Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Основы правового регулирования рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1017

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рекламная деятельность является разновидностью деятельности предпринимательской, приносит значительную прибыль и оказывает существенное влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг. Практика показывает, что практически при любом состоянии экономических отношений в обществе рекламная деятельность остается доходной, рекламные отношения продолжают активно развиваться, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования.

Мировое сообщество также уделяет вопросам регулирования рекламной деятельности должное внимание. В частности, в 1973 году Международной торговой палатой принят Международный кодекс рекламной практики. Российская система правового регулирования рекламной деятельности относительно молода. 13 марта 2006 года утвержден новый Федеральный закон «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). Принятия данного Закона ожидали не только участники рекламной деятельности, но также правоприменители и научная общественность. При этом специалистов в области рекламного законодательства в значительной степени интересовало, каким образом в новом законодательном акте будут решены наиболее дискуссионные вопросы и, в частности, отдельные аспекты понятийного аппарата, сферы действия законодательства о рекламе, компетенции контрольно-надзорных органов и др. Однако анализ положений нового Закона о рекламе позволяет констатировать, что его принятие не только не решило наиболее важные проблемы, но и породило новые, весьма существенные пробелы и противоречия в законодательстве. Среди основных недостатков действующего рекламного законодательства можно назвать следующие. Так, Закон о рекламе регулирует отношения, которые даже не относятся к продвижению товаров на рынке вообще (социальная реклама), и не регулирует отношения, связанные с продвижением товаров, работ, услуг, осуществляемым посредством информирования физическими, юридическими лицами и не связанным с предпринимательской деятельностью. Практически не изменилось легальное определение понятия «реклама», которое нуждалось в совершенствовании. Имеется целый ряд иных пробелов и противоречий.

Отсутствие четкого правового регулирования рекламной деятельности приводит к целому ряду негативных последствий, выражающихся, прежде всего, в нарушении прав и законных интересов граждан; отсутствии единообразия в правоприменительной практике. Ввиду этого актуальным является анализ действующего законодательства о рекламе в рамках курсовой работы.


Целью курсовой работы выступает изучение гражданско-правового регулирования рекламной деятельности, в частности общих норм гражданского и административного права, регулирующих рекламную деятельность, а также Закона о рекламе.

Указанная цель позволяет поставить следующие задачи:

1. Исследовать основы регулирования рекламы: понятия рекламы и другие связанные с ним понятия, иные связанные с ними понятия, изучить источники законодательного регулирования рекламной деятельности.

2. Рассмотреть правовой статус субъектов рекламной деятельности, их основные характеристики, права и обязанности различных субъектов, а также общие и специальные требования к рекламе.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере рекламной деятельности в Российской Федерации, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.

Предметом курсовой работы являются нормы Конституции Российской Федерации, гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности, судебная практика, литература, относящиеся к теме исследования.

Теоретической основой работы являются научные труды российских исследователей в области общей теории права, гражданского, предпринимательского права и ряда других наук, которые относятся к теме, в частности Н.А. Машкина, И.В. Погодиной, А. В. Полозовой и других авторов.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, делящихся на 4 параграфа, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Основы правового регулирования рекламы

1.1. Понятие рекламы

Рекламой считается распространяемая информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование (поддержание) интереса к нему и его продвижение.

Таким образом, любая реклама содержит в себе определенную информацию. Но далеко не всякая информация, подходящая под это определение, будет считаться рекламой.

В России с переходом к рыночной экономике произошли изменения в организации рекламного дела. Рекламные организации, предприятия переименованы в рекламные фирмы, рекламные и информационные агентства, в большей степени имеющие статус акционерных форм собственности, таким образом, разрушалась централизованная служба ведомств, министерств[1].


Правовое регулирование рекламной деятельности отражено в действующем российском федеральном законодательстве «О рекламе». Нормами данного нормативного правового документа определена цель, которая заключается в развитии рынка рекламных услуг, товаров, работ на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения единства российского экономического пространства, реализации прав на получение достоверной информации, предупреждения нарушений законодательства «О рекламе», пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Основные положения действующего Закона «О рекламе» имеет ограничения в своем применении, и не распространяются на:

— политическую рекламу (довыборную агитацию);

— информацию, являющуюся обязательной для потребителя;

— справочную, информационную, аналитическую информацию;

— сообщения органов государственной власти, иных государственных органов;

— указатели, вывески, не содержащие сведения рекламного характера;

— объявления юридических, физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

— информацию о товаре и его производителе, об импортере, экспортере;

— любые элементы оформления товара, которые помещены на товаре, его упаковке, не относящиеся к другому товару;

— упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, о продавце, изготовителе товара, которые ограничены, интегрированы в произведениях науки, искусства, литературы, и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

В настоящее время реклама исследуется многими научными дисциплинами, и имеет отношение к различным сферам практической деятельности. Выделяют направления, в которых реклама имеет особое значение, и потому особо нуждается в исследованиях: это такие предметы как социология, журналистика, экономика, психология, история, маркетинг, правоведение и др. Каждая из указных дисциплин анализирует рекламу в с учетом ее вовлеченности именно в определенную сферу.

Несколько тематических областей выделяются как самостоятельные и равноценно являются важными при изучении рекламы, среди них[2]:

— реклама рассматривается как канал распространения информации;

— реклама рассматривается как финансовый источник для функционирования медиабизнеса;

— реклама рассматривается как вид текста, обладающий определенными характеристиками, вписывающимися в структуру определенного СМИ.


1.2. Законодательное регулирование рекламы

Изначально в начале 90-х годов в российском законодательстве «О средствах массовой информации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» регулирование рекламы носило частный, дискретный характер, так как было обусловлено отсутствием законодательного акта, устанавливающего единый понятийный аппарат, единую консолидированную систему регулирования правоотношений, которые складывались в сфере рекламы.

Для функционирования единого правового поля, регулирующего деятельность реклам, недостаточно всей совокупности нормативных актов, поэтому в 2006 году Государственной Думой и Федеральным собранием принят и одобрен Закон «О рекламе», который устраняет пробелы в современном российском законодательстве в данной области.

Нормами федерального законодательства в области рекламы указаны некоторые требования к рекламной деятельности, которые содержатся в ранее изданных нормативных и правовых актах, однако в Законе «О рекламе» более существенно введены понятия, определяющие стабилизацию отношений в сфере рекламной деятельности, рекламы в СМИ[3].

Предметом регулирования федерального законодательства о рекламной деятельности являются общественные отношения, которые возникают в процессе производства, распространения, размещения рекламы на ряд товаров, услуг, включая рынки банковских, страховых услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, рынки ценных бумаг.

Исходя из целей правового регулирования рекламной деятельности, отношения по производству, распространению, размещению рекламы, со стороны государства гарантируют обеспечение баланса интересов участников конкурентных отношений, предпринимателей, потребителей рекламной информации. В связи с этим антимонопольные органы при осуществлении государственного контроля в рамках соблюдения действующего российского законодательства в области рекламной деятельности, толкования и применения норм рекламного законодательства должны ориентироваться на достижение поставленных целей.

При применении норм Закона «О рекламе» необходимо учитывать сферу действия данного Закона.

Закон «О рекламе» регулирует отношения в сфере рекламы, несущей рекламную информацию о товарах и услугах на территории РФ. Основная цель Закона «О рекламе» – развитие рынков товаров, работ и услуг на принципах добросовестной конкуренции и получение потребителями достоверной информации о товарах и услугах[4].


Закон «О рекламе» применяется для создания наиболее благоприятных условий для производства, распространения товаров, исключения из средств массовой информации ненадлежащей рекламы и пресечения нарушений Законодательства РФ в сфере рекламы.

Государственный надзор за нарушения в сфере рекламы возлагается на антимонопольный орган, который определяет меру пресечения за нарушения рекламодателей в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. На основании Информационного письма Президиума Верховного арбитражного Суда РФ по обзору практики рассмотрение споров, связанных с применением законодательства о рекламе, определены полномочия антимонопольного органа. Антимонопольный орган осуществляет государственных надзор за соблюдением законодательства о рекламе, а именно:

— предупреждает, выявляет, пресекает нарушения юридическими, физическими лицами,

— возбуждает и рассматривает дела по признакам российского законодательства о рекламе.

Правовое регулирование рекламы направлено на обеспечение интересов компаний, для которых доходы от рекламы являются основным условием нормального функционирования.

В практической, научной литературе законодательство о рекламе рассматривается как в узком, так и в широком смысле, однако не все специалисты придерживаются данной точки зрения.

Правовое регулирование рекламы в широком смысле охватывает значительное число нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе размещения, производства, распространения рекламы, а также отношения общегражданские, не специфичные для рекламы. Отношения, в которых реклама выступает в качестве приглашения делать оферты, регулируется нормами гражданского законодательства. Нормами гражданского законодательства регулируются сведения, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию юридического, физического лица. К законодательству в области рекламы в широком смысле относятся нормы законодательства о средствах массовой информации, о налогах[5]. Так, в нормах действующего федерального законодательства «О средствах массовой информации» №2124-1 от 27.12.1991 года, рекламе посвящена статья 36, в статье 60 данного закона определена ответственность за нарушение правил распространения рекламы.

Законодательство о рекламе в узком смысле включает в себя нормативные и правовые акты, регламентирующие рекламные отношения, возникающие в процессе размещения, производства, распространения рекламы, и иные сферы.