Файл: Курсовая работа Правовое положение, задачи и функции фонда пенсионного и социального страхования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 6446

Скачиваний: 70

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эта новая модель добровольного соцстрахования начнет работать с 1 июля 2023 года. Страховщиком будет выступать Социальный Фонд России (СФР), куда нужно подать заявление о желании быть добровольно застрахованным. Это можно сделать через приложение «Мой налог» или Госуслуги.
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ  с 1 июля 2022 года дополнен новой гл. 1.3, в которой закреплены:

  • порядок вступления в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию;

  • порядок определения размера и уплаты страховых взносов такими лицами;

  • условия приобретения ими права на больничное пособие и определения его размера;

  • условия и порядок прекращения добровольного соцстрахования.

Под страховой суммой понимается денежная сумма, исходя из которой определяются размеры ежемесячных страховых взносов и страхового обеспечения.

В новой модели предусмотрен выбор страховой суммы: то есть по сути гражданин сам определяет, какой размер выплат в случае болезни он хотел бы получать и исходя из этого уплачивает страховые взносы.

С учетом специфики работы самозанятых предусмотрели возможность оформлять «страховые каникулы», оформлять страхование в приложении «Мой налог» буквально в один клик, как это сейчас происходит с государственным добровольным пенсионным страхованием.

Гражданин может сам выбирать специальную (твёрдую) страховую сумму – то есть сумму, из которой установлены страховые выплаты. Это может быть:

  • 32 484 рубля – 2 МРОТ за полный месяц;

  • или 48 726 рублей – 3 МРОТ за полный месяц.

Отметим, что действующая до 01.07.2023 модель предусматривала лишь один вариант такой суммы – МРОТ.

При этом право изменять размер страховой суммы в большую или меньшую сторону предоставлено застрахованному не чаще одного раза в 12 месяцев.

Новая модель соцстрахования позволяет получать выплаты в случае:

  • болезни;

  • травмы;

  • протезирования;

  • карантина;

  • процедуры ЭКО;

  • аборта;

  • ухода за заболевшими членами семьи, в т. ч. ребенком, во время санаторно-курортного лечения.

Величина ежемесячного взноса составляет:

  • 1247,38 рублей в месяц, если гражданин выбрал страхуемую сумму, равную 2-м МРОТ;

  • 1871 рубль, если выбрано 3 МРОТ.


Уплата взносов равными ежемесячными платежами заменит действующий до 2023 года порядок, когда «добровольцы» приобретали право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в любое время до 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором наступил страховой случай.

Минтруд подчеркнул, что финансовые параметры новой модели добровольного социального страхования прошли предварительное обсуждение с предпринимательским сообществом. По результатам опросов самозанятых и представителей малого бизнеса были установлены оптимальные размеры страховых выплат и взносов.

У застрахованного право на выплату ему страховых пособий возникает после 6 месяцев непрерывной уплаты взносов.

При этом, если он в течение длительного времени не пользуется выплатами по добровольному соцстрахованию, размер взносов будет снижен:

  • после 18 месяцев без страховых случаев – на 10%;

  • после 24 месяцев – на 30%.

Размер назначаемого СФР пособия по временной нетрудоспособности для плательщиков взносов по добровольному соцстрахованию зависит от:

  • выбранной страховой суммы;

  • периода уплаты взносов;

  • продолжительности страхового стража (как и в случае с обязательным соцстрахованием работающих граждан).

Соцфонд России назначает и выплачивает застрахованному пособие по болезни в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения им факта наступления страхового случая.

В рамках добровольного социального страхования страховой стаж будут учитывать так же, как и в обязательном соцстраховании.

То есть, если общий страховой стаж:

  • менее 5 лет – выплатят 60% от страхуемого заработка (страховой суммы в случае с добровольным страхованием);

  • от 5 до 8 лет – 80%;

  • более 8 лет – 100%.

В итоге застрахованный получает пособие:

  • после первых 6 месяцев уплаты взносов – с учетом стажа с коэффициентом 0,7 т. е. 70% от пособия, рассчитанного с учетом стажа;

  • после 12 месяцев участия в добровольном страховании – полное пособие, рассчитанное с учетом его стажа.

Таким образом, выплаты по больничным листам составляют от 13,6 тыс. до 48,7 тыс. рублей в расчете за полный месяц в зависимости от выбранной страховой суммы, стажа гражданина и периода участия в программе добровольного страхования.

Минтруд также предложил предусмотреть возможность «каникул» по платежам.

Так, застрахованным предоставлено право:

  • не уплачивать страховые взносы в периоды временной нетрудоспособности;

  • «пропускать» один месячный платеж каждые 6 месяцев непрерывной уплаты взносов.


Это обеспечит страховую защиту самозанятых от утраты заработка в случае временной нетрудоспособности, повлекшей невозможность вести деятельность, приносящую доход.

Предусмотрен переходный период для ИП и других категорий граждан, которые уже пользуются добровольным социальным страхованием. Он продлится до окончания страховых случаев, от которых они застрахуются до конца 2023 года.

В течение этого времени такие застрахованные могут выбрать: оставаться в старой модели и получать выплаты по прежним правилам или перейти на новую модель страхования.

Согласно проекту, стаж, полученный во время работы по договорам ГПХ, будут учитывать при начислении больничного.

Этот проект разработан для обеспечения положений федерального законодательства, которые предусматривают введение с 2023 года единого тарифа и распространение обязательного социального страхования на работающих по гражданско-правовым договорам граждан.

То есть, если гражданин работал по договору ГПХ, а потом перешел на работу по трудовому договору, период работы по договору ГПХ тоже будет учитываться в стаже при назначении больничного.

Минтруд напомнил: в связи с введением единого тарифа с 2023 года работающие по гражданско-правовым договорам включены в обязательное социальное страхование.

Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячное по уходу за ребенком исчисляют исходя из среднего заработка застрахованного, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. В том числе за время работы у другого страхователя.

Право на пособие у работающих по договорам ГПХ возникает, если сумма поступивших в прошлом году страховых взносов составляет не менее стоимости страхового года.

Стоимость страхового года – это взносы с МРОТ. За 2022 год это 4833,72 рубля. То есть, граждане, за которых в прошлом году работодатели внесли взносы в размере не менее 4833,72 руб., могут получать пособия уже с начала 2023 года.

При этом, если средний заработок за прошедшие 2 года в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, пособия будут начислять исходя из размера МРОТ, который действует на момент назначения выплаты.

В 2023 году максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц составит:

  • при страховом стаже 8 и более лет (100% среднего заработка) – 83 204,50 руб.;

  • при страховом стаже от 5 до 8 лет (80% среднего заработка) – 66 563,60 руб.;

  • при страховом стаже до 5 лет (60% среднего заработка) – 49 922,70 руб. в месяц.


В 2023 году максимальная сумма пособия по беременности и родам для работающих женщин составит 383 178,60 руб. (если роды протекали без осложнений за 140 дней). А максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребёнком – 33 281,80 руб.

На мой взгляд, стратегической целью намечаемых изменений при реформировании системы ᅟᅟсоциального страхования должно быть повышение уровня страхового обеспечения граждан на основе конкретизированных во времени целевых ориентиров развития страховых систем и механизмов их достижения, обеспечение финансовой устойчивости внебюджетных социальных фондов на долгосрочную перспективу.

Заключение
Государственные внебюджетные фонды являются одним из ключевых в жизни граждан Российской Федерации. Обусловлено это рядом существенных и объективных причин, от качества их деятельности зависит своевременность социальных выплат гражданам. Эти выплаты гарантирует ст. 39 Конституции РФ.

Так вопросом выплаты пенсий занимается Пенсионный Фонд России, также в сферу его деятельности входит и ряд других оказываемых государственных услуг.


Что касательно Фонда социального страхования, он занимается вопросами, например, страхование на случай временной нетрудоспособности, страхование от несчастных случаев на производстве, а также рядом иных вопросов, определенных соответствующими актами.

Правительством РФ 20 мая 2022 года в Государственную Думу Федерального собрания РФ был внесен законопроект о «Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» за номером № 127389–8. Суть данного законопроекта лежит в объединении ПФР и ФСС в один фонд под единым руководством.

Законопроект провозглашает такие принципы деятельности объединенного фонда как обеспечение финансовой устойчивости (стабильности) и сбалансированности бюджета Фонда, автономность и независимость бюджета Фонда, то мы считаем несомненным плюсом в его деятельности.

Важным вопросом является формирование бюджета объединенного фонда, в ст.8 законопроекта указываются источники финансирования бюджета. К ним относятся: страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от инвестирования средств резервов фонда.

Общий перечень источников в целом сходится с источниками объединяемых фондов, что является на мой взгляд одним из важных критериев, того что средств бюджета объединенного фонда будет достаточно для осуществления социальных выплат. Ещё одним плюсом в пользу объединения является то что, спектр государственных услуг, оказываемых обоими фондами можно будет получить в одном месте — объединенном фонде. Как отмечает председатель союза пенсионеров Валерий Рязанский «Речь идет об упрощении бюрократических процедур. Оба фонда работают с одними и теми же гражданами и запрашивают информацию друг у друга через систему межведомственных запросов. Теперь это будет один фонд, процедуры ускорятся, управленческие расходы сократятся».

Фонд открывает казначейские счета в Федеральном казначействе в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и хранит на них денежные средства бюджета. Объединенным фондом создаются резервы в целях обеспечения исполнения обязательств перед застрахованными лицами, как мне видится на первых этапах своей деятельности объединенный фонд может рядом трудностей организационного характера, это может быть высокая нагрузка на аппарат фонда, однако все предпринимаемые действия на мой взгляд не приводят к решению главной проблемы повышения размеров социальных выплат, повышение покупательской способности пенсий.