Файл: Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) Определить ранги по значению каждой величины ряда. (1,2,3,4…) Если первый ряд (x) ранжируется от меньшего значения к большему, то второй ряд
(у) следует ранжировать в том же порядке.
2) Определить разность рангов каждой пары ряда (х) и ряда (у): (d xy
)= (x) -
(у).
Они в сумме с учетом знаков равны нулю.
3) Возвести в квадрат полученные разности и суммировать их.
4) Рассчитать коэффициент корреляции рангов по формуле.
Прежде чем судить о степени связи между изучаемыми признаками, не- обходимо оценить достоверность коэффициента корреляции рангов. t =
Полученное значение критерия t оценивается по таблице t-критерия Стьюдента для числа степеней свободы n' = n-2. Коэффициент корреляции незначим, если рассчитанное значение меньше табличного.
Динамические ряды, методика анализа и применение в медицине.
При изучении динамики какого-либо явления прибегают к построению динамического ряда.
Динамический ряд - это ряд однородных статистических вели- чин, показывающих изменение какого-либо явления во времени и расположенных в хронологическом порядке через определенные промежутки времени.
Числа, составляющие динамический ряд,называются уровнями.
Уровень ряда- размер (величина) того или иного явления, достигнутый в определенный период или к определенному моменту времени. Уровни ряда могут быть представлены абсолютными, относительными или средними величинами.
Динамические ряды делятся на а) простые (состоящие из абсолютных величин) - могут быть:
1)
моментными- состоит из величин, характеризующих явление на какой-то определенный момент (статистические сведения, обычно регистрируемые на начало или конец месяца, квартала, года)
2)
интервальными - состоит из чисел, характеризующих явление за определенный промежуток времени (интервал) - за неделю, месяц, квартал, год (данные о числе родившихся, умерших за год, число инфекционных заболеваний за месяц). Особенностью интервального ряда является то, что его члены можно суммировать (при этом укрупняется интервал), или дробить. б) сложные (состоящие из относительных или средних величин).
Динамические ряды могут подвергаться преобразованиям, целью которых является выявление особенностей изменения изучаемого процесса, а также достижение наглядности.
Показатели динамического ряда: а) уровни ряда - величины членов ряда. Величина первого члена ряда носит название начального (исходного) уровня, величина последнего члена ряда - конечного уровня, средняя величина из всех членов ряда называется средним уровнем. б) абсолютный прирост (убыль) - величина разности между последующим и предыдущим уровнями; прирост выражается числами с положительным знаком, убыль - с отрицательным знаком. Значение прироста или убыли отражают изменения уровней динамического ряда за определенный промежуток времени. в) темп роста (снижения) - показывает отношение каждого последующего уровня к предыдущему уровню и обычно выражается в процентах. г) темп прироста (убыли) - отношение абсолютного прироста или убыли каждого последующего члена ряда к уровню предыдущего, выраженное в процентах. Темп прироста может быть вычислен также по формуле: Темп роста - 100%
Абсолютное значение одного процента прироста (убыли) - получается от деления абсолютной величины прироста или убыли на показатель темпа прироста или убыли за тот же период.
Для более наглядного выражения нарастания или убывания ряда можно преобразовать его путем вычисления показателей наглядности, показывающих отношение каждого члена ряда к одному из них, принятому за сто процентов.
Иногда динамика изучаемого явления представлена не в виде непрерывно меняющегося уровня, а отдельными скачкообразными изменениями. В этом случае для выявления основной тенденции в развитии изучаемого явления прибегают к выравниванию динамического ряда. При этом могут быть использованы следующие приемы: а) укрупнение интервала - суммирование данных за ряд смежных периодов. В результате получаются итоги за более продолжительные промежутки времени.
Этим сглаживаются случайные колебания и более четко определяется характер динамики явления. б) вычисление групповой средней - определение средней величины каждого укрупненного периода. Для этого необходимо суммировать смежные уровни соседних периодов, а затем сумму разделить на число слагаемых. Этим достигается большая ясность изменений во времени в) вычисление скользящей средней - в некоторой степени устраняет влияние случайных колебаний на уровни динамического ряда и более заметно отражает тенденцию явления. При ее вычислении каждый уровень ряда заменяется на среднюю величину из данного уровня и двух соседних с ним.
Чаще всего суммируются последовательно три члена ряда, но можно брать и больше г) графический метод - выравнивание от руки или с помощью линейки, циркуля графического изображения динамики изучаемого явления. д) выравнивание методом наименьших квадратов - один из наиболее точных способов выравнивания динамического ряда. Метод преследует цель устранить влияние временно действующих причин, случайных факторов и выявить основную тенденцию в динамике явления, вызванную воздействием только длительно действующих факторов. Выравнивание производится по линии, наиболее соответствующей характеру динамики изучаемого явления, при наличии основной тенденции к росту или снижению частоты явления.
