Файл: Сборник заданий формативного оценивания по предмету Химия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
Раздел
10.1D Стехиометрия
Цель обучения
10.2.2.2 Вычислять количества вещества (массу, объем и количество частиц) продуктов реакций по известным количествам (массам, объемам и количеству частиц) исходных веществ, если одно из них взято в избытке и содержит определенную долю примесей
Критерий оценивания
Обучающийся
Производит расчеты по химическим уравнениям, если одно из них взято в избытке и содержит определенную долю примесей
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
При взаимодействии цинка с избытком раствора соляной кислоты выделилось 1,12 л водорода (н.у.). Вычислите массу образовавшейся соли и массу данного образца цинка, содержащего 10% примесей.
Дескриптор
Обучающийся
составляет уравнение реакции;
рассчитывает количество вещества;
составляет пропорцию;
вычисляет массу «чистого» цинка;
вычисляет массу технического цинка;
вычисляет массу соли.
16
Раздел
10.1D Стехиометрия
Цель обучения
10.2.2.1Производить расчеты с применением понятий
«молярная концентрация», «молярный объем» при нормальных и стандарных условиях
Критерий оценивания
Обучающийся
Вычисляет объем продукта реакции при нормальных и стандарных условиях по объему раствора реагента с определенной молярной концентрацией
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Рассчитайте:
(а) Какой объем при нормальных условиях (н.у.) занимают 56 г газообразного азота?
(b) Сколько литров это составит при стандарных условиях?
(с) Какой объем диоксида углерода образуется при действии на избыток карбоната кальция 200 мл 0,5 молярного раствора соляной кислоты?
Дескриптор
Обучающийся
− записывает формулу для расчета количества вещества;
− вычисляет объем азота;
− переводит объем при нормальных условиях на объем при стандарных условиях;
− составляет уравнение реакции;
− рассчитывает количество вещества;
− составляет пропорцию;
− вычисляет объем диоксида углерода.
17
Раздел
10.1D Стехиометрия
Цель обучения
10.2.2.3 Вычислять выход продукта в процентах от теоретически возможного
Критерий оценивания
Обучающийся
Вычисляет выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
При взаимодействии натрия количеством вещества 0,5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход продукта реакции в (%) от теоретического.
Дескриптор
Обучающийся
составляет уравнение реакции;
рассчитывает количество вещества;
вычисляет теоретический объем;
вычисляет выход газа.
18
2 четверть
Раздел 10.2А Введение в термодинамику
Цель обучения
10.3.1.1 Понимать, что изменения внутренней энергии и энтальпии являются тепловыми эффектами
Критерий оценивания
Обучающийся
Характеризует реакцию с точки зрения изменения внутренней энергии и энтальпии
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ниже приведена энергетическая диаграмма реакции лимонной кислоты с гидрокарбонатом натрия.
Определите, является ли данная реакция экзотермической или эндотермической.
Объясните свой выбор.
Дескриптор
Обучающийся
− определяет тип реакции;
− объясняет свой выбор.
19
Раздел
10.2А Введение в термодинамику
Цель обучения
10.3.1.2 Понимать, что химические реакции включают в себя процессы разрыва связей и образования новых химических связей
Критерий оценивания
Обучающийся
Определяет тип реакции по значениям энергий при процессах разрыва и образования химических связей
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1 (а) Найдите строку, которая описывает эндотермическую реакцию:
(b) Найдите строку, которая описывает экзотермическую реакцию.
Дескриптор
Обучающийся
− определяет эндотермическую реакцию;
− определяет экзотермическую реакцию.
20
Раздел
10.2А Введение в термодинамику
Цель обучения
10.3.1.5 Объяснять энтропию как меру беспорядка в системе и вычислять ее по справочным данным
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает энтропию как меру беспорядка в системе и вычисляет ее по справочным данным.
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. (а) Напишите определение энтропии.
(b) Ниже приведена таблица термодинамических справочных данных.
(i)
Вычислитe изменение энтропии при 298,15 К в реакции:
4NH
3(г)
+ 5O
2(г)
→ 4NО
(г)
+ 6H
2
O
(ж)
(ii) Объяснитe знак и величину S
о.
