Файл: Сборник заданий формативного оценивания по предмету Химия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42
Раздел
10.3D Элементы 2(II) группы
Цель обучения
10.2.1.13 Планировать и проводить эксперимент по качественному определению катионов металлов 2 (II) группы
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает качественные реакции на катионы металлов
2 (II) группы
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Заполните таблицу:
Катион
Цвет пламени
Кирпично-красный
Sr
2+
Ва
2+
(b) Заполните таблицу:
Катион
Реактив-анион
Результат –цвет осадка
Са
2+
Ва
2+
Sr
2+
Дескриптор
Обучающийся
− заполняет таблицу качественных реакций цвета пламени;
− записывает качественные реакции металлов 2 (II) группы.

43
Раздел
10.3D Элементы 2(II) группы
Цель обучения
10.2.1.14 Составлять схему круговорота карбонатов в природе и называть области их применения
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает схему круговорота карбонатов в природе и называет области их применения
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) На диаграмме показан цикл карбоната кальция. Пронумеруйте стрелки и напишите уравнения реакций, соответствующие данным превращениям.
Назовите превращения.

Уравнения реакций
Названия превращений
(b) Известняк используется в сельском хозяйстве для снижения кислотности почвы и для обессеривания дымовых газов на электростанциях. Большинство культур произрастает на почвах, рН которых близок к 7. Карбонат кальция, который нерастворим в воде, и оксид кальция, который немного растворим в воде, оба используются для уменьшения кислотности почв.
(i) Предложите два преимущества использования карбоната кальция для этой цели
(ii) Объясните химию десульфурации дымовых газов.
(c) Назовите еще одну область использования карбоната кальция
Дескриптор
Обучающийся
− записывает уравнения реакций и называет превращения;
− предлагает два преимущества использования известняка;
− объясняет десульфурацию дымовых газов;
− называет другую область использования известняка.

44
Раздел 10.3Е Введение в органическую химию
Цель обучения
10.4.2.2
Различать эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную формулы углеводородов
Критерий оценивания
Обучающийся

Изображает эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную формулы углеводородов
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните таблицу:
Названия углеводородов
Эмпирическая формула
Молекулярная формула
Структурная формула
Пространственная формула этен
Дескриптор
Обучающийся
− изображает эмпирическую, молекулярную, структурную и пространственную формулы углеводородов;
− вписывает названия соответствующих углеводородов


45
Раздел
10.3Е Введение в органическую химию
Цель обучения
10.4.2.4 Объяснять формирование гомологических рядов и сходство свойств их гомологов
Критерий оценивания
Обучающийся

Объясняет образование гомологических рядов и сходство свойств их гомологов
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Алканы представляют собой гомологический ряд насыщенных углеводородов.
(а) Укажите, что подразумевается под термином «гомологический ряд».
(b) Заполните таблицу.
Название алкана
Молекулярная формула
Агрегатное состояние метан
СН
4
этан пропан
С
4
Н
10
пентан
С
6
Н
14
гептан
(с) Сформулируйте закономерность изменения агрегатного состояния от молекулярной массы.
Дескриптор
Обучающийся
− записывает определение гомологов;
− заполняет пропуски в таблице;
− формулирует закономерность.

46
Раздел
10.3Е Введение в органическую химию
Цель обучения
10.4.2.6 Называть виды изомерии и составлять формулы изомеров: структурных, положения связи, функциональных групп и межклассовых
Критерий оценивания
Обучающийся

Различает виды изомерии и составляет формулы изомеров: структурных, положения связи, функциональных групп и межклассовых.
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
(а) Показана структурная формула двух алканов.
2-метилпентан
2,3-диметилбутан
(i) Укажите термин, используемый для описания пары алканов, таких как 2- метилпентан и 2,3-диметилбутан.
(ii) Дайте определение данному термину.
(b) Составьте формулы 2-х изомеров, имеющих молекулярную формулу С
5
Н
10
:
(i) по положению связи;
(ii) межклассовые изомеры.
Дескриптор
Обучающийся
− называет термин;
− записывает определение термина;
− составляет формулы изомеров по положению связи;
− составляет формулы межклассовых изомеров.

47
Раздел
10.3Е Введение в органическую химию
Цель обучения
10.4.2.11 Составлять уравнения реакций галогенирования алканов
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает реакцию хлорирования этана.
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Этан подвергается реакции замещения хлором:
(a) Что означает термин "реакция замещения"?
(b) Укажите условие, необходимое для возникновения такой реакции.
(c) По какому механизму протекает данная реакция?
(d) Назовите стадии процесса галогенирования алканов:
1 стадия -____________________
2 стадия - ___________________
3стадия -____________________
(e) Напишите по 1 уравнению для каждой стадии этой реакции.
Дескриптор
Обучающийся
− дает определение термину "реакция замещения";
− указывает условия;
− называет механизм;
− называет стадии процесса галогенирования;
− записывает по 1 уравнению для каждой стадии.


