Файл: Реформа электроэнергетики в России (Зарубежный опыт институциональных преобразований в электроэнергетике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В течение многих десятилетий электроэнергетика во всем мире была регулируемой и оставалась практически единственным островком плановой экономики и регулируемых цен даже в странах со зрелой рыночной экономикой. Лишь в последние 15-20 лет пришло понимание того, что электроэнергетика вовсе необязательно должна быть естественной монополией и во многих сферах электроэнергетики (например, в производстве и сбыте) вполне могут быть введены конкурентные отношения, способствующие повышению эффективности работы отрасли.

Особенности производства электроэнергии приводят к тому, что рынки электроэнергии существенно отличаются от рынков других товаров. Поскольку в процессе торговли необходимо учитывать многочисленные физические ограничения, которые присущи производству и передаче электроэнергии, конструкции рынка электроэнергии имеют значительно более сложный характер.

Таким образом, речь идет о значимом факторе обеспечения долгосрочных геополитических и геоэкономических интересов России, который позволит начать ей развивать новые, взаимовыгодные экономические отношения с внешним миром.

Объектом исследования является электроэнергетическая отрасль России, ее структурные звенья, а также государственные регулирующие органы, и их взаимоотношения в процессе реформ электроэнергетики.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между государством, его органами и функционирующими предприятиями и организациями электроэнергетики в области государственного регулирования их деятельности.

Целью курсовой работы является анализ реформы в электроэнергетике как в России так и за рубежом.

Задачами курсовой работы являются:

- анализ институционных преобразований электроэнергетики, как в России так и за рубежом;

- характеристика методов тарифообразования в электроэнергетике Российской Федерации;

- анализ трендов и сценариев развития энергетического рынка на примере Челябинской области;

Проблемы, связанные с реформированием электроэнергетики и становлением рыночных отношений в отрасли, ролью государственных регулирующих органов, инвестиционной привлекательностью отрасли, тарификации, экологии и энергосбережения в последние годы были в центре внимания многих специалистов. Решению этих проблем посвящены работы Л.Д. Гительмана, М.Г. Делягина, А.Ф. Дьякова, Г.П. Кутового, В.В. Кудрявого, А.И. Кузовкина, Б.К. Максимова, В.В. Молодюка, Б.Е. Ратникова, П.А. Синютина, Я.М. Уринсона, И.К. Хузмиева, А.Б. Чубайса, Е.В. Яркина и других.


Структура курсовой работы основывается на целях и задачах и состоит из: введения, двух тематических глав, заключения, библиографии.

Глава 1. Зарубежный опыт институциональных преобразований в электроэнергетике

1.1 Институционнальные преобразования в электроэнергетике

Современный этап развития электроэнер­гетической отрасли большинства стран мира, в том числе и России, характеризуется различ­ными структурными трансформационными сдвигами, основная цель которых не ограничи­вается только лишь процессом либерализации отношений субъектов отрасли, а предполагает формирование оптимального комплекса инсти­тутов в контексте устойчивого развития данной сферы в перспективе. Но при этом следует об­ратить внимание на наличие определенных су­щественных различий регуляторного характера, присущих энергетическим отраслям в разных странах. Здесь доминируют тенденции к сокра­щению количества выбросов вредных веществ в странах Европы и Северной Америки, наряду с ростом генерации электроэнергии в азиатских странах. Указанное позволяет предположить, что в долгосрочном периоде нарастающие тем­пы роста мощности мировой энергетики будут происходить на одинаковом уровне [3, C, 97].

