Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Этапы развития налогового учета в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Этапы развития налогового учета в России
1.1. Характеристика основных этапов становления налогового учета в РФ
1.2. Современные проблемы развития налогового учета в РФ
Глава 2. Сущность налогового учёта и особенности его организации на современном этапе
2.1. Понятие налогового учёта, его сущность и общие положения
Эти суммы должны быть отражены в системе бухгалтерского учета следующим образом:
- Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По налогу на прибыль» — начислен условный налоговый расход в сумме 10 000 руб.;
- Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По налогу на прибыль»
К-т сч. 77 «Отложенные налоговые обязательства» — отражено отложенное налоговое обязательство, т.е. сумма недоплаты по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде — 200 руб.
Начиная со следующего за отчетным квартала, организация будет начислять амортизацию данного объекта для целей налогообложения от первоначальной стоимости объекта в 119 000 руб., сумма которой составит 7 437 руб. в квартал или на 63 руб. меньше, чем для целей бухгалтерского учета. Это означает уменьшение суммы расходов на производство и реализацию продукции, увеличение прибыли и при прочих равных условиях в течение оставшегося периода срока полезного использования объекта увеличение налога на прибыль на 12,6 (!) руб. ежеквартально. К моменту окончания срока полезного использования объекта основных средств сумма отложенного налогового обязательства будет полностью погашена. Если на начальном этапе появления разницы сумма налога будет больше, то в последующем сумма возникшей переплаты (так называемое отложенное налоговое обязательство) будет постепенно недоплачиваться в течение нескольких кварталов. Таким образом, по окончании периода амортизации в бюджет окажется уплаченной сумма налога на прибыль, которую первоначально следовало бы рассчитать и уплатить по данным бухгалтерского учета.
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что ни государство, ни организация не получают никакой выгоды: налог все равно будет уплачен полностью. Но предлагаемая методика оценки основных средств для целей налогообложения приводит лишь к большей вероятности возникновения ошибок в расчетах и в учете, что никак не может способствовать повышению качества учетной информации и обеспечению экономической безопасности организации.
В этой связи неизбежно возникает вопрос: насколько целесообразно применение предложенной в гл. 25 НК РФ и Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 методики, если «цена вопроса» составляет 12,6 руб. в квартал?
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что проводимое в настоящее время реформирование системы бухгалтерского учета и налогового законодательства пока не только не приносит упрощения процесса сбора и обработки информации, а затрудняет понимание объявленного реформирования.
Общий анализ понятийного аппарата, принципов формирования отдельных регистров позволяет сделать вывод: разработчикам системы налогового учета не удалось сформировать методологически цельный рабочий инструмент, применение которого при организации налогового учета избавляло бы предприятие от всех проблем и было бы логически цельным и обоснованным.
Факторы, обусловливающие нецелесообразность функционирования параллельной системы налогового учета, заключаются в следующем:
- Системы бухгалтерского и налогового учета пересекаются на многих участках, о чем свидетельствует проведенный нами анализ многих норм гл. 25 НК РФ, позволяющий выделить общие принципы, присущие как налоговому, так и бухгалтерскому учету. Таким образом, бухгалтерское законодательство содержит все основополагающие принципы признания и оценки доходов и расходов, которые лежат в основе исчисления налога на прибыль. Значит, налог на прибыль как налог на разность между доходами и расходами не вызывает объективной необходимости в ведении самостоятельной системы налогового учета.
- Ведение параллельного налогового учета по налогу на прибыль является чрезмерно затратным путем развития налогового законодательства, поскольку резко увеличивает издержки на создание и поддержание информационных систем у российских организаций, а также государственные затраты на создание законодательно-нормативного обеспечения каждой из информационных систем, их обслуживание и контроль исполнения требований. Нарушаются одни из основных принципов налогообложения, сформулированных еще А. Смитом:
- принцип экономичности взимания, в соответствии с которым издержки по изъятию налогов должны быть значительно меньше, чем сумма самих налогов;
- принцип рациональности учета, согласно которому эффект от информации должен покрывать затраты на ее формирование [1].
- Анализ расхождений бухгалтерского и налогового учета показывает, что в подавляющем большинстве случаев введение особого налогового смысла в традиционные бухгалтерские показатели не только не понятно, но и не оправдано. Введение системы налогового учета привело к увеличению неясности и противоречивости налогового законодательства и негативно повлияло на его исполнимость.
- Автору пришлось в свое время принять участие в разработке системы налогового учета для Фонда социального страхования Российской Федерации, который, как и другие субъекты экономических отношений в нашей стране, также подпадает под действие гл. 25 НК РФ. Были разработаны регистры налогового учета для отражения операций по получению и использованию прибыли, НДС, исчислению транспортного налога. Именно практическая деятельность в этой области позволяет автору говорить о неоправданном дублировании учетной информации в системах бухгалтерского и налогового учета, о существенном увеличении затрат организаций на ведение учета, что, естественно, не может не сказаться на конечном финансовом результате деятельности любой организации.
Таким образом, возникает необходимость в построении оптимальной интегрированной системы бухгалтерского и налогового учета, отвечающей требованиям бухгалтерского и налогового законодательства [2].
Анализ национальной концепции развития системы бухгалтерского и налогового учета показал, что в их основу должен быть положен следующий принцип: в интересах государства и общества в целом необходимо максимально сохранять общность систем бухгалтерского учета и налогообложения. Но это не означает, что система бухгалтерского учета должна быть подчинена интересам налоговой политики. Наоборот, с целью создания системы учета, отвечающей рыночной экономике, и формирования соответствующего интереса со стороны широкого круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил.
В заключение следует отметить, что возможна и более широкая трактовка рассматриваемых вопросов, так как они до настоящего времени остаются проблемными и дискуссионными.
