемую за счет средств федерального бюджета, от другой — системы обязательного пенсионного страхования. Следовательно, критерием разграничения двух пенсионных систем являются финансовые источники. По своей сути создана в определенной степени привилегированная система обеспечения пенсиями некоторых категорий лиц, находящихся на государственной службе. Такой вывод напрашивается, исходя из условий и норм их обеспечения, содержащихся в Законе о государственном пенсионном обеспечении.
1.2 Субъекты и объекты пенсионных правоотношений
Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионных отношений возникает с появлением права на определенный тип пенсии: иногда гражданин имеет одновременно права на два или три вида пенсии (старость, стаж работы и инвалидности). Но он может вступать в пенсионные отношения только для одного вида пенсии по своему выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсий (для инвалидов войны, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по инвалидности, а также для родителей умерших от военных действий, которые могут получать пенсию по старости) пенсия и минимальная пенсия в случае потери кормильца), пенсионные отношения в отношении выплаты пенсии возникают с одной стороны, поскольку комиссия при назначении пенсии определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии.[13]
С назначением пенсии комиссией по пенсии процедурные отношения, как указывалось ранее, трансформируются в пенсионные отношения, и гражданин называется пенсионером.
В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты - пенсионеры различаются в зависимости от типа получаемой ими пенсии, то есть в отношении пенсии по возрасту правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, для пенсии по инвалидности - один из трех пенсионеров по инвалидности. степень инвалидности и ее причины (из-за производственной травмы, военного или из-за общего заболевания).
В правовых отношениях, касающихся пенсии за выслугу лет, правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж работы на определенных должностях, или пенсионер, имеющий установленный законом срок службы в армии.
В отношении пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом для получения этой пенсии является семья с инвалидами-иждивенцами умершего кормильца.
В правовых отношениях в связи с социальной пенсией правомочным субъектом является пенсионер пожилого возраста или лицо с общим заболеванием, которое не имеет страхового стажа, или семья на момент смерти такого кормильца. Вторым субъектом во всех этих пяти типах пенсионных отношений является агентство социального обеспечения, обязанное выплачивать назначенную пенсию (орган пенсионного фонда, для социальных пенсий - орган социальной защиты, а для военнослужащих - соответствующий орган Министерства обороны ( МВД, ФСБ, прокуратура).[31]
Объектом пенсионных правоотношений является систематическое получение пенсии по типу вида пенсионных отношений. Так, в пенсионных правоотношениях по пенсии по старости объектом этих правовых отношений между гражданином и соответствующим органом власти является регулярное получение пенсии по старости, а также в правовых отношениях о пенсии в случае потеря кормильца, семья получает пенсию умершего и т.д.
Субъективное право граждан в пенсионных отношениях включает их компетенцию выбирать пенсию определенного типа, ежемесячно получать пенсию выбранного размера в размере, установленном законом, и в порядке, выбранном гражданином. Размер пенсий строго регламентируется государством и не может быть установлен по соглашению сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбора способа получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в агентстве связи, перевод на лицевой счет пенсионера в банке. Метод получения пенсии, выбранный гражданином, является юридически обязательным для пенсионера.
К числу субъективных прав гражданина в пенсионных отношениях относятся некоторые другие его полномочия - требовать пересчета пенсий в связи с увеличением пенсионного капитала в связи с работой после назначения пенсии; перевод с одного вида пенсии на другой и т.д.[34]