Файл: Сборник заданий формативного оценивания по предмету Химия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «Химия»
10 класс
(естественно-математическое направление)
Нур-Султан, 2019
2
Данный сборник заданий составлен в помощь учителю при планировании, организации и проведении формативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся в 10 классах. Сборник подготовлен на основе учебной программы и учебного плана.
Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут учителю предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания.
Рекомендательный характер сборника позволит адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Сборник предназначен для учителей средней школы, методистов, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Используемые условные обозначения:
* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения
со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть;
** используется одна из частей цели обучения учебной программы
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ....................................................................................................................................... 4
Раздел 10.1A Строение атома. ................................................................................................. 4
Раздел 10.1B Периодичность изменения свойств элементов и их соединений .................. 7
Раздел 10.1C Химическая связь ............................................................................................. 11
Раздел 10.1D Стехиометрия ................................................................................................... 14 2 четверть ..................................................................................................................................... 18
Раздел 10.2А Введение в термодинамику ............................................................................. 18
Раздел 10.2В Кинетика ............................................................................................................ 22
Раздел 10.2С Химическое равновесие ................................................................................... 26 3 четверть ..................................................................................................................................... 30
Раздел 10.3А Окислительно-восстановительные реакции .................................................. 30
Раздел 10.3BАналитические методы ..................................................................................... 34
Раздел 10.3C Элементы 17 группы ........................................................................................ 36
Раздел 10.3D Элементы 2(II) группы .................................................................................... 40
Раздел 10.3Е Введение в органическую химию ................................................................... 44 4 четверть ..................................................................................................................................... 48
Раздел 10.4А Непредельные углеводороды .......................................................................... 48
Раздел 10.4В Галогеноалканы ................................................................................................ 52
Раздел 10.4С Спирты............................................................................................................... 56
4
1 четверть
Раздел 10.1A Строение атома. Атом – сложная частица
Цель обучения
10.1.2.1 Объяснять физический смысл понятий «нуклиды» и «нуклоны»
Критерий оценивания
Обучающийся
Различает термины «нуклиды» и «нуклоны»
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Используя периодическую таблицу, заполните пустые ячейки:
Элемент Нуклид Атомный номер
Массово е число
Число протоно в
Число нейтрон ов
Число электроно в
Число нуклоно в
Натрий
11 23 12 11
Магний
24 12
Магний
12 12 25
Хлор
17 17 18
Хлор
17 37
Железо
30 26 56
Медь
63 29
Медь
29 29 65
2. Напишите определение термина нуклиды.
3. Атомы содержат электроны, нейтроны и протоны. Нуклоны – это …..
А количество нейтронов в ядре атома
В число протонов в ядре атома
С общее число нейтронов и протонов в ядре атома
D общее число частиц в атоме
Дескриптор
Обучающийся
заполняет пустые ячейки;
записывает определение термина нуклиды;
выбирает определение нуклонов.
5
Раздел
10.1A Строение атома. Решение задач на тему:
«Вычисление средней относительной атомной массы»
Цель обучения
10.1.2.2 Вычислять среднюю относительную атомную массу смеси природных изотопов элемента
Критерий оценивания
Обучающийся
Вычисляет среднюю относительную атомную массу стронция по данным распространённости природных изотопов
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Стронций содержит четыре изотопа с массами 84 (рапространенность 0.50%), 86
(рапространенность 9.9%), 87 (рапространенность 7.0%), и 88 (рапространенность
82.6%). Рассчитайте среднюю относительную атомую массу стронция.
2. Напишите определение термина изотопы.
Дескриптор
Обучающийся
записывает формулу для расчета средней атомной массы по данным распространенности природных изотопов;
рассчитывает среднюю относительную атомую массу стронция;
записывает определение термина изотопы.
6
Раздел
10.1A Строение атома. Радиоактивность
Цель обучения
10.1.2.5 Составлять уравнения ядерных реакций
10.1.2.3 Объяснять природу радиоактивности и применение радиоактивных изотопов
Критерий оценивания
Обучающийся
Составляет уравнения ядерных реакций
Описывает области применения радиоактивных изотопов
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
1. Напишите недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях:
1 2
3 4
1 2
3 4
2. Назовите области применения радиоактивных изотопов.
Дескриптор
Обучающийся
определяет недостающие обозначения в ядерных реакциях;
перечисляет области применения радиоактивных изотопов.
7
Раздел 10.1B Периодичность изменения свойств элементов и их соединений
Цель обучения
10.2.1.1 Описывать закономерности изменения свойств атомов химических элементов: радиуса, энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательности и степени окисления
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает закономерности изменения свойств химических элементов
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
В приведенной ниже таблице показаны элементы третьего периода периодической системы, количество электронов на их внешнем энергетическом уровне, степени их окисления в их общих соединениях и температуры плавления:
(a) Опишите и объясните изменение степени окисления элементов в периоде слева направо.
(b) Три элемента, Na, Mg и Al, являются металлами.
Назовите элемент с наиболее выраженными металлическими свойствами.
Объясните свой выбор.
(с) Кремний имеет сходную структуру с алмазом.
Объясните, почему в этом периоде кремний имеет самую высокую температуру плавления
Дескриптор
Обучающийся
описывает изменение степени окисления элементов;
объясняет изменение степени окисления;
называет химический элемент;
объясняет свой выбор;
объясняет высокую температуру плавления кремния.
8
Раздел
10.1В Периодичность изменения свойств элементов и их соединений
Цель обучения
10.2.1.2 Объяснять закономерности изменений кислотно - основных свойств оксидов, гидроксидов и водородных соединений химических элементов по периодам и группам
Критерий оценивания
Обучающийся
О
писывает закономерности изменения кислотно - основных свойств оксидов и гидроксидов элементов третьего периода
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Опишите закономерности изменения кислотно - основных свойств оксидов и гидроксидов элементов третьего периода.
