Файл: Сборник заданий формативного оценивания по предмету Химия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30
3 четверть
Раздел 10.3А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения
10.2.3.1
Составлять уравнения окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса
Критерий оценивания
Обучающийся

Балансирует уравнения окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций методом электронного баланса, сбалансируйте превращения:
1) Li + О
2
→ Li
2
O;
2) MnO
2
+ Al → A1 2
O
3
+ Mn;
3) KOH + Cl
2
→ KC1O + KC1 + H
2
O;
4) HNO
3
→ NO
2
+ O
2
+ H
2
O
5) Fe
2
O
3
+ CO → Fe + CO
2 6) CO + I
2
O
5
→ CO
2
+ I
2
Укажите процессы окисления, восстановления, окислитель и восстановитель для каждой реакции.
Дескриптор
Обучающийся
− расставляет коэффициенты;
− определяет процессы окисления, восстановления;
− указывает окислитель и восстановитель.

31
Раздел
10.3А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения
10.2.3.2
Составлять уравнения окислительно- восстановительных реакций методом электронно- ионного баланса (полуреакций)
Критерий оценивания
Обучающийся

Балансирует уравнения окислительно- восстановительных реакций методом полуреакций
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
В школьном эксперименте к раствору дихромата калия, имеющему оранжевую окраску
(подкисленному серной кислотой), прилили раствор сульфата железа (II) до изменения окраски
Молекулярное уравнение:
K
2
Cr
2
O
7
+ ...FeSO
4
+ ...H
2
SO
4
→ Cr
2
(SO
4
)
3
+ ...Fe
2
(SO
4
)
3
+ K
2
SO
4
+....H
2
O
(а) Составьте электронно-ионные полуреакции.
(b) Определите окислитель.
(с) Определите восстановитель.
(d) Расставьте коэффициенты.
Дескриптор
Обучающийся
− составляет электронно-ионные полуреакции;
− определяет окислитель;
− определяет восстановитель;
− расставляет коэффициенты.

32
Раздел
10.3А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения
10.2.3.8 Описывать сущность процесса электролиза
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает сущность процесса электролиза
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
(а) Расплав бромида свинца (II) подвергается электролизу с помощью устройства, изображенного ниже:
Отрицательный электрод называется катодом.
Укажите название положительного электрода.
(b) Опишите процессы, происходящие на электродах: на отрицательном электроде: на положительном электроде:
(с) Спрогнозируйте продукты электролиза расплавленного бромида свинца (II) на отрицательном электроде: на положительном электроде:
(d) Составьте уравнение электролиза расплавленного бромида свинца (II).
Дескриптор
Обучающийся
− записывает название положительного электрода;
− описывает процессы, происходящие на электродах;
− прогнозирует продукты электролиза;
− составляет уравнение электролиза.


33
Раздел
10.3А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения
10.2.3.9
Применять эмпирические правила для прогнозирования продуктов электролиза на электродах
Критерий оценивания
Обучающийся

Прогнозирует продукты электролиза раствора электролита
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Диаграмма представляет электролиз раствора хлорида натрия:
NaCl
(aq)
X Cl
2
катод пористая перегородка анод
Определите продукты X и Y:
Напишите суммарное уравнение электролиза раствора хлорида натрия.
X
Y
А водород раствор гидроксида натрия
Б водород соляная кислота
С кислород раствор гидроксида натрия
Д кислород соляная кислота
Дескриптор
Обучающийся
− определяет продукты электролиза;
− записывает суммарное уравнение электролиза.

34
Раздел 10.3BАналитические методы
Цель обучения
10.1.4.16 Описывать принцип разделения веществ методом бумажной хроматографии и рассчитывать коэффициент удерживания для выделяемого компонента
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает способ расчёта коэффициента удерживания компонента смеси
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Бумажная хроматография выполняется тремя различными смесями красителей. Каждая смесь содержит по крайней мере один из красителей W, X, Y и Z.
В таблице ниже приведены радиочастотные значения красителей в трех смесях.
Какой вывод правильный? Объясните ваш выбор.
1) Краситель находится ближе всего к фронту растворителя и присутствует только в смеси 1 и смеси 3.
2) Краситель X продвинулся дальше по хроматографической бумаге.
3) Краситель Y является единственным красителем, присутствующим во всех трех смесях. D.
4) Краситель Z находится ближе всего к фронту растворителя и встречается только в двух смесях.
Дескриптор
Обучающийся
− находит правильный вывод;
− объясняет свой выбор.

35
Раздел
10.3BАналитические методы
Цель обучения
10.1.4.16 Описывать принцип разделения веществ методом бумажной хроматографии и рассчитывать коэффициент удерживания для выделяемого компонента
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает разделение веществ методом бумажной хроматографии
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Хроматография - метод, используемый для того, чтобы отделить окрашенные в различные цвета компоненты смеси.
(а) На чем основан принцип разделения веществ методом бумажной хроматографии?
(b) Положение хроматографических зон в бумажной хроматографии характеризуют величиной Rf, представляющей собой отношение пути, пройденного центром хроматографической зоны, к пути, пройденному фронтом растворителя.
В стандартизованных условиях эта величина постоянна для каждого вещества и используется для его идентификации.
Какой краситель имеет значение Rf 0,7?
Дескриптор
Обучающийся
− описывает принцип разделения веществ методом бумажной хроматографии;
− рассчитывает коэффициент удерживания компонента.