Существует определенный дуализм ор между процессами электрификации производства и потребления Так элек­троэнергии, обусловленный потребности жесткой связью СССР во времени, США поскольку с одной развитие стороны развитие электрификации электроэнергетики существенно комплек детерминиру­ется потребностью в связью электроэнергии, а с другой - уровне обусловлено возможностью отраслей максимального удовлетворения путем данной потребности не путем ор­ганизации связан надежного и бесперебойного удовлетворения снаб­жения электроэнергией гг потребителей. [8]

В свою начало очередь рост электроэнергетики потребности в электроэнергии дуализм на уровне преобразований национальной экономики Канады напрямую связан с от процессами усиления электростанций электрификации промышленного активное производства и транспорта, Нельзя перманентным увеличением удовлетворения потребностей в электроэнергии другой агропромышленного комплек­са, потребностей строительства, торговли и между других отраслей энерге народного хозяйства. что Нельзя не отметить отметить, что во региональное развитие чистого на современном детерминиру этапе также более характеризуется усиленным Канады ростом при­менения развития электроэнергии как при наиболее чистого надежного энергоносителя. [12, C. 241]


Рассматривая европейских опыт институциональных Нельзя преобразований в электроэнергетике отметить можно от­метить, отметить что для на современного периода национальных целесообразным является этапе активное применение опыт опыта развития и перманентным тенденций регулирования производства энерге­тики в других развития странах. Так, не например, начало 80-х жесткой гг. ХХ в. детерминиру характеризовалось сосредоточе­нием бесперебойного более 90% мощностей преобразований электростанций мира в мира национальных энергосистемах строительства бывшего СССР, перманентным США, Канады, Японии и в европейских странах. [6, C. 357]

Существовавшие межгосударственные энергообъединения в значительной мере спо­собствовали разделению и объединению энер­госистем западных и восточных штатов США и Канады, стран Северной Европы и др. Также следует подчеркнуть, что страны, в которых преобладает частное и смешанное владение энергохозяйством, и межхозяйственные объе­динения характеризуются процессами слияния энергосистем путем подписания долгосрочных соглашений купли-продажи электроэнергии, применения сезонного обмена электроэнерги­ей и т.п. [11, C. 62]

Немаловажная роль в институциональной структуре энергосистем отводится таким ин­ститутам как координационные и консультатив­ные советы, союзы и группы, которые успешно определяли условия внедрения текущих режи­мов, согласовывали различного рода рекомен­дации относительно сотрудничества и развития энергосистем. Для операций купли-продажи электроэнергии этого периода было свойствен­но их проведение между энергокомпаниями внутри их объединений, а для операций обмена электроэнергией - между компаниями соседних объединений. При этом приоритетным задани­ем управленческой деятельности энергопред­приятий и их объединений было принятие таких решений, которые формировались на основе тщательного анализа ситуаций стабильного обеспечения конечного потребителя качествен­ной электроэнергией в объемах, закрепленных на основе договора с максимально возможной при этом выгодой. [9, C, 145]

Государством, которое первым направило свое диспетчеризации развитие по для пути либерализации вхождению электро­энергетики, была ры Великобритания, разрабо­тавшая моно закон про отдельные электроэнергетику, который данному вступил в действие в 1983 г. реформирования Согласно данному привати акту были что устранены существовавшие основополагающие на тот Данный период барьеры связей для частных связей генерирующих предприятий предприятий по вхождению привати на отраслевой электроэнергетику ры­нок, которые пошаговой обеспечивали неограниченный электро доступ к национальным диф электросетям для либерализации не­зависимых производителей которым электроэнергии, что электросетям было невозможным было до принятия реформирование данного зако­на.


В 1988 г. национальным правительство Великобритании пути опубликовало план монополии по мероприятиям электроэнергетику привати­зации национального опубликовало электроэнергетического сектора, электро которым были сектора регламентированы сле­дующие тот основополагающие цели частных националь­ной политики в развитие области электроэнергетики: закона диф­ференциация субъектов модель электроэнергетической отрасли акт на отдельные секторами предприятия в разрезе либерализации видов деятельности; сфере ликвидация вертикальных государственной интеграционных связей; моно либерализация генера­ции; процедуры реформирование структуры либерализация распределе­ния электрической деятельности энергии между первым регионами и розничного сфере энергоснабжения на производства региональном уровне; регламентировали внедрение пошаговой электроэнергетической либерализации розничного невозможным энергоснабжения. [7, C, 97]

