Файл: Занятость, ее виды и способы стимулирования в национальной экономике.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Налоговая и финансовая политика государства
В условиях современной рыночной экономики налоговая и финансовая политика являются важными инструментами, которые могут быть использованы для стимулирования занятости.
Одним из возможных способов стимулирования занятости через налоговую политику является снижение налоговых ставок на зарплаты. Снижение налогов на зарплаты может привести к увеличению количества рабочих мест, поскольку работодатели могут позволить себе нанимать больше сотрудников. Кроме того, снижение налогов на зарплаты может увеличить чистый доход работников, что в свою очередь может стимулировать их потребление и спрос на товары и услуги. Это может привести к созданию новых рабочих мест в различных отраслях экономики.
Еще один способ стимулирования занятости - инвестирование в образование и подготовку специалистов. Финансовая политика может быть использована для предоставления грантов и субсидий для учебных заведений и профессиональных программ. Это может привести к увеличению числа квалифицированных работников, что в свою очередь может привести к увеличению числа рабочих мест в соответствующих отраслях экономики. Кроме того, такое инвестирование может привести к усилению конкурентоспособности национальной экономики в целом, что в свою очередь может привести к росту занятости.
Также налоговая и финансовая политика могут быть использованы для стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Например, предоставление налоговых льгот или субсидий для малых предприятий может привести к увеличению числа новых рабочих мест. Также, налоговые каникулы для новых предприятий могут привести к тому, что потенциальные предприниматели будут больше склонны к созданию новых компаний, что в свою очередь может привести к увеличению числа рабочих мест.
Кроме того, налоговая политика может предоставлять налоговые льготы компаниям, которые нанимают новых сотрудников, что может стимулировать рост занятости. Также, финансовая политика может предоставлять субсидии для компаний, которые работают в области, где есть потребность в новых рабочих местах, таких как зеленые технологии, здравоохранение и образование.
Однако, необходимо учитывать, что эффективность этих механизмов может зависеть от конкретных условий экономики. Например, в странах с высокими налогами, снижение налогов может быть более эффективной мерой, чем в странах с низкими налогами. Кроме того, необходимо учитывать социальную составляющую, так как неравенство в обществе может привести к тому, что даже при создании новых рабочих мест, часть населения может остаться безработными.
В целом, налоговая и финансовая политика могут быть использованы для стимулирования занятости через различные механизмы, и эти механизмы могут быть эффективными в разных условиях экономики. Тем не менее, для достижения наилучшего результата необходимо тщательно анализировать конкретные условия и применять соответствующие меры.
Кроме того, следует отметить, что налоговая и финансовая политика могут также влиять на уровень безработицы. Например, высокие налоги на предприятия и бизнес могут привести к сокращению рабочих мест и увеличению уровня безработицы. С другой стороны, снижение налогов на зарплаты или налоговые льготы для малых и средних предприятий могут стимулировать создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы.
Важно отметить, что налоговая и финансовая политика не являются единственными инструментами, которые могут быть использованы для стимулирования занятости. Другие инструменты включают в себя меры по стимулированию экономического роста, улучшению бизнес-климата, поддержке малых и средних предприятий, а также программы обучения и переквалификации.
В целом, налоговая и финансовая политика могут сыграть важную роль в стимулировании занятости, но их использование должно быть основано на анализе конкретных условий экономики и социальных потребностей. Однако, необходимо также учитывать, что налоговая и финансовая политика могут иметь не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику и занятость. Например, налог на добавленную стоимость (НДС) может стимулировать экономику, но в то же время может сократить потребление, что в свою очередь может привести к снижению числа рабочих мест. Таким образом, необходимо учитывать не только прямое, но и косвенное влияние налоговой и финансовой политики на экономику и занятость.
Глава 2 Способы стимулирования занятости в России
2.1 Динамика уровня занятости в России за последние годы
За последние годы в России наблюдалась положительная динамика в сфере занятости.
Также следует отметить, что с 2015 года произошло увеличение числа занятых в экономике России. Согласно данным Росстата, в 2015 году численность занятых в России составила 71,2 млн человек, в 2021 году - 73,4 млн человек.
Важным фактором в динамике занятости является уровень безработицы в стране. Как уже было отмечено в предыдущих разделах, уровень безработицы в России также показывает положительную динамику. Согласно данным Росстата, в 2021 году уровень безработицы в России составил 4,6%, что на 1,6 процентных пункта ниже, чем в 2020 году.
За последние годы в России наблюдается некоторая динамика в уровне занятости, которая требует детального анализа.