36
1   2   3   4

Раздел 10.3C Элементы 17 группы
Цель обучения
10.2.1.5 Объяснять закономерности изменения физических и химических свойств галогенов в группе
Критерий оценивания
Обучающийся

Объясняет закономерности изменения физических и химических свойств галогенов в VII группе
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Бром - галоген VII группы. Свойства некоторых галогенов приведены в таблице ниже:
Используя информацию в таблице:
(i) Выведите агрегатное состояние фтора при -200 °C.
(ii) Опишите, как изменяется температура плавления элементов в VII группе.
(iii) Предположите плотность брома.
(iv) Запишите число полностью заполненных электронных оболочек в атоме хлора.
(b) Бромная вода вступает в реакцию с раствором йодида калия с образованием йода и бромида калия.
(i) Завершите уравнение реакции: Br
2
+ 2KI → ……….. + 2KBr
(ii) Объясните, почему бромная вода не вступает в реакцию с водным раствором хлорида калия.
(с) Бром вступает в реакцию с фтором и образует трифторид брома BrF
3
Напишите уравнение реакции образования трифторида брома.
Дескриптор
Обучающийся
− определяет агрегатное состояние фтора;
− описывает изменение температуры плавления галогенов;
− предлагает плотность брома;
− записывает число заполненных электронных слоев в атоме хлора;
− дописывает уравнение реакции;
− объясняет невозможность протекания реакции;
− пишет уравнение реакции образования трифторида брома.

37
Раздел
10.3C Элементы 17 группы
Цель обучения
10.2.1.6
Составлять уравнения окислительно- восстановительных реакций галогенов
Критерий оценивания
Обучающийся

Составляет окислительно-восстановительные свойства галогенов
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. (а) Галогены являются сильными окислителями и реагируют со многими простыми и сложными веществами.
(i) Завершите уравнение реакции хлора с водородом: Cl
2
+ ………. → ……HCl
(ii) Составьте уравнения полуреакций окисления-восстановления с помощью электронного баланса:
(b) Галогены представляют собой группу элементов с двухатомными молекулами.
(i) Хлор вступает в реакцию с водным раствором йодида натрия.
Cl
2
+ 2NaI → I
2
+ 2NaCl
Какое изменение цвета будет наблюдаться в растворе? от______________________________ к ______________________________
(ii) Объясните, почему возможна данная реакция.
(с) Опишите реакцию галогенов со щелочами.
Щелочь
Продукты реакции
А) холодная горячая
Cl
2
+ KOH → KClO + KCl
3Cl
2
+ 6KOH → KClO
3
+ 5KCl + 3Н
2
О
Б) холодная горячая
3Cl
2
+ 6KOH → KClO
3
+ 5KCl + 3Н
2
О
Cl
2
+ KOH → KClO + KCl
Выберите правильный ряд ______________________
Дескриптор
Обучающийся
− дописывает уравнение реакции;
− составляет уравнения полуреакций;
− пишет изменение цвета;
− объясняет возможность протекания реакции;
− выбирает соответствующий ряд.


38
Раздел
10.3C Элементы 17 группы
Цель обучения
10.2.1.7
Планировать и проводить работу по экспериментальному распознаванию галогенид ионов
Критерий оценивания
Обучающийся

Характеризует качественные реакции на галогенид ионы
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Водный раствор Z содержит смесь хлорида натрия и йодида натрия.
1. (a) К Z в пробирке добавляется избыточный водный раствор нитрата серебра, образуется желтый осадок.
Объясните цвет этого осадка.
(b) Затем в пробирку в подпункте (i) добавляется водный раствор аммиака. Масса осадка уменьшается.
Объясните это наблюдение.
Дескриптор
Обучающийся
− объясняет цвет осадка галогенидов;
− объясняет уменьшение массы осадка.

39
Раздел
10.3C Элементы 17 группы
Цель обучения
10.2.1.8
Объяснять использование хлора для обеззараживания воды и оценивать преимущества и недостатки данного процесса
Критерий оценивания
Обучающийся

Оценивает преимущества и недостатки использования хлора для очистки воды
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Хлор используют для обеззараживания воды.
(а) Объясните преимущества использования хлора для очистки воды.
(b) Сформулируйте недостатки использования хлора для очистки воды.
Дескриптор
Обучающийся
− объясняет преимущества использования хлора для очистки воды;
− объясняет недостатки использования хлора для очистки воды.

40
Раздел 10.3D Элементы 2(II) группы
Цель обучения
10.2.1.10
Объяснять закономерности изменения физических свойств элементов 2 (II) группы
Критерий оценивания
Обучающийся

Объясняет закономерности изменения физических свойств элементов 2 (II) группы
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
В таблице приведены значения плотностей элементов 2 (II) группы.
Металл
Плотность, г/см
3
Be
1,86
Mg
1,74
Ca
1,54
Sr
2,60
Ba
3,50
Ra
5,00
Объясните, почему плотность элементов 2 (II) группы сверху вниз в группе увеличивается.
Дескриптор
Обучающийся
− объясняет закономерность изменения плотности элементов 2
(II) группы.

41
Раздел
10.3D Элементы 2(II) группы
Цель обучения
10.2.1.11
Объяснять закономерности изменения химических свойств элементов 2 (II) группы
Критерий оценивания
Обучающийся

Объясняет закономерности изменения химических свойств элементов 2 (II) группы.
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
(а) Закончите предложения:
В ряду щелочноземельных металлов …
Восстановительные свойства элементов сверху вниз …
Объясняется это тем, что радиусы атомов ….… и способность отдавать электроны……..
Основные свойства оксидов и гидроксидов ……
(b) Закончите уравнения химических реакций:
CaO + H
2
O →
BaO + HNO
3

Ca (OH)
2
+ CO
2

Sr(OH)
2
+ HCl →
Ba(OH)
2
+ FeCl
3

Дескриптор
Обучающийся
− дописывает предложения;
− дописывает уравнения химических реакций