Файл: Содержание и методика работы по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников
1.1 Особенности развития творческих способностей у дошкольников
1.2 Основные условия развития творческих способностей у дошкольников
1.3. Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности
2.1 Краткая характеристика группы испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования
2.2. Формирующий этап развития творческих способностей у дошкольников
Введение
Актуальность. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. В связи с этим родители стремятся, как можно раньше научить детей читать, писать и считать, а не привить им способность чувствовать, думать и творить.
Проблема развития творческих способностей дошкольников со всей очевидностью отражает необходимость формирования у подрастающего поколения опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, стремления реализовать свои потенциальные возможности.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Баклыкова С.В. , Беглуева Л.М., Исаева Ю.А., Омельченко Л.В. Дроздикова-Зарипова А.Р., Мавлина Г.М. и др.
В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его исполнительского творчества.
Это определило тему нашего исследования - развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
В начале работы был определен объект: личность ребенка дошкольного возраста
Предметом является театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Цель исследования: изучить влияние театрализованной деятельности на развитие творческих (исполнительских) способностей дошкольников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Обосновать понятие «творческие способности», определить особенности и основные условия развития творческих способностей у дошкольников
- Определить влияние театрализованной деятельности на творческие способности дошкольников.
- Дать методические рекомендации по теме исследования.
Гипотеза:
творческие способности дошкольников в процессе театрализованной
деятельности будут развиваться эффективнее при следующих условиях:
- если поощрять исполнительское творчество;
- побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;
- развивать умение свободно держаться при выступлении на основе апробации системы занятий, игр-драматизаций, имитационных упражнений.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у дошкольников
1.1 Особенности развития творческих способностей у дошкольников
Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся, и не представится возможность наверстать упущенное. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики, а особенно творчество.
Творчество отражает мысли детей, их чувства, отношение к окружающему, затрагивает все стороны личности ребенка, тем самым развивая ее. Также творчество тесно связано с познанием окружающей действительности, оно таит в себе большие потенциальные возможности для развития их субъективных проявлений, так как творчество основано на совершении выбора (от выбора деятельности, которой бы хотел заняться ребенок, до выбора темы или материалов для реализации замысла). Ребенок, как губка, впитывает впечатления жизни, накапливает материал и активно перерабатывает его. Следовательно, творчество - удел любого ребенка, это нормальный и постоянный спутник детского развития [9 ,с. 265]
Дошкольное детство с психологической точки зрения является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. Накопление знаний и опыта - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами.
По мнению Беглуева Л.М., Исаева Ю.А., Омельченко Л.В. дошкольник с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную и порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. [4,с.14]
В формировании творческих способностей особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы.
Евсеева М.А. рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку и проявляющуюся в разных видах деятельности. В качестве механизма воображения он видел перекомбинирование образов, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности. [12,с.126]
Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Она находит подтверждение в физиологии. Мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» на первых годах жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время широчайших возможностей развиваться. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия «моменту» этого созревания. Если созревание и начало развития идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. [15,с.352]
В современной психологии и педагогике сформулированы различные теоретические подходы к развитию творческих способностей детей, два из которых наиболее значимы.
В соответствии с первым из этих подходов «творческие способности» рассматриваются как важная предпосылка успешности обучения, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний, умений и навыков, решать творческие задачи.
В соответствии с другим подходом «творческие способности» составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности, которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данном виде деятельности.
Каждый из этих подходов имеет свои методологические и теоретические основания и должны рассматриваться во взаимосвязи. Первичной формой детского творчества является творчество синкретическое, то есть такое, в котором отдельные виды искусств еще не расчленены и не специализированы ]Общий корень синкретичности - игра, которая является подготовительной ступенью развития творчества. Ученый Севостьянова И.Н. ввел понятие «рубежные игры», которые переходят в различные формы деятельности детей: игры-драматизации, игры-фантазии. [21,с.53]
Являются ли творческие способности врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Е.Торренс говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.
Творческие способности дошкольников нужно развивать, но для этого должны создаваться определенные условия.
1.2 Основные условия развития творческих способностей у дошкольников
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделили условия успешного развития творческих способностей дошкольников.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание, хождение, затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами, материалами. Большое значение имеет создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо насколько это возможно заранее окружить такой средой, которая стимулировала бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивала бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Еще одно условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Творческие способности будут развиваться успешнее, если предоставлять ребенку больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и так далее. Но предоставление такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую помощь взрослых. Главное не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.
Важным условием успешного развития творческих способностей - теплая, дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к неудачам. А.В.Запорожец утверждал, что необходимо научиться управлять особенностями проявления детского творчества. Он отводил большую роль воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в произведениях искусства, которое имеет большое значение для общего и творческого развития ребенка.
Одно из важнейших условий для проявления творческих способностей дошкольников является развитие всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестезического, слухового) и формирования на этой основе разнообразного сенсорного опыта детей: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления.
Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является организация интересной, содержательной жизни: повседневные наблюдения за явлениями окружающего мира, анализ жизненных ситуаций, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий.
Огромное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет развитие их внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по мнению психологов, являются основой творческого мышления, повышают их творческо-поисковую активность.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора - все это помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз создавалась новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, знания, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Балджи Э.Э выделяла четыре группы условий, способствующих творческому развитию[30,с.123]:
- физические условия, то есть наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними
- социально-эмоциональные условия, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие прявления не получат отрицательной оценки взрослого
- психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослым его творческих начинаний
- интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, комбинировать, преобразовывать, а главное - начинает испытывать удовольствие от творчества, от сознания собственных возможностей.