Дескриптор
Обучающийся
− дает определение энтропии;
− вычисляет изменение энтропии в реакции;
− объяснитe знак и величину энтропии.
21
Раздел
10.2А Введение в термодинамику
Цель обучения
10.3.1.7 Прогнозировать самопроизвольное протекание реакции по термодинамическим данным
Критерий оценивания
Обучающийся
Определяет возможность самопроизвольного протекания реакции по термодинамическим данным
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
В таблице ниже приведены значения стандартных энергий Гиббса для веществ, участвующих в реакции С
4
Н
10(г)
→ 2С
2
Н
4(г)
+ Н
2(г)
Используя справочные термодинамические данные, определите, может ли при 298 К самопроизвольно протекать данная реакция.
Дескриптор
Обучающийся
− рассчитывает изменение энергии Гиббса;
− прогнозирует самопроизвольное протекание реакции.
22
Раздел 10.2В Кинетика
Цель обучения
10.3.2.7 Экспериментально изучить влияние концентрации на скорость химических реакций
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает влияние концентрации на скорость химических реакций
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Скорость реакции между магнием и избытком разбавленной соляной кислоты определялась измерением массы магния, присутствующего в реакционной смеси в регулярные промежутки времени. Было проведено два эксперимента. В обоих экспериментах использовалось 0.1г магниевой ленты. Кислота в эксперименте 1 была менее концентрирована, чем в эксперименте 2.
(а) Какой график показывает результаты экспериментов?
(b) Объясните свой выбор
Дескриптор
Обучающийся
− выбирает график, соответствующий результатам экспериментов;
− объясняет свой выбор.
23
Раздел
10.2В Кинетика
Цель обучения
10.3.2.6 Экспериментально изучить влияние температуры на скорость химических реакций
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает влияние температуры на скорость химических реакций
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Студент исследовал скорость реакции цинка с разбавленной соляной кислотой.
(а) Завершите маркировку устройства, заполнив две ячейки:
(b) Ученица проводила реакцию при 20°C с использованием небольших кусочков цинка.
Она измеряла объем выделяемого в ходе реакции водорода.
(i) Опишите, как изменяется объем выделяемого водорода со временем.
(ii) В какое время реакция прекратилась?
(iii) Какой объем газа был получен в течение первых двух минут реакции?
(iv) На графике нарисуйте линию, показывающую изменение объема водорода при проведении реакции при 30°C. Все остальные условия остаются прежними.
Дескриптор Обучающийся
− вставляет в ячейки названия оборудования;
− описывает изменение объема выделяемого водорода;
− определяет объем водорода в течение первых двух минут;
− рисует линию изменения объема водорода при проведении реакции при 30°C.
24
Раздел
10.2В Кинетика
Цель обучения
10.3.2.11 Объяснять сущность процесса катализа
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает влияние катализатора на скорость химических реакций
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Перекись водорода, H
2
O
2
, разлагается на воду и кислород в присутствии катализатора, оксида марганца (IV) согласно уравнению: 2Н
2
О
2
(р-р) → 2Н
2
О(ж) + О
2
(г)
(a) Объясните, что понимают под термином катализатор.
Учащийся изучает скорость разложения перекиси водорода с помощью показанного устройства:
Он измеряет объем выделяемого кислорода через регулярные промежутки времени, пока реакция не закончится. Показан график результатов.
(b) определите, наибольшую скорость реакции.
Дескриптор
Обучающийся
− дает определение термину катализатор;
− определяет по графику наиболее высокую скорость реакции.
25
Раздел
10.2В Кинетика
Цель обучения
10.3.2.4
Производить расчеты, используя закон действующих масс
Критерий оценивания
Обучающийся
Производит расчеты, используя закон действующих масс
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Напишите математическое выражение закона действующих масс для реакции:
2NO
(г)
+2H
2(г)
→ N
2
O
(г)
+H
2
O
(г)
(b) Охарактеризуйте, при каких условиях скорость реакции и константа скорости реакции становятся эквивалентными.
(с) Во сколько раз изменится скорость прямой и обратной реакции в системе
2SO
2(г)
+ O
2(г)
↔2SO
3(г)
, если объем газовой смеси уменьшить в три раза?
В какую сторону сместится равновесие системы?