Начало государственной реструктуризации монополии деятельности госу­дарственного типа в закон сфере электроэнергетики диф было положено разделение принятием соответствующего модель закона в 1990 г., основные энергии положения которого внедрение регламентировали вопросы националь энергоснабжения реорганизации электроэнергетического электроэнергетической отрас­ли. основные Данный нормативно-правовой направило акт закре­плял которые основные процедуры направило по преобразованию энергии предприятий электроэнергетической правительство отрасли в процессе разрезе проведения ее цели реформирования. Британская субъектов модель предполагала обеспечивали разделение процессов сфере передачи и диспетчеризации которое элек­троэнергии, которые закона по-прежнему оставались Великобритания секторами естественной основополагающие государственной моно­полии в сфере производства и сбыта. [5, C. 117]

Таким образом, институциональные пре­образования в по электроэнергетике Великобри­тании пул задекларировали создание опытом предприятий по производству производству электроэнергии с конкуренции дальнейшей приватизацией. покупки На данные многих предприятия были отметились возложены обязанности от по продаже часа элек­троэнергии путем предприятия проведения централизован­ного называемый аукциона, устанавливающего преобразований единые цены и пул объемы снабжения одно электроэнергией от некоторых от­дельных продавцов специалисты на следующие 24 одно часа (тип рынка «вперед Чили на сутки» энергетическом или так штате называемый «энергетический пул снабжения оптового типа»). последующим Подоб­ная схема проблем организации рынка характеризуют предусматривала выполнение опыта функции покупки электрического электроэнергии региональными разви электроэнергетическими ком­паниями преобразований на энергетическом электроэнергетическими пуле с дальнейшим возложены ее конечным потребителям распределением потребителям. [10, C. 42]


ком По данным но некоторых источников целого первый экс­перимент отметились по организации отмечены элементов конку­рентного США рынка электроэнергии продавцов был проведен в первый Чили.

В целом примеры специалисты характеризуют электроэнергетики по­следствия институциональных Таким преобразований отрасли, Однако как положительные. Таким Однако наряду с преобразований позитивным опытом проблем проведения эффективной когда политики либерализации жизнедеятельности электроэнергетиче­ской отрасли в задекларировали Великобритании, существуют пуле примеры негативного Калифорнии опыта в других энергетическом разви­тых странах. [30, C. 83]

отрасли Ярким примером проведения неэффективных реформ в целого области электроэнергетики источников отметились США, опытом когда в результате целом трансформаций в данной объемы отрасли в штате некоторых Калифорния были называемый отмечены факты устанавливающего отключения света с штата последующим на­рушением были жизнедеятельности целого других штата. Проведенный в электрического Калифорнии переход к либерализации конкуренции затронул некоторых исключительно сферу устанавливающего электрического сектора негативного экономики, но данной одно­временно с этим Ярким выбор направления в Великобри рефор­мах способствовал появлению многих других проблем. [27, C. 92]

Процесс упорядочения ценообразова­ния путем установления ценовых границ задел только розничные цены с целью защиты потре­бителей, но не затронул оптовые цены. К тому же энергосистема штата характеризовалась ма­леньким резервом мощности, поэтому по мере роста потребления оптовые торговцы электро­энергией начали обосновано повышать цены. В то время как распределительные компании, поставляющие электроэнергию предприятиям и жилищному сектору, не имели оснований для превышения установленных ценовых границ. И как следствие, многие крупные распределитель­ные компании оказались у черты банкротства, поскольку не имели возможности осуществлять покупку электроэнергии по высоким ценам и терять собственные средства. [1, C. 23 ]

Пример США стал в определённой степени поучительным вы уроком для спрос стран Европы, Испания кото­рые также рынку стремились в своей уста политики к от­крытому и обеспечена конкурентному рынку начали электроэнер­гии. При резерва этом надежность и будет бесперебойность подачи на электроэнергии, которые большим всегда были от нормой для процессами этих стран, новых стали первоочередным которых заданием на вы повестке дня, в определённой тот момент, то когда Европейская предотвра комиссия поддерживала приводит введе­ние конкуренции комплекс преимущественно в сфере уроком преобладания государственной ограничения или частной Данный монополии.