48
4 четверть
Раздел 10.4А Непредельные углеводороды
Цель обучения
10.4.2.15 Различать молекулы цис- и транс-изомеров и понимать это как разновидность стереоизомерии
Критерий оценивания
Обучающийся

Изображает структурные формулы геометрических изомеров и прогнозирует возможность существования цис- транс-изомеров
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Соединения A, B, C имеют молекулярную формулу C
4
H
8
Они все обесцвечивают бромную воду и являются структурными изомерами друг друга.
(а) Нарисуйте структуры этих трех структурных изомеров.
(b) Только один из них показывает геометрическую изомерию.
(i) Разъясните значение термина геометрическая изомерия.
(ii) Изобразите структурные формулы цис- и транс-изомеров данного соединения.
(iii) Объясните, почему другие соединения не имеют цис- транс-изомеров.
Дескриптор
Обучающийся
− рисует структуры трех структурных изомеров;
− пишет определение термина геометрическая изомерия;
− изображает структурные формулы цис- и транс-изомеров;
− объясняет возможность существования цис- транс-изомеров.

49
Раздел
10.4А Непредельные углеводороды
Цель обучения
10.4.2.16 Различать электрофильные и нуклеофильные частицы
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает электрофильные и нуклеофильные частицы
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ниже приведены примеры нуклеофильных частиц:
(а) Напишите определение термина нуклеофил.
(b) Дайте определение термину электрофил:
(с) Приведите свои два примера:
Дескриптор
Обучающийся
− записывает определение термина нуклеофил;
− записывает определение термина электрофил;
− приводит примеры.

50
Раздел
10.4А Непредельные углеводороды
Цель обучения
10.4.2.17
Объяснять механизм электрофильного присоединения для алкенов
10.4.2.18
Прогнозировать продукты реакций присоединения к асимметричным алкенам
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает механизм электрофильного присоединения для алкенов и прогнозирует продукты реакции присоединения к асимметричным алкенам
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Метилпропен реагирует с HBr с образованием смеси двух структурных изомеров.
(а) Нарисуйте дисплей - формулу метилпропена и с ее помощью покажите механизм реакции с HBr.
Включите все необходимые заряды, диполи, неподеленные пары и фигурные стрелки.
(b) Объясните, почему X производится с более высоким выходом, чем Y.
Метилпропен
Дескриптор
Обучающийся
− показывает механизм реакции с включением всех необходимых зарядов, диполей, неподеленных пар и фигурных стрелок;
− объясняет более высокий выход одного продукта реакции.


51
Раздел
10.4А Непредельные углеводороды
Цель обучения
10.4.2.22
Составлять схему процесса производства полиэтилена
Критерий оценивания
Обучающийся

Иллюстрирует процесс производства полиэтилена
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Полиэтилен получают из этена.
(а) Этен это ............1............ углеводород, потому что он содержит углерод-углеродную
.............2.............. связь.
Общее название, данное малым молекулам, которые подвергаются полимеризации
...........3.............. .
Вставьте пропущенные слова 1, 2 и 3 (используя таблицу).
(b) На схеме показана часть молекулы полимера:
(i) Выделите структурное звено.
(ii) Определите, из какого мономера этот полимер может быть изготовлен.
Дескриптор
Обучающийся
− заполняет пробелы 1, 2 и 3 соответствующими словами;
− выделяет структурное звено;
− отмечает формулу мономера.

52
Раздел 10.4В Галогеноалканы
Цель обучения
10.4.2.36 Объяснять радикальный механизм реакций получения галогеноалканов
Критерий оценивания
Обучающийся

Описывает радикальный механизм реакции получения галогеноалканов
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Задание
Реакция галогенирования алканов протекает по радикальному цепному механизму, т.е. как цепь последовательных превращений с участием свободно-радикальных частиц.
Механизм радикального замещения приведен в таблице ниже:
Стадии радикального замещения
Названия стадий
Уравнения реакций
1 стадия зарождение цепи
2 стадия рост (развитие) цепи
3 стадия обрыв цепи
(а) К каким стадиям следует отнести следующие процессы:
1)
2)
(b) Объясните свой выбор.
Дескриптор
Обучающийся
− определяет стадии радикального замещения;
− объясняет свой выбор.

53
1   2   3   4