Файл: Курсовая работа Правовое положение, задачи и функции фонда пенсионного и социального страхования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 6450

Скачиваний: 70

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.

В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». 

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.


В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании – агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц – возложены на Внешэкономбанк.   

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд. 

С 2007-2008 годов Пенсионный фонд сопровождал две государственные программы: материнского капитала и софинансирования пенсионных накоплений.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегиии – развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 30 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществлял выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования.

Пенсионный фонд осуществлял свою деятельность на федеральном уровне по всей территории России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.

К моменту объединения фондов Пенсионный фонд вел лицевые счета 156,4 млн. российских и иностранных граждан, выплачивал пенсии более чем 42 млн. пенсионеров и обеспечивал выплаты по федеральным льготам для более чем 20 млн. россиян. Фонд также формировал пенсионные накопления 59,5 млн. будущих и нынешних пенсионеров и предоставлял выплаты миллионам российских семей с детьми.



С 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования стали единым Фондом пенсионного и социального страхования РФ. Сокращенное название организации – Социальный фонд России[3].

На протяжении последних 30 лет система социальной защиты и страхования в России последовательно изменялась и совершенствовалась. Пенсионный фонд предоставлял множество мер поддержки самым разным категориям граждан: пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, военнослужащим. По линии ПФР граждане получали пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования в свою очередь предоставлял гражданам больничные и пособия, родовые сертификаты, средства реабилитации, путевки в лечебно-профилактические учреждения. Оба фонда работали с одними и теми же гражданами и запрашивали информацию друг у друга через систему межведомственных запросов[23].

Объединившись в Социальный фонд Российской Федерации необходимость в обмене информации отпала. Единая база данных собрала в себе больше информации о гражданах, которая необходима для назначения мер поддержки, в результате чего упростился порядок получения выплат и сократились сроки их ожидания. Пенсии, федеральные пособия, материнский капитал, больничные и другие выплаты, которые назначались в двух разных фондах, с 1 января 2023 года стало возможным оформить в режиме «одного окна».

Объединение фондов упростит получение мер социальной поддержки. При этом все установленные даты выплат пенсий и пособий сохраняются. А оформление федеральных выплат ускорится за счет того, что не потребуется делать межведомственные запросы.

Еще одним нововведением стал единый тариф для страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Введение единого тарифа облегчит процедуру уплаты страховых взносов и сдачи отчетности для работодателей, позволит в 1,5 раза увеличить максимальный размер больничных и декретных к 2025 году, а также обеспечит равный доступ к социальному страхованию гражданам, работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам.
    1.   1   2   3   4


Цели, задачи и функции управления фонда пенсионного и социального страхования


Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим структуру Фонда социального страхования, а также его деятельность, является Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ
"О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".

Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации[3].

Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Координацию деятельности Фонда осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Задачи Социального фонда России заключаются в осуществлении государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.

Основные задачи фонда:

1) обеспечение гарантированных государством пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;


2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;

4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;

6) международное сотрудничество по вопросам социального страхования.

Органами управления Фонда являются председатель Фонда и правление Фонда. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности правления Фонда осуществляется центральным аппаратом Фонда. В структуру Социального фонда также входят территориальные Отделения СФР в субъектах РФ, а также подведомственные Фонду учреждения, включая реабилитационные центры.

Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Правление Фонда является коллегиальным органом управления Фонда. Численность правления Фонда составляет 35 человек.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений создается контрольно-ревизионная комиссия Фонда.

Среди социально значимых функций Социального фонда:

  • назначение и выплата пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению;

  • назначение и выплата государственных пособий, обеспечение по обязательному социальному страхованию и иных видов обеспечения;

  • организация ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;

  • организация инвестирования средств пенсионных накоплений;

  • актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;