Глава 2. Сущность налогового учёта и особенности его организации на современном этапе
2.1. Понятие налогового учёта, его сущность и общие положения
В Российской Федерации инициатива выделения налогового учёта из системы бухгалтерского учёта принадлежит специалистам из контролирующих органов. Именно эти специалисты стали считать, что потребность в налоговом учете вызвана разнообразием, а также сложностью выявления объектов и исчисления показателей, которые необходимы для определения точного размера налоговых обязательств и представления их в налоговой отчетности.
Налоговый учёт получил свой официальный статус в 2002 году с вступлением в силу 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) «Налог на прибыль организаций». В соответствии с НК РФ под налоговым учетом понимается ... «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом» [2, ст. 313].
Цель налогового учёта заключается в правильности и максимальной достоверности учёта расчетов между организациями, хозяйствующими субъектами, либо коммерческими банками с государственными органами. А также, перед налоговым учётом стоит такая цель, как обеспечение информацией как внутренних, так и внешних ее пользователей для контроля своевременности, правильности и полноты уплаты и исчисления в государственный бюджет. Налоговый учет осуществляется с целью формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения. В банке же налоговый учет осуществляется для целей налогообложения банковских операций. [4, c. 23]
Одной из главных задач налогового учёта является установление суммы платежей в государственный бюджет и задолженность перед ним по налогу на прибыль на определенную дату времени.
Под объектом налогового учёта понимаются хозяйственные операции, которые осуществляет налогоплательщик в течение отчетного (налогового) периода. Данные хозяйственные операции формируют и оказывают влияние на доходы и расходы коммерческого банка для целей налогообложения прибыли, как в данном отчетном (налоговом) периоде, так и в последующие отчетные (налоговые) периоды в будущем. [5, c. 9]
В основе бухгалтерского учёта лежит сбор и регистрация информации путём её документирования. Налоговый же учёт, в отличие от бухгалтерского, состоит из этапа обобщения информации.
Однако было бы неправильно говорить о налоговом учёте только в узком смысле, налоговый учет в широком смысле - представляет собой учет для целей расчета каждого вида налогов. Нормативно он не определен, но требования его ведения содержатся в законодательстве в косвенных нормах.
Обратимся к иностранной литературе. Смысл понятия «налоговый учет» по сравнению с отечественной трактовкой потерян не был. Налоговый учет сравнительно легок в объяснении, хотя в нем очень много нюансов по его ведению и исполнению. Короче говоря, существует множество правил налогового учета и нормативных актов. Соблюдение этих правил и положений имеют решающее значение для предотвращения штрафов. Таким образом, налоговый учет представляет собой сочетание юридических и финансовых знаний наряду с предоставленной налоговой документацией [9, c. 15].
Законодательство о налогах и сборах должно формироваться как системное целое, а, следовательно, и налоговый учет должен формироваться как системный элемент налогового законодательства.
В связи с этим принято считать, что в широком смысле слова налоговый учет представляет собой четко слаженную и упорядоченную систему сбора, обобщения и регистрации поступающей информации, которая важна для функционирования прозрачности и эффективности процесса по расчету налогов, а также их взаимосвязь и составление налоговой отчетности в порядке установленным законодательством [6, с.44].
Раннее в тексте было сказано о пользователях информации налогового учета, стоит вернуться и более подробно рассмотреть лица, которые являются пользователями, а также изучить их интересы в этом вопросе. Стоит также отметить, что цель налогового учета складывается исходя из интересов пользователей данной информации, которых можно поделить на две группы - это внутренние и внешние пользователи информации налогового учета. Данные лица могут прямо или косвенно влиять на хозяйствующий субъект.
Внутренние пользователи информации налогового учета - это администрация организации, а именно: собственники и управленческий персонал, например, топ-менеджеры и руководители среднего звена, аудиторы. На основе полученной информации и анализу данные лица могут произвести работу над налоговым планированием, что приведет к минимизации налоговых потерь и повышению эффективности работы организации в будущем [10, c. 79].
К внешним пользователям информации, в первую очередь, относятся налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы следят за правильностью формирования налоговой базы, производят проверку налоговых расчетов, а также контроль над поступлением налогов в государственную казну. Консультанты по налоговым вопросам могут дать рекомендации по оптимизации налоговых платежей и дать направление налоговой политики для администрации организации. [13, c. 10]
Интересы пользователей информации налогового учета также различны. Например, интерес государства, выраженный через налоговые органы, обуславливается, во-первых, в создании дополнительных рабочих мест и, во- вторых, в изъятии в государственный бюджет части доходов хозяйствующего субъекта через систему налогообложения. Также для налоговых органов немаловажно соблюдать правильность исчисления налогооблагаемой прибыли, так как для держателей акций, скорее всего, самый большой интерес представляет прибыль, из которой потом будут выплачиваться дивиденды.
Интерес собственников выражается в возможности получения прибыли и дивидендов в долгосрочном аспекте. Интерес работников можно выразить тем, что сами работники готовы сократить свои трудовые затраты на составление налоговой отчетности. Основанием для данного суждения послужил такой факт, что группа бухгалтеров, которая занимается составлением и подготовкой отчетности, представляет собой, как правило, группу наемных работников. Даже порой должность главного бухгалтера занимает лицо, не являющееся акционером, то есть участником данной организации, в которой и производится составление отчетности. Но не стоит забывать, что даже наемные работники чувствуют косвенную зависимость величины их заработной платы от успехов организации, на которой они выполняют свою работу. Но даже и эта зависимость может быть настолько низкой, если организация крупная, а должность работника на ней не особо высока. [14, c. 5]