Приведите пример реакции, иллюстрирующей основные свойства оксида магния.
Дескриптор
Обучающийся
описывает закономерности изменения кислотно - основных свойств;
приводит пример, описывающий свойство основных оксидов.
9
Раздел
10.1В Периодичность изменения свойств элементов и их соединений
Цель обучения
10.2.1.3 Прогнозировать закономерности изменений свойств соединений химических элементов по периодам и группам
Критерий оценивания
Обучающийся
Прогнозирует закономерности изменений свойств соединений химических элементов по периодам и группам.
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Напишите в таблице, как изменяются свойства атомов химических элементов в
периоде, на примере элементов 3-го периода.
Li
Be
B
C
O
F
Радиус атома
Энергия ионизации
Сродство к электрону
Электроотрицательность
Степень окисления
2. Напишите в таблице, как изменяются свойства атомов химических элементов в группе, на примере элементов 2-й группы.
Li
Na
K
Rb
Cs
Радиус атома
Энергия ионизации
Сродство к электрону
Электроотрицательность
Степень окисления
Дескриптор
Обучающийся
описывает закономерности изменения свойств в периоде;
описывает закономерности изменения в группе.
10
Раздел
10.1В Периодичность изменения свойств элементов и их соединений
Цель обучения
10.2.1.4 Прогнозировать свойства химических элементов и их соединений по положению в периодической системе.
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает свойства химических элементов и их соединений по положению в периодической системе
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
(a) В периодической таблице найдите химический элемент №19.
(i) Предложите, будет ли элемент металлом или неметаллом?
(ii) Кислотные или основные свойства будут характерны для его оксида?
(iii) Приведите формулу соответствующего гидроксида.
(iv) Напишите уравнения двух реакций, доказывающих характер данного оксида.
(b) В периодической таблице найдите химический элемент №16.
(i) Предложите, будет ли элемент металлом или неметаллом?
(ii) Кислотные или основные свойства будут характерны для его оксида?
(iii) Приведите формулу соответствующего гидроксида.
(iv) Напишите уравнения двух реакций, доказывающих характер данного оксида.
Дескриптор
Обучающийся
− описывает свойства элемента и его соединений;
− указывает характер его соединений;
− записывает уравнения реакций.
11
Раздел 10.1C Химическая связь
Цель обучения
10.1.4.3 Описывать свойства ковалентной связи
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает характерные свойства ковалентной связи
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Характерные свойства ковалентной связи определяют химические и физические свойства соединений.
Перечислите эти свойства и объясните их.
Дескриптор
Обучающийся
перечисляет свойства ковалентной связи;
объясняет свойства ковалентной связи.
12
Раздел
10.1C Химическая связь
Цель обучения
10.1.4.7 Составлять диаграмму «точек и крестов» для соединений с ковалентной связью
10.1.4.9 Составлять диаграмму «точек и крестов» для соединений с ионной связью
Критерий оценивания
Обучающийся
Изображает электронную формулу соединений с ковалентной и ионной связью с помощью диаграммы
«точек и крестов»
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Изобразите электронную формулу:
(а) водорода,
(b) хлороводорода,
(с) хлорида натрия с помощью диаграммы «точек и крестов».
Покажите только внешние электроны. водород хлороводород хлорид натрия
Дескриптор
Обучающийся
составляет диаграмму «точек и крестов» для соединений с ковалентной связью;
составляет диаграмму «точек и крестов» для соединений с ионной связью.
13
Раздел
10.1C Химическая связь
Цель обучения
10.1.4.13
Прогнозировать свойства соединений с различными видами связи и типами кристаллических решеток
Критерий оценивания
Обучающийся
Прогнозирует свойства соединений с различными видами связи и типами кристаллических решеток
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу:
Тип кристалличе- ской решетки
Вид химической связи
Природа частиц в узлах решетки
Примеры
Свойства ионная ионная ионы оксид магния, хлорид натрия нелетучие, твердые, тугоплавкие, их растворы и расплавы проводят электрический ток отдельные атомы, связанные ковалентными связями молекулярная железо, медь
Дескриптор
Обучающийся
заполняет таблицу, прогнозируя свойства для каждого типа кристаллической решетки.
14
Раздел 10.1D Стехиометрия
Цель обучения
10.1.1.1 Называть формулировки и границы применимости основных стехиометрических законов химии: закона сохранения массы, закона объемных отношений, закона Авогадро
Критерий оценивания
Обучающийся
Сопоставляет название законов, имена ученых и год открытия с формулировкой стехиометрических законов химии
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Используя приведенные ниже названия законов, имена ученых и даты открытия законов, заполните таблицу:
Название закона
Ученый, год открытия
Формулировка закона
В равных объёмах различных газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) содержится одинаковое число молекул.
При неизменных температуре и давлении объёмы вступающих в реакцию газов относятся друг к другу, а также к объёмам образующихся газообразных продуктов, как небольшие целые числа.
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции
Закон Авогадро Закон сохранения массы веществ Закон объёмных отношений
М.В.Ломоносов, 1748 г А.Авогадро, 1811 г Ж.Гей-Люссак, 1805 г
2. Дана схема производства железа из железного колчедана:
2. Опираясь на закон сохранения массы веществ, рассчитайте массу пирита, содержащего
70% дисульфида железа, необходимого для получения 5.6 тонн чистого железа.
Дескриптор
Обучающийся
заполняет таблицу;
вычисляет массу дисульфида железа;
составляет пропорцию для расчета массы железа;
вычисляет массу железа.