В 2019 году уровень занятости в России составлял 69,5%, что на 0,1% выше, чем в 2018 году. В течение этого периода наибольший прирост занятости был зафиксирован в секторах услуг и промышленности, в то время как сельское хозяйство и рыболовство, а также строительство показали некоторый спад.
Однако в связи с пандемией COVID-19 и введением ограничительных мер, связанных с ее распространением, в 2020 году уровень занятости в России снизился до 67,6%. Это было вызвано сокращением занятости в различных отраслях экономики, в том числе в секторах услуг, промышленности, сельском хозяйстве и рыболовстве.
Согласно отчету Международной организации труда (МОТ) за 2020 год, в России было потеряно около 1,7 миллиона рабочих мест из-за пандемии. Однако, уже в 2021 году было зафиксировано некоторое улучшение ситуации: уровень занятости в январе 2021 года составил 68,1%, что на 0,5% выше, чем в январе 2020 года.
Итак, в 2020 году в России произошло снижение уровня занятости из-за пандемии COVID-19 и введения карантина. В результате многие компании были вынуждены сократить штат сотрудников или приостановить свою деятельность. По данным Федеральной службы государственной статистики, средний уровень занятости в России в 2020 году составил 67,6%, что на 1,9% меньше, чем в 2019 году.
Однако, начиная с 2021 года, ситуация начала улучшаться. По данным Росстата, в первом квартале 2021 года уровень занятости в России составил 72,3%, что на 4,7% больше, чем в предыдущем году. Также было зафиксировано увеличение числа работающих людей на 1,5%.
Помимо этого, в России продолжаются усилия по стимулированию занятости населения. Например, правительство страны регулярно принимает меры по поддержке малого и среднего бизнеса, а также по созданию новых рабочих мест в различных отраслях экономики. Также существует программа поддержки занятости, которая включает в себя оказание помощи безработным гражданам в поиске работы, проведение профессиональной ориентации и обучения, а также предоставление временных работ.
Из-за такой ситуации правительство приняло ряд мер для снижения уровня безработицы и стимулирования занятости населения. Одной из таких мер является развитие малого и среднего бизнеса, который может стать источником новых рабочих мест. Кроме того, правительство продолжает проводить программу государственных заказов на развитие инфраструктуры, строительство жилья и других социальных объектов, что также способствует увеличению занятости.
Интересно, что кроме мер, направленных на увеличение занятости, правительство России также активно проводит программы по повышению уровня квалификации трудовых ресурсов. В рамках таких программ организовываются курсы и тренинги для переквалификации и повышения квалификации работников, что не только увеличивает их шансы на трудоустройство, но и повышает качество и эффективность производства.
В 2020 году произошло резкое снижение уровня занятости в связи с пандемией COVID-19 и мерами, принятыми для борьбы с ней. В период с апреля по июнь 2020 года уровень занятости в России снизился на 5,8 миллиона человек, что составило 7,8% от трудоспособного населения. Однако в последние месяцы 2020 года и начале 2021 года наблюдается некоторое восстановление уровня занятости.
2.2 Государственное регулирование занятости
Государственное регулирование занятости – это система мер, принимаемых государством для создания условий для увеличения занятости населения и сокращения безработицы.
В России государственное регулирование занятости осуществляется на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Главной нормативной базой является Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года № 1032-1.
Основные меры государственного регулирования занятости в России включают:
-
Разработку и реализацию государственных программ по стимулированию занятости. Примером такой программы может служить "Государственная программа поддержки занятости населения на 2021-2025 годы".
-
Разработку и принятие законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирование занятости. Например, Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.
-
Развитие образования и профессиональной подготовки. Государство осуществляет финансирование образовательных учреждений и различных программ обучения для безработных.
-
Создание рабочих мест в государственных и муниципальных учреждениях. Например, в России существует система государственной службы, где можно найти работу и получить стабильный доход.
-
Поддержка малого и среднего бизнеса. Государство предоставляет льготы и субсидии для предпринимателей, которые создают рабочие места.
-
Использование инструментов налоговой и бюджетной политики. В России существуют льготные налоговые режимы для определенных категорий предпринимателей и организаций, что позволяет снизить издержки на зарплату и создание новых рабочих мест
Таким образом, государственное регулирование занятости является одной из основных задач государства, которая направлена на создание условий для увеличения занятости и сокращения безработицы в России. Для этого принимаются различные меры, включая разработку государственных программ, принятие законодательных и нормативных актов, поддержку образования и профессиональной подготовки, создание рабочих мест в государственных и муниципальных учреждениях, поддержку малого и среднего бизнеса, а также использование инструментов налоговой и бюджетной политики.