Такой линией является обычно прямая,которая наиболее точно характеризует основное направление изменений, однако существуют и другие зависимости
(квадратическая, кубическая и т.д.). Этот метод позволяет дать количественную оценку выявленной тенденции, оценить средние темпы ее развития и рассчитать прогнозируемые уровни на следующий год.
38
Анализ динамического рядаопределяется показателями, характеризующими интенсивность его изменений и называемымикоэффициентами динамикик которым относятся:
1)
Абсолютный приростилиубыль(абсолютный размер разности уровней) - разность между последующим и предыдущим уровнем (дает возможность анализировать скорость происходящих изменений в ее абсолютном выражении).
2)
Темп приростаилиубывания- процентное отношение абсолютного прироста (или снижения) к предыдущему уровню.
3)
Темп ростаилиснижения- процентное отношение последующего уровня к предыдущему.
4) Для анализа динамического ряда используются также показатели
наглядности, хотя следует помнить, что для коэффициента наглядности не обязательны взаимосвязанные динамические изменения.
Динамические ряды характеризуют изменение показателей здоровья - уровень и темп снижения заболеваемости, демографические сдвиги (рождаемости, общей и младенческой смертности), изменения физического развития. В таблице
Расчет показателей динамического ряда:
1) Абсолютный прирост: 7,9 - 7,7 = 0,2 7,8 - 7,9 = -
0,1 и т.д.
2) Темп прироста: 0,2 :7,7·100% = 2,6 %
-0,1 :7,9·100% = -
1,3 % и т.д.
3) Темп роста: 7,9 :7,7·100% = 102,6%
7,8 :7,9·
100% = 98,7 % и т.д.
4) Показатель наглядности: уровень 2000 г. принимаем за 100%
7,9 :7,7·100% = 102,6 %
7,8 :7,7·
100% = 101,3 % и т.д.
39
Для сравнения общих показателей, вычисленных из неоднородных по своему составу совокупностей, применяется специальный метод - метод
стандартизации показателей.
Стандартизация - метод расчета стандартизованных (или условных) показателей, заменяющих общие интенсивные (или средние) величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава сравниваемых групп
. Другими словами, полученные стандартизованные показатели при сравнении их с обычными интенсивными показателями позволяют сделать вывод о том, связаны различия в интенсивных показателях с неоднородностью составов сравниваемых совокупностей или нет.
Рассчитанные при помощи метода стандартизации показатели условны, потому что они, устраняя влияние того или иного фактора на истинные показатели, указывают, какими были бы эти показатели, если бы влияние данного фактора отсутствовало. Следовательно,
стандартизованные показатели могут быть использованы только с
целью сравнения.
Например, сравнивая показатели рождаемости на двух территориях, установлено, что на одной из них преобладают лица молодых возрастов, на другой - преимущественно люди среднего и старшего возрастов.
Естественно, что с этими обстоятельствами могут быть связаны и уровни показателей рождаемости. А для того, чтобы увидеть влияние, на эти показатели непосредственно самих составов (преобладание лиц молодого возраста и пожилых), нужно исключить эту разнородность. Это и достигается применением метода стандартизации. Существует три метода стандартизации:
1. прямой
2. косвенный
3. обратный
Выбор метода определяется чаще всего формой представленного материала. Но он может быть продиктован удобством обработки, скоростью вычислений, имеющимися данными предварительных исследований и т.д.
1. Прямой метод стандартизации - является наиболее распростра- ненным.
Сущность этого метода состоит в том, что условно принимают какой- либо состав населения за стандарт и считают его одинаковым в сравниваемых совокупностях. Затем, учитывая действительные размеры явления по погрупповым показателям, вычисляют общие стандартизованные коэффициенты.
Для вычисления стандартизованных показателей прямым методом исследователь должен иметь состав населения и состав изучаемого явления (например, состав населения двух районов на возрасту и состав умерших по этим двум районам по возрасту). Стандартизация проводится в следующей последовательности:
1. расчет интенсивных показателей в двух сравниваемых совокупностях;
2. выбор или вычисление стандарта;
3. вычисление "ожидаемых" величин по стандарту;
4. определение стандартизованных показателей;
5. сравнение интенсивных и стандартизованных показателей, выводы.
целью сравнения.
Например, сравнивая показатели рождаемости на двух территориях, установлено, что на одной из них преобладают лица молодых возрастов, на другой - преимущественно люди среднего и старшего возрастов.
Естественно, что с этими обстоятельствами могут быть связаны и уровни показателей рождаемости. А для того, чтобы увидеть влияние, на эти показатели непосредственно самих составов (преобладание лиц молодого возраста и пожилых), нужно исключить эту разнородность. Это и достигается применением метода стандартизации. Существует три метода стандартизации:
1. прямой
2. косвенный
3. обратный
Выбор метода определяется чаще всего формой представленного материала. Но он может быть продиктован удобством обработки, скоростью вычислений, имеющимися данными предварительных исследований и т.д.
1. Прямой метод стандартизации - является наиболее распростра- ненным.
Сущность этого метода состоит в том, что условно принимают какой- либо состав населения за стандарт и считают его одинаковым в сравниваемых совокупностях. Затем, учитывая действительные размеры явления по погрупповым показателям, вычисляют общие стандартизованные коэффициенты.
Для вычисления стандартизованных показателей прямым методом исследователь должен иметь состав населения и состав изучаемого явления (например, состав населения двух районов на возрасту и состав умерших по этим двум районам по возрасту). Стандартизация проводится в следующей последовательности:
1. расчет интенсивных показателей в двух сравниваемых совокупностях;
2. выбор или вычисление стандарта;
3. вычисление "ожидаемых" величин по стандарту;
4. определение стандартизованных показателей;
5. сравнение интенсивных и стандартизованных показателей, выводы.
Разберем порядок расчета стандартизованных показателей прямым методом на следующем примере:
Имеется распределение абсолютного числа госпитализированных и умерших по возрастным группам в больнице А и в больнице Б.
I этап - расчет интенсивных показателей (в нашем примере - летальности) в двух сравниваемых совокупностях.
Порядок расчета: Если из 1000 больных в возрасте от 0 до 1 года больницы А умерло 66 человек, то показатель летальности рассчитывается так: число умерших делят на соответствующее число больных и умножают на 100:
Таким же образом рассчитываются показатели летальности для остальных групп больных в больницах А и Б. Полученные данные заносим в таблицу.
Сравнивая общие показатели, можно сделать заключение, что в больнице А имеется более высокий уровень летальности. Но в то же время в больнице А 68% детей находилось в возрасте до З-х лет (1700 человек), а в больнице Б таких было лишь 32% (800 человек). Дети младшего возраста имеют более высокие показатели летальности и это могло стать причиной более высокого общего показателя. Чтобы получить общие показатели, соответствующие истинному соотношению уровней летальности, необходимо уравнять состав детей по возрасту.
II этап - выбор и расчет стандарта.
Стандартом в прямом методе называют состав населения (в данном случае больных детей), условно принимаемый одинаковым в сравниваемых группах. За стандарт может быть принят: а) состав одной из сравниваемых групп; б) средний состав или состав обеих групп, вместе взятых; в) состав третей группы, известный по другим материалам или по предыдущим исследованиям.
В нашем примере примем за стандарт сумму составов больных по двум больницам.
III этап - вычисление "ожидаемого" числа умерших по стандарту. Каждая из больниц имеет свой фактический уровень летальности среди больных определенных возрастных групп. Рассмотрим, какое число умерших больных могло бы быть в стандартном числе больных
2. Косвенный метод стандартизации.
Применение косвенного метода стандартизации показано в тех случаях, когда исследователь не имеет данных о распределении того явления, которое изучается, или очень малые цифры при этом распределении, что может поставить под сомнение достоверность погрупповых показателей.
Сущность метода заключается в том, что при условии одинаковых уровней смертности, летальности или заболеваемости по возрастам
(принятых за стандарт) для двух сравниваемых совокупностей, устанавливают степень влияния различия состава каждой из сравниваемых групп населения и учитывают ее при вычислении стандартизованного показатели (то есть исключают это влияние).
Последовательность этапов вычисления:
1) вычисление или выбор стандарта
2) расчет "ожидаемых" чисел по стандарту
3) определение стандартизованного показателя.
В отличие от прямого метода, за стандарт принимают не распределение населения по какому-либо признаку, а погрупповые интенсивные показатели, рассчитанные для другой группы населения. Эти данные могут быть взяты из работ других исследователей или из литературы.
Например, при стандартизации показателей общей смертности населения в двух различных городах за стандарт можно принять повозрастные показатели смертности населения, рассчитанные по
Российской Федерации, по краю, области, городу и т.д.
3. Обратный метол стандартизации.
Прямой и косвенный метод стандартизации применяется при наличии данных о составе населения. В тех случаях, когда он отсутствует, можно применить лишь обратный метод. Для его проведения требуются данные о распределении по возрасту (или другому признаку) числа умерших или больных, общая численность населения и данные о возрастных показателях смертности или заболеваемости, которые могли бы быть приняты за стандарт. За стандарт принимаются повозрастные показатели любой другой, кроме сравниваемых, групп населения.
Затем имеющиеся числа умерших или заболевших делят на соответствующие повозрастные показатели стандарта и умножают на
1000, если эти показатели рассчитаны на 1000 населения (или на 10000, если они рассчитаны на 10000 населения и т.п.).
Полученный результат будет "ожидаемым" числом населения в данной возрастной группе. "Ожидаемые" числа населения суммируются по возрастным группам, полученное общее "ожидаемое" число населения делят на общую фактическую численность населения и, умножив на общий показатель смертности или заболеваемости в стандарте, получают стандартизованный показатель.