Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Этапы развития налогового учета в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучая вопрос налогового учета необходимо разобрать его общие положения. Для этого обратимся к статье 313 НК РФ, в которой, прежде всего, сказано, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных именно налогового учета. Согласно данной статье, налоговый учет представляет собой особую систему по обобщению информации с целью определения налоговой базы по налогу, ссылаясь на первичные документы организации, которые сгруппированы в соответствии с порядком [2].

Все данные должны содержаться в регистрах налогового учета. В таких случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержание информации является недостаточным для определения налоговой базы, налогоплательщик имеет полное право самостоятельно дополнить регистры учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо налогоплательщик вправе вести самостоятельно регистры налогового учета.

НК РФ [2] гласит о том, что налоговый учет осуществляется в целях формирования достоверной, а также полной информации о порядке учета для налогообложения операций, которые налогоплательщик осуществляет в течение налогового периода.

Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно, ссылаясь на принципы последовательности применения правил, норм налогового учета, то есть он применяется от одного налогового периода к другому последовательно. В отличие от бухгалтерского учета, ведение налогового учета устанавливается самим налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике, для целей последующего налогообложения, далее порядок ведения утверждается соответствующим приказом руководителя. Исходя из этого, налоговые органы не могут установить и навязать обязательные формы документов для ведения налогового учета.

В случае, если налогоплательщик начинает заниматься новыми видами деятельности, НК РФ гласит, что данный налогоплательщик также в обязательном порядке должен отразить в своей учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения и этих видов его деятельности. [2]

Информация, содержащаяся в налоговом учете, должна содержать порядок формирования доходов и расходов, порядок определения доли расходов, которые учитываются для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде, сумму остатка расходов, либо убытков, которая подлежит отнесению на расходы в последующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности перед государственным бюджетом [16, c. 5].


Перейдем к рассмотрению необходимых и достаточных документов, определенных статьей 313 Налогового Кодекса Российской Федерации для подтверждения данных налогового учета. В-первую очередь необходимыми документами считаются первичные учетные документы, включая и справку бухгалтера хозяйствующего субъекта. Затем данный список пополняют аналитические регистры налогового учета. Немаловажно иметь расчет налоговой базы. [2]

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении сделки, операции, либо непосредственно после ее окончания, если во время совершения такова возможность не представилась. Обязательными реквизитами первичного учетного документа должны являться: его наименование, дата составления, наименование экономического субъекта, составившего данный документ, содержание факта хозяйственной жизни субъекта, величина данного факта хозяйственной жизни субъекта в натуральном или денежном измерении, включая и единицу измерения, указание должностей лиц, совершивших данную сделку и ответственного за ее оформление, а также подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов для возможности дальнейшей идентификации данных лиц. Данный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронном виде, подписанный электронной подписью. [18, c. 101]

Содержащаяся информация в налоговом учете, а также данные первичных документов, представляют собой налоговую тайну. А лица, которые, так или иначе, получили доступ к данной информации, обязуются хранить налоговую тайну, так как за ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством [2, ст. 313].

Подводя итоги нужно сказать о том, что налоговый учет был введен сравнительно недавно, создав тем самым некие трудности для хозяйствующих субъектов. Это обуславливается тем, что теперь нужно вести два учета: бухгалтерский и налоговый, что повысило затраты на ведение двух данных отчетов. Также у налогового учета отсутствуют какие-либо нормативные документы, регламентирующие его ведение, а существуют только рекомендации, что создает также некие трудности по его ведению. Это можно отнести к минусам создания данного учета. [19, c. 34]

К главному плюсу налогового учета можно отнести тот факт, что его создание и ведение отметает проблему налоговых проверок. Конечно, налоговые органы не перестанут вовсе устраивать налоговые проверки, но при этом все данные экономического субъекта будут «на лицо», если проверка ему все-таки грозит.


2.2. Функции современного налогового учета

Функции налогового учета. Функции налогового учета – выражают основные направления его реализации, его содержание и обеспечение.