Дескриптор
Обучающийся
− пишет формулу закона действующих масс;
− приводит необходимые условия;
− рассчитывает изменение скорости прямой и обратной реакции.
26
Раздел 10.2С Химическое равновесие
Цель обучения
10.3.3.2 Прогнозировать влияние изменения температуры, концентрации и давления на химическое равновесие
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает влияние изменения температуры, концентрации и давления на химическое равновесие
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
(а) Показана обратимая реакция: 2NO
2(г)
↔ N
2
O
4(г)
∆н = - 58 кДж/моль
Выберите верное утверждение о равновесной смеси NO
2
и N
2
O
4
A
при повышении давления увеличивается количество N
2
O
4
B
при повышении температуры количество N
2
O
4
увеличивается
C
скорости образования и разложения N
2
O
4
неодинаковы
D
разложение N
2
O
4
является экзотермической реакцией
(b) Азот, водород и газообразный аммиак помещены внутри контейнера. Контейнер запечатывается. Через некоторое время наступает равновесие:
N
2(г)
+ 3H
2
(г)
↔ 2NH
3(г)
∆н = - 92 кДж/моль
Какое утверждение описывает равновесие в этом контейнере?
A
при понижении давления увеличивается количество аммиака
B
при повышении температуры количество аммиака уменьшается
C
скорости образования и разложения аммиака неодинаковы
D
разложение аммиака является экзотермической реакцией
Дескриптор
Обучающийся
− выбирает утверждение о равновесной смеси;
− описывает равновесие.
27
Раздел
10.2С Химическое равновесие
Цель обучения
10.3.3.7 Производить расчеты, связанные с константой равновесия
Критерий оценивания
Обучающийся
Проводит вычисления, связанные с константой равновесия
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) При некоторой температуре равновесные концентрации в системе:
2SО
2(г)
+ О
2(г)
↔2SO
3(г)
составляли: [SО
2
] = 0,10 моль/л, [О
2
] = 0,16 моль/л, [SО
3
] = 0,08 моль/л.
Вычислите константу равновесия и исходные концентрации SО
2
и О
2
(b) Определите равновесную концентрацию HI в системе:
H
2(г)
+ I
2(г)
↔ 2HI
(г)
, если при некоторой температуре константа равновесия равна 4, а исходные концентрации H
2
, I
2
и HI равны, соответственно, 1 моль/л, 2 моль/л и 0 моль/л.
Дескриптор
Обучающийся
− рассчитывает константу равновесия и исходные концентрации
SО
2
и О
2;
− рассчитывает равновесную концентрацию HI
28
Раздел
10.2С Химическое равновесие
Цель обучения
10.3.3.1 Объяснять динамический характер химического равновесия
Критерий оценивания
Обучающийся
Характеризует динамический характер химического равновесия
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Аммиак может быть получен при разложении карбоната аммония:
Реакция обратима и может достичь состояния равновесия.
График показывает, как выход аммиака при равновесии изменяется с температурой и давлением
1. (a) Что понимается под термином химическое равновесие? Почему его называют динамическим?
(b) Используя информацию из графика, объясните, является ли реакция эндотермической или экзотермической.
(c) Установите и объясните влияние увеличения давления на выход аммиака в этой реакции.
Дескриптор
Обучающийся
− записывает определение химического равновесия;
− определяет тип реакции по тепловому эффекту;
− объясняет влияние увеличения давления.
29
Раздел
10.2С Химическое равновесие
Цель обучения
10.3.3.8 Объяснять роль смещения химического равновесия для увеличения выхода продукта в химической промышленности на примере процесса Габера и окисления оксида серы и азота
Критерий оценивания
Обучающийся
Описывает процесс Габера как равновесный процесс
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Большая часть получаемого в промышленности аммиака производится в процессе
Габера.
(а) Напишите уравнение реакции процесса Габера.
(b) Заполните таблицу: Влияние изменения температуры и давления на выход аммиака.
Изменение условий
Выход (увеличивается /уменьшается)
Повышение температуры
Понижение температуры
Повышение давления
Понижение давления
(с) Объясните роль смещения химического равновесия для увеличения выхода аммиака.
Дескриптор
Обучающийся
− записывает уравнение реакции процесса Габера;
− заполняет таблицу;
− объясняет роль смещения химического равновесия