Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке (Теоретические основы товародвижения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 780
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы товародвижения
1.2 Факторы влияния и принципы товародвижения
1.3 Понятие и виды каналов распределения
Глава 2. Организация товародвижения на примере магазина «Магнит»
2.1 Особенности организации и анализа процесса товародвижения в рамках подразделений магазина Магнит
2.2 Торгово-технологический процесс
- мониторинг товарных запасов;
- управление ассортиментом для обеспечения наличия витрин для их заполнения вновь поступающим товаром;
- мониторинг ассортиментной матрицы и её корректировка;
- анализ потребительского спроса для определения потребительских предпочтений, а, следовательно, тех товаров, которые будут востребованы и не будут препятствовать движению товарного потока до потребителя.
Сложность процесса товародвижения в рамках подразделений розничных организаций представляется как с точки зрения его организации, так и с точки зрения анализа его организации. На теоретическом уровне данная проблема, а именно, система оценки эффективности организации товародвижения в рамках подразделения торговой сети, недостаточно разработана, поэтому возникают трудности в определении количественных показателей, которые могли бы служить базисом для анализа.[28]
К числу показателей эффективности складского хозяйства, позволяющих проанализировать организацию внутри обособленного подразделения розничной торговли относятся следующие:
- коэффициент полезной площади склада;
- коэффициент оборачиваемости товаров на складе;
- средняя продолжительность хранения товаров на складе.
Аналогично расчёту оборачиваемости товарного запаса и средней продолжительности его хранения для склада рассчитываются аналогичные показатели для торгового зала. Обеспечение выставления всех товаров, имеющихся в наличии, позволяет стимулировать продажи, а, следовательно, позволяет ускорять движение товаров и сокращать цикл товародвижения и увеличивать товар оборачиваемость.[29] Для анализа степени выставления товара на витрине можно использовать коэффициент наполнения витрины, рассчитываемый в первую очередь для наиболее оборото образующий товарных групп. Для того, чтобы определить, какие именно товарные группы являются таковыми, используется инструмент ABC-анализ. Таким образом, вопрос организации товародвижения в рамках подразделения розничной торговой сети является важным аспектом изучения технологических процессов сетевой розничной торговли и нуждается в наиболее подробном изучении в таких дисциплинах, как маркетинг, логистика, торговое дело. Главным является разработка алгоритма анализа организации товародвижения на подразделениях. Предложенная в данной статье методика может быть использована как базис при анализе эффективности процессов товародвижения, осуществляемых на этапах перемещения товарного потока внутри организации, начиная с приёмки товара и заканчивая его поступлением в сферу потребления.[30]
При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Все элементы общей системы взаимосвязаны, поэтому пренебрежение каким-либо из этих элементов способно серьезно нарушить функционирование системы товародвижения и отрицательно повлиять на престиж фирмы.
Необходимость создания складов для хранения материалов вызвана объективными причинами — прежде всего тем, что циклы производства и потребления товаров не совпадают по времени.
Одним из сложных вопросов является выбор места размещения складов. Увеличивая количество складов, можно быстрее доставлять материалы к потребителям. Однако при этом возрастают затраты на создание складских сооружений, и наоборот, при сокращении и укрупнении складов возрастают издержки по доставке материалов потребителям. Решение о количестве пунктов хранения материалов принимается после сравнения единовременных затрат по созданию складов и годовых издержек обращения, связанных с доставкой материалов потребителям.[31]
Используя классический метод сравнения вариантов по минимуму приведенных затрат (Мин.), можно определить количество складов по формуле
П3|. – К.н + Ис(. + И/и.* Мин.,
где Пз; — суммарные приведенные затраты по /му варианту сооружения складов;
К( — капитальные вложения на строительство складов по тому же варианту;
Сн — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
И с., ИгПу — годовые издержки на содержание складов и доставку материалов со складов по /му варианту.
Для выбора оптимального варианта системы движения товаров и контроля эффективности службы, отвечающей за их доставку, можно использовать формулу общих издержек товародвижения:
И0Тр + Сс + Ус + Д3~* Мин.,
где И0 — общие издержки, связанные с движением товаров;
Тр — транспортные расходы;
Сс — постоянные складские расходы;
Ус — переменные складские расходы;
Д1 — общая стоимость запасов, не созданных в гарантированные сроки (дефицит запасов).
Достижение минимальных издержек товародвижения во многом зависит от способов транспортировки и видов транспорта, количества промежуточных звеньев системы движения товаров, расположения и объемов складов, стратегии управления запасами товаров и т.д. Поэтому при выработке эффективных систем товародвижения много вариантность предложений является обязательным условием. Решение транспортной задачи возможно и с применением методов линейного программирования и электронно-вычислительной техники.
2.2 Торгово-технологический процесс
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.[32]
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят: изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.[33]
К числу основных принципов организации торгового процесса супермаркета "Магнит" необходимо отнести следующие:
· обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
· обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;
· соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;
· достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;
· сохранение физико-химических свойств товаров.
Организация торгового и технологического процессов в супермаркете "Магнит" представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 Организация торгового и технологического процессов в супермаркете "Магнит"
Погрузо-разгрузочные работы в супермаркете "Магнит" осуществляются вручную, без использования электрических погрузчиков и средств малой механизации. Только когда с товаром приходит авто контейнер с гидрографом, используется его возможности.
После этого производится приемка товара по количеству и качеству, а далее товары доставляют в помещение для хранения. Все продуктовые товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают в холодильный зал.[34]
Перед подачей товаров в торговый зал товары готовят к продаже.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки.
Так как в супермаркете "Магнит" имеется очень большой ассортимент товаров, имеющих различный срок реализации и различное время своей реализации, то в данном магазине используются все 3 варианта схемы технологических процессов.
Первый, это наиболее сложный вариант технологического процесса, который используется при продаже товаров, требующих хранения и предварительной доработки перед подачей их в торговый зал. Для продовольственных товаров - это фасовка, упаковка, разделка отдельных товаров. Для непродовольственных товаров - освобождение от тары, чистка и утюжка швейных изделий, сборка и регулировка технически сложных товаров.
Другой вариант технологического процесса включает хранение товаров, для чего требуются специальные помещения. Осуществление хранения, как правило, диктуется необходимостью организации бесперебойной торговли, когда используемая система снабжения эту бесперебойность обеспечить не в состоянии. Еще один вариант предусматривает, что товар после количественной и качественной приемки сразу поступает для продажи, а торговый зал. Такая схема может применяться при сравнительно медленной товар оборачиваемости или при четкой системе товароснабжения.[35]
В торговом зале продовольственных товаров супермаркета "Магнит" используется линейная поперечная расстановка оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.
Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству - заведующими отделами, секциями, товароведами - на основании сопроводительных документов.[36]
Приемка товаров по количеству и качеству в супермаркете "Магнит" осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах поставки не предусмотрен другой порядок приемки товаров.
Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная), которую проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях.
Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
Размещение ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи, создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до минимума.
В супермаркете "Магнит" при размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.
Размещение и выкладка товаров с учетом частоты совместных покупок способствуют росту товарооборота. С учетом частоты приобретения различных товаров, напряженности покупательского потока в зоне их размещения, габаритных размеров и потребительских свойств.
Так как в данном магазине для выкладки товаров всегда применяют контейнеры, необходимо учитывать не только площадь выкладки, но и ее объем. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых в торговом зале товаров.
При размещении и выкладке товаров очень важно избежать монотонности рядов оборудования. Необходимо учитывать различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменять расстояние между полками горок в одном ряду, использовать различные средства рекламы. Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те места, где изменена высота полок.
Монотонность в экспозиции товаров в супермаркете "Магнит" устраняют также использованием корзин, контейнеров с товарами, выставленных в "мертвых" зонах торгового зала (в углу, между горок), благодаря чему покупатели обращают больше внимания на помещенные в них товары.