Можно выделить три основные функции налогового учета, выражающие его место в системе функций государства – фискальную, информационную и контрольную.

Фискальная функция является важнейшей функцией налогового учета и состоит в формировании и мобилизации финансовых средств государством при вздымании ряда налогов и в рамках действия отдельных налоговых режимов.

Информационная функция налогового учета состоит в количественном измерении и качественной характеристике финансового положения плательщиков налогов в течение определенного отчетного периода.

Контрольная функция состоит в формировании финансовой отчетности плательщиком налогов с возможной последующей проверкой налоговыми органами правильности и полноты ее формирования.

Функции, также, выступают связующим звеном между целями и задачами налогового учета с одной стороны и его содержанием с другой. В данном случае, это будут функции налогового учета, как элемента налоговой системы.

Рассматривая функции налогового учета в контексте налоговой системы, можно согласиться с каталогом функций налогового учета, предложенным С.Н. Бердышевым, с опорой на положения статьи 313 НК РФ:

- функция формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

- функция формирования полной и достоверной информации о налоговой базе отчетного (налогового) периода;

- функция обеспечения раздельного учета в случае исчисления налога по разным ставкам или при разном порядке налогообложения;

- функция обоснования применяемых льгот и вычетов;

- функция обеспечения информацией налоговых органов для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога;

- функция обеспечения информацией службы внутреннего контроля и руководства для контроля за движением средств предприятия по назначению и профилактики злоупотреблений ответственных лиц;

- функция обеспечения информацией внешних пользователей в лице партнеров, инвесторов, кредиторов и клиентов для создания имиджа добросовестного налогоплательщика и повышения гудвилла компании [6].


В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности вести учет бухгалтерский учет.

Учет имущества индивидуального предпринимателя ведется в соответствии с налоговым законодательством. Для учета при обычной системе налогообложения используется книга доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденная утвержденный приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. Законодательно установлено, что налоговый учет ИП должен осуществляться в строго регламентированном порядке.

Прежде чем начать осуществление предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель должен ее зарегистрировать в государственных органах.

ИП обязан платить в дальнейшем налог на прибыль от такой деятельности, регулярно подавать отчетность в контролирующие органы. Налоговый учет индивидуального предпринимателя начинается с регистрации.

Заключение

В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.

Резюмируя всю данную работу можно прийти к следующим выводам.

Принципы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства:

  • объекты учета -доходы, расходы, активы, обязательства, хозяйственные операции, источники финансирования;
  • ведение бухгалтерского учета должно быть организовано руководителем фирмы - руководитель ведет учет самостоятельно либо пользуется услугами квалифицированного бухгалтера;
  • на предприятии должна быть разработана учетная политика и утвержден план счетов;
  • все операции должны быть документально оформлены: должны использоваться унифицированные формы или самостоятельно разработанные, но имеющие обязательные реквизиты;
  • все хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета;
  • по окончанию отчетного периода организация представляет бухгалтерскую отчетность в налоговую службу.

Но бухгалтерский учет и отчетность на субъектах малого предпринимательства имеет и свой ряд отличий:

  • главной особенностью организации бухгалтерского учета является возможность субъектов малого предпринимательства использовать специальные режимы налогообложения;
  • при использовании специального режима налогообложения у предприятия появляется возможность использовать сокращенный план бухгалтерских счетов, что существенно облегчает работу по ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  • при использовании специального режима налогообложения у субъектов малого предпринимательства появляется возможность заменить НДС, налог на прибыль, налог на имущества единым социальным налогом.
  • предоставление в налоговые органы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах - небольшой объем отчетов по сравнению с предприятиями, работающими на общем режиме налогообложения.
  • особенностью бухгалтерского учета при документальном оформлении можно указать то, что субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения и не являющиеся плательщиками НДС, могут не использовать в системе документооборота счет-фактуры.
  • учетная политика субъектов малого предпринимательства имеет следующие особенности: незначительный объем в связи с небольшим количеством хозяйственных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете"
  4. Актуальные проблемы бухгалтерского учета, аудита и анализа в современных условиях: монография // Н.Г. Барышников, И.А. Бондин, Н.Н. Бондина и др. Под. ред. Н.Н. Бондиной. -Пенза: РИО ПГСХА, 2016. -152 с.
  5. Веселая А.А. Некоторые аспекты автоматизации бухгалтерского учета // Анализ современных экономических процессов и информационные технологии. Днепропетровск. 2011. С. 8-9.
  6. Веселая А.А., Ильенко И.В. Информатизация экономических процессов и ее роль в развитии общества //Вестник ТГПИ. Физико-математические и естественные науки. Таганрог: ТГПИ им. А.П. Чехова, 2014. № 1. С. 41-44.
  7. Дорощук А.И. Диверсификация профессиональной подготовки специалистов на базе технологий «1С» // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. 15-й международной научно-практической конференции (Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса). Часть 1. - М.: ООО «1С-Паблишинг». - 2015. - с. 113-116
  8. Дорощук А.И. Направления и методические подходы профессиональной подготовки экономистов с использованием технологий «1 С» // Новые информационные технологии в образовании: Развитие инновационной инфраструктуры образовательных учреждений с использованием технологий «1С»: Сб. науч. тр. одиннадцатой международной научно-практической конференции. Часть 1. - М.: ООО «1С-Паблишинг». - 2011. - с. 361-365
  9. Дубровина Л.А. Автоматизация бухгалтерского учета на основе программы «Бухгалтерия-ИНФИН» // Бухгалтер и компьютер. - 2011. - № 1. - С. 15-19
  10. Зубкова Т.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности //Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015.- с.79-82
  11. Ковальчученко В. Внутренний аудит. Как автоматизировать анализ данных бухгалтерского учета? // Финансовая газета. 2012. № 24.
  12. Кольвах О.И. Компьютерная бухгалтерия для всех. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс». - 2016. - С. 416.
  13. Комиссарова М.А. Возможности использования реинжиниринга как основного инструмента управления компаниями с позиций процессного подхода // Креативная экономика. - 2011. - № 7 (55). - С. 10-16
  14. Королев Ю. Развитие автоматизированной формы учета // Бухгалтер и компьютер. - 2011. - № 3. - С. 5-8.
  15. Королев Ю.Ю. Классификация программных продуктов по автоматизации бухгалтерского учета // Компьютеры в бухгалтерском учете и аудите. - 2011. - № 2. - С. 35-43.
  16. Липкович Э.И., Дорощук А.И. Основные направления автоматизации агропромышленного комплекса // Адаптивные технологии и технические средства в полеводстве и животноводстве: сб. науч. тр. / под ред. академика РАСХН Э.И. Липковича. - Зерноград, 2014. - С. 5-12.
  17. Олефиренко Б. Комплексная автоматизация - это реально: система на основе «1С: Предприятие» в компании ИТЛВ // Бухгалтер и компьютер. - 2011. - № 6. - С. 9-12.
  18. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета). — М.: Инфра-М, 2006. — 279 с
  19. Проблемы и перспективы развития агропромышленного производства: монография / Л.Б. Винничек, А.И. Алтухов, А.А. Иванов и др. Под общ. ред. Л.Б. Винничек, А.А. Галиуллина. -Пенза: РИО ПГСХА, 2014. -220с.
  20. Прохорова, Т.В. Автоматизированная обработка информации в бухгалтерском учете [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Прохорова, Т.Г. Ускевич. – Минск:БГЭУ, 2013. – 407 с.
  21. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / пер. с англ. под ред. H. Д. Эриашвили. - М.: Аудит: Юнити, 2016
  22. Слободняк И. А. Система принципов формирования и анализа показателей внутренней бухгалтерской управленческой отчетности. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.
  23. Слободняк И. А. Система учетно-аналитической информации бухгалтерской управленческой отчетности коммерческой организации. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.
  24. Бабаева З.Ш. Вопросы налоговой учетной политики. //Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 593-596.
  25. Шахбанов Р.Б. Налоговый учет. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и "Финансы и кредит" / Р. Б. Шахбанов. Ростов-на-Дону, 2009.