Файл: Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«СКУЛЬПТОР».
Эта игра рассчитана на пять-шесть человек. Ребятам необходимо по очереди изобразить фонтан, скворечник, скамейку, раскрытое окно, корзину с грибами, разные деревья и цветы.
«Немой рассказ».
Одному ребенку дается картинка с простым сюжетом. Он должен мимикой и жестами передать содержание нарисованного. Остальные угадывают, что нарисовано на картинке.
«Зоопарк».
Каждый из участников представляет себе, что он животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т. п. Остальные дети угадывают это животное.
«Отгадай загадку».
Дети делятся на несколько подгрупп. Они предварительно договариваются, какую загадку они покажут. Загадку можно загадать только с помощью мимики и пантомимики. Затем каждая группа по очереди показывает свою загадку, остальные отгадывают.
«Кто так работает?»
Каждый ребенок подражает разным людям, которые выполняют различную работу (например, движениям портного, вдевающего нитку в иголку; шофера, ведущего машину; плотника, вбивающего гвозди и пр.). Дети угадывают, кто кому подражает.
«Пантомима».
Выполняются пантомимические упражнения на заданную тему:
- внести бревно и распилить его;
- внести в комнату ковер и повесить его на стену;
- утешить обиженного;
- перейти по узкой доске через большую лужу и т. д.
АРТИСТЫ ПАНТОМИМЫ
Ребенку необходимо изобразить предметы с присущими им звуками: мотоцикл, часы с кукушкой, дверной замок, напольные часы с боем, мигающую лампочