Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке (Теоретические основы товародвижения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 777

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Социальные факторы: плотность населения; уровень денежных доходов.

4. Торговые факторы: размер, специализация, степень сложности ассортимента товаров; их свойства; уровень организации товароснабжения в розничных торговых сетях.

Принципы рационального построения процесса товародвижения:

1. Применение кратчайших путей движения товара.

2. Установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением доставки в розничные торговые сети.

3. Выбор рациональных транспортных средств и их эффективное использование.

4. Широкое применение тары, оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

5. Постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Формы товародвижения:

1. Транзитная – когда товар завозят в розничные торговые сети непосредственно с производственных организаций. Применяется по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

2. Складская – товары, требующие подсортировки проходят через складские звенья: однозвенная, многозвенная.

Для определения складской звенности существует коэффициент звенности = То / Тр.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием се требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно большое значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.).[15] В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.[16]


1.3 Понятие и виды каналов распределения

Каналы товародвижения - это путь, по которому товар проходит от производителя к конечному потребителю. В зависимости от масштабов производства и характеристики продукции, различают прямые каналы товародвижения и косвенные. В первом случае товар идет напрямую от производителя в магазин. Во втором присутствую промежуточные звенья: дистрибьюторские компании, посредники. Договоренность о поставках может быть как в устной форме, так и оформленная договорными отношениями. Чем больше организация, тем больше бумаг.

Если говорить простым языком, то схема товародвижение может выглядеть следующим образом:

Прямые каналы: производитель - магазин.

Косвенные каналы: производитель-дистрибьютор-магазин; производитель-дистрибьютор-розничная сеть-магазин. Существует два параметра каналов товародвижения: длина товародвижения и его ширина. Первое означает количество звеньев цепи. отвечающих за движение товара. Второе - количество участников процесса в каждом звене.[17]

Компания-производитель вправе пользоваться услугами неограниченного числа посредников, дабы расширить возможности сбыта продукции. В некоторых случаях посредникам дается эксклюзивное право предлагать определенный товар. Обычно это оформляется эксклюзивным соглашением. Почему выгодно иной раз перепоручить посредникам продажу продукции в розницу? Да очень просто. Таким образом компании расширяют рынок сбыта и минимизируют затраты на складское хранение.[18]

Товародвижение осуществляется через каналы распределения (товародвижения), которые представляют собой совокупность организаций (организаций) или отдельных лиц, связанных с передвижением и обменом товаров и услуг от производителя до потребителя и рассматриваемых в качестве участников каналов сбыта или посредников. Каналы товародвижения выполняют следующие функции:

• маркетинговые исследования, в частности, исследование рынка и запросов потребителей, а также сбор информации, необходимой для планирования объема продаж;

• установление контактов с покупателями и заключение договоров;

• стимулирование сбыта, рекламные мероприятия, выставочную работу;

• коммерческую работу по подготовке и заключению контрактов купли- продажи и контролю за их качественным исполнением;

• финансируют функционирование канала товародвижения и сбытовых операций;


• транспортировку товаров;

• складирование и хранение товаров;

• сортировку и фасовку товаров;

• принятие риска и ответственности за функционирование канала.[19]

Каналы распределения различаются по числу составляющих их уровней.

Уровень канала – это любой посредник, который выполняет ту или иную функцию по приближению товара к потребителю. Поскольку определенную работу выполняют и производители, и потребители, они тоже входят в состав любого канала.

Протяженность канала (длина канала) – это число промежуточных уровней (посредников).

Ширина канала – это количество посредников на отдельном этапе товародвижения.

При хорошей работе системы товародвижения срок поставки товара после получения заказа является константой независимо от дальности транспортировки. Вероятность выполнения заказа в этот срок – 91 – 96%. Поэтому необходим комплексный подход, учитывающий все факторы, которые влияют на уровень обслуживания:

-скорость выполнения заказа;

- возможность срочной доставки товара по специальному (аварийному) заказу;

- готовность принять обратно товар в случае обнаружения в нем дефекта и замена его в кратчайший срок доброкачественным;

- умение воспользоваться самым подходящим видом транспорта;

- высокоэффективная служба сервиса;

- достаточный уровень запасов и товара, и запасных частей к товарам всей номенклатуры;

- уровень цен.

В системе товародвижения выделяют различные элементы внутренней и внешней среды[20]. К внутренней среде относятся:

– обработка заказов;

– контроль за качеством изделий от поставщиков;

– формирование оптимальных партий товаров по заказам (с транспортной точки зрения);

– упаковка партий;

– оформление таможенных документов;

– страхование партий;

– отгрузка и наблюдение за движением груза.

К внешней среде относятся:

– фирмы-перевозчики;

– посредники и их склады;

– сбытовая сеть.[21]

Выводы по 1 главе

Итак, товародвижение — это процесс доведения товаров от производителей в сферу потребления, представляющий собой совокупность операций транспортировки и складирования, с целью максимально полного удовлетворения потребностей потребителей

Отправная точка создания системы товародвижения - изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов.

Однако основная цель состоит в обеспечении максимального роста прибылей, а не продаж. Поэтому фирме стоит задуматься, какие издержки повлечет за собой организация обслуживания на высоком уровне.


· Некоторые фирмы предлагают более скромное обслуживание, зато по невысоким ценам.

· Другие-больший объем услуг, чем у конкурентов, но взимают за них цену с надбавкой на покрытие более высоких издержек.

Как бы там ни было, фирма должна сформулировать цели своей системы товародвижения, которыми можно руководствоваться в процессе планирования.

Глава 2. Организация товародвижения на примере магазина «Магнит»

2.1 Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений магазина Магнит

«Магнит» — одна из ведущих розничных сетей в стране.

Компания работает для того, чтобы отвечать всем потребностям и желаниям покупателей в любой локации через семью предложений «Магнит». Её цель — стать первым номером для каждой российской семьи.

«Магнит» является первым по количеству магазинов и территории их размещения. По состоянию на 30 июня 2019 г. семья магазинов насчитывала: 19 884 торговые точки: 14 231 «у дома», 466 супермаркетов, 5 187 драгере. Магазины компании расположены в 3 354 населенных пунктах России.

Эффективный процесс доставки продукции в магазины возможен благодаря мощной логистической системе. Для более качественного хранения товаров и оптимизации их поставки в торговые точки, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 39 распределительных центров и 35 автотранспортных организаций. Быструю доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает около 5 858 автомобилей. Кроме того, розничная сеть «Магнит» является огромным частным работодателем в России. Общая численность сотрудников компании составляет около 300 003 человек. Компании неоднократно присуждалось звание «Привлекательный работодатель года».

Налаженная организация товародвижения является серьёзным конкурентным преимуществом для торговой сети, так как это позволяет достигнуть своевременного пополнения товарных запасов, обеспечить необходимую широту ассортимента, сократить издержки на доставку товара до подразделений сети. Достижение максимальной ритмичности организационных процессов в цепи товародвижения, составление наиболее эффективных маршрутов доставки, определение наиболее оптимальных объёма и периода поставок товаров в подразделения — те вопросы, на которых направлено основное внимание логистических служб крупных торговых сетей. Процесс товародвижения направлен на обеспечение товароснабжения конечных звеньев на сети товарного потока от производителя к потребителю, которыми, как правило, являются организации розничной торговли.[22] Данная категория будет объектом изучения дисциплин «Торговое дело», «Логистика» и «Маркетинг» и в каждой из них присутствует своё специфическое толкование. Приведённые точки зрения подразумевают, что с поступлением в розничное торговое предприятие является последним пунктом процесса товародвижения. Однако, оказавшись на складе розницы, товар не сразу попадает в сферу потребления. Ему надо пройти ещё ряд складских операций прежде, чем он окажется у потребителя. В разных случаях предстоит его движение будет продолжено. Поэтому надо добавить, что крайним этапом процесса товародвижения следует считать передачу товара конечному потребителю. В этом случае он уже перестаёт быть товаром и не является частью товарного потока.[23] Таким образом, для получения определения, наиболее полно отражающего смысл исследуемого понятия, обобщим смысл, заложенный в каждом из трёх приведённых выше.


Итак, товародвижение — это процесс доведения товаров от производителей в сферу потребления, представляющий собой совокупность операций транспортировки и складирования, с целью максимально полного удовлетворения потребностей потребителей. Большинство розничных организаций на сегодняшний день — это подразделения розничных сетей. [24]

Схемы организации товародвижения в розничных сетях представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Схема организации товародвижения розничной торговой сети

Организация товародвижения розничной торговой сети на уровне компании (движение товарного потока до обособленного подразделения) осуществляется по следующей схеме.[25] Товары от производителей (как отечественных, так и зарубежных) поступают на центральные распределительные склады. В зависимости от специфики продаваемого ассортимента товаров, количество и расположение складов может быть различным. Так, например, в сегменте продуктов питания, центральные распределительные склады могут находиться как в районе штаб-квартиры сети в количестве 2–3 объектов, так и региональных центрах (регионы в соответствии с экономико-географическим районированием территории РФ). Для сетей, реализующих бытовую технику и электронику, одежду и большинство непродовольственных товаров, характерно расположение центральных складов в количестве 2–3 объектов. С центральных распределительных складов товары отгружаются для пополнения региональных складов, которые располагаются, как правило, в областных центрах, либо крупных городах, в зависимости от плотности торговой сети. Уже непосредственно с региональных складов товары поступают в розничные подразделения. В зависимости от специфики ассортимента часть товаров может сразу поступать в розницу, а часть на региональный склад, для пополнения запасов или продажи со склада в случае дефицита товара на складе подразделения. Движение товарного потока, поступающего на склады розницы, ещё не заканчивается. Приёмка товара является конечным пунктом товародвижения в рамках сети и его началом в рамках подразделения.[26] На данном этапе происходит первичная проверка соответствия количества товара приведённому в товарно-транспортной накладной. Этап перераспределения предполагает определение места хранения товара — склад или торговый зал — и размещение его по соответствующим зонам, а также включает складские операции по подготовке товаров к продаже. Для организаций, являющихся обособленными подразделениями розничных сетей, организация перемещения товаров до подразделений осуществляется централизованно ответственным подразделением сети и транслируется на другие подразделения.[27] В этом случае организация товарного движения в рамках подразделений сводится к следующим мероприятиям: