Файл: Занятость, ее виды и способы стимулирования в национальной экономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственные программы по стимулированию занятости населения представляют собой комплекс мер, направленных на улучшение ситуации на рынке труда, создание новых рабочих мест, обеспечение поддержки безработных граждан, а также на содействие профессиональной ориентации и обучению.

В России разработан ряд государственных программ, которые регулируют занятость населения и предусматривают меры стимулирования трудовой активности. Наиболее значимыми из них являются:

Государственная программа поддержки занятости населения на 2021-2025 годы. Программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2020 года № 2074 и предусматривает реализацию комплекса мер по поддержке занятости населения. В рамках программы предусмотрено финансирование проектов по созданию новых рабочих мест, профессиональной ориентации и обучению, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Федеральная целевая программа "Развитие рынка труда" на 2021-2025 годы. Программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 2021 года № 804 и направлена на содействие созданию условий для увеличения занятости населения и снижения уровня безработицы в России. Основные направления программы - развитие инфраструктуры занятости, поддержка молодежи и женщин на рынке труда, содействие занятости граждан пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральная программа "Развитие профессионального образования" на 2021-2030 годы. Программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 года № 2608 и направлена на повышение качества профессионального образования и подготовку квалифицированных кадров. В рамках программы предусмотрено финансирование мероприятий по обновлению материально-технической базы образовательных учреждений, разработке новых учебных программ, повышению квалификации и переподготовке работников.

Программа "Молодежь России" на 2016-2025 годы. Программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 10 июня 2016 года № 937 и направлена на поддержку молодежи в различных сферах жизни
, в том числе на рынке труда. В рамках программы предусмотрено финансирование проектов по созданию новых рабочих мест для молодежи, поддержка самозанятости, развитие инфраструктуры занятости и многие другие меры.

Программа "Содействие занятости населения в субъектах Российской Федерации" на 2018-2020 годы. Программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2017 года № 1591 и направлена на содействие развитию занятости населения в регионах России. В рамках программы предусмотрено финансирование проектов по созданию новых рабочих мест, обучению и переподготовке работников, а также на развитие малого и среднего предпринимательства.

Государственные программы по стимулированию занятости играют важную роль в регулировании рынка труда и содействуют созданию благоприятных условий для развития экономики. Они способствуют снижению уровня безработицы, обеспечивают поддержку безработных граждан, а также нацелены на развитие профессиональной подготовки и повышение квалификации работников.

2.3 Роль малого и среднего бизнеса в стимулировании занятости


Малый и средний бизнес имеют важное значение для развития экономики России и создания новых рабочих мест. Они являются двигателем экономического роста, способствуют развитию конкуренции и инноваций, а также повышению уровня жизни населения.

Согласно отчету «Малый и средний бизнес в России», опубликованному Росстатом в 2021 году, малые и средние предприятия составляют около 99% от общего числа предприятий в России и обеспечивают более половины занятости в промышленности, строительстве, торговле и услугах.

Одним из главных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый в 1995 году. В рамках этого закона предусмотрены меры поддержки малых и средних предприятий, такие как льготные кредиты, субсидии на научно-исследовательские и развивающие работы, участие в государственных закупках и т.д.

Для стимулирования занятости на малых и средних предприятиях в России существует несколько программ и инициатив. Одной из таких программ является государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его конкурентоспособности на 2019-2024 годы», утвержденная Правительством РФ в 2019 году. В рамках этой программы предусмотрены меры по поддержке создания новых рабочих мест на малых и средних предприятиях, обучению и переподготовке работников, а также налоговые льготы и другие меры поддержки.

Также в России существуют некоммерческие организации, которые занимаются поддержкой малого и среднего бизнеса и стимулированием занятости. Одной из таких организаций является Национальная ассоциация малого и среднего предпринимательства (НАМСП), которая была создана в 1998 году и объединяет около 30 тысяч предприятий. НАМСП осуществляет различные проекты и программы по поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе направленные на создание новых рабочих мест и обучение работников.

Следует также отметить, что малые и средние предприятия имеют большую гибкость и быстрее адаптируются к изменяющимся условиям на рынке, что делает их более устойчивыми к кризисам и способствует сохранению рабочих мест.

Таким образом, малый и средний бизнес играют важную роль в стимулировании занятости в России, и государство активно поддерживает их развитие и создание новых рабочих мест через различные программы и меры поддержки.


Глава 3 Проблемы и перспективы развития занятости в России

3.1 Неравномерность занятости по регионам


Одной из основных проблем занятости в России является неравномерность занятости по регионам. Данный вопрос является важным, так как в разных регионах России ситуация с занятостью может отличаться в зависимости от множества факторов.

Для исследования данного вопроса можно использовать данные статистических исследований. Например, в отчете "Регионы России. Социально-экономические показатели" за 2020 год, опубликованном Федеральной службой государственной статистики, можно найти данные по занятости в различных регионах России. В данном отчете приводятся данные по уровню занятости, числу безработных, средней зарплате и другим социально-экономическим показателям.

Кроме того, неравномерность занятости по регионам связана с различиями в экономическом развитии регионов. Некоторые регионы более развиты и имеют большее количество рабочих мест, чем другие регионы. Также на уровень занятости влияют множество других факторов, таких как инфраструктура, образовательный уровень населения, доступность трудовых ресурсов и т.д.

Неравномерность занятости по регионам может привести к социальным проблемам, таким как миграция населения, бедность и безработица. В связи с этим важно развивать экономические программы и меры по стимулированию занятости в менее развитых регионах, а также улучшать качество жизни населения в целом.

Неравномерность занятости по регионам является одной из основных проблем занятости в России. Некоторые регионы имеют высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы, в то время как другие регионы сталкиваются с низким уровнем занятости и высокой безработицей. Это обусловлено различными факторами, такими как уровень развития экономики, инвестиционная привлекательность, географическое расположение и другие.

Например, северные регионы России имеют низкий уровень занятости из-за трудностей в развитии экономики и привлечении инвестиций в данную область. В то же время, южные регионы России, такие как Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край, имеют более высокий уровень занятости благодаря развитию туристической инфраструктуры и сельского хозяйства.


Также в регионах с низким уровнем занятости влияние оказывает миграция населения. Например, многие жители Дальнего Востока переезжают в центральные регионы России в поисках работы и более высокого уровня жизни, что усугубляет проблемы занятости в регионе.

Для решения проблемы неравномерности занятости в России государство реализует ряд программ и мероприятий, направленных на развитие экономики и создание новых рабочих мест в регионах с низким уровнем занятости. Одним из примеров таких программ является программа развития Дальнего Востока, которая направлена на создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций в регион

3.2 Перспективы развития занятости в России


Сегодня экономика России находится на этапе трансформации, и поэтому вопрос занятости имеет огромное значение. Какие же перспективы развития занятости в России можно выделить?

Развитие цифровой экономики. В условиях развития цифровой экономики появляются новые виды работ, связанные с IT-технологиями, интернет-маркетингом, разработкой и продажей программного обеспечения и т.д. Развитие цифровой экономики открывает новые возможности для трудоустройства и создания новых рабочих мест.

Развитие инновационных технологий. Развитие инновационных технологий ведет к возникновению новых отраслей, где требуются специалисты с высокой квалификацией. Развитие инноваций создает предпосылки для роста занятости в сферах науки, образования, исследований и технологий.

Развитие туризма. Россия обладает огромным туристическим потенциалом, который пока еще не полностью использован. Развитие туризма может стать важным источником создания новых рабочих мест, особенно в регионах с развитой туристической инфраструктурой.

Развитие экспорта. Развитие экспорта может стать драйвером роста экономики и создания новых рабочих мест. Одним из основных направлений развития экспорта в России является развитие несырьевых экспортных товаров.

Развитие малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес является важным источником создания новых рабочих мест. Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также меры по снижению административной нагрузки на бизнес могут стимулировать его развитие и создание новых рабочих мест. Кроме того, эксперты отмечают потенциал для создания новых рабочих мест в нескольких секторах экономики России, включая информационные технологии, туризм, производство высокотехнологичных товаров и услуг. В частности, в 2020 году правительство России приняло национальный проект «Цифровая экономика», который направлен на развитие информационных технологий и повышение конкурентоспособности России на мировом рынке. Этот проект предусматривает создание более 700 тыс. новых рабочих мест в IT-секторе к 2024 году (источник: Президент России, "Национальный проект "Цифровая экономика"", 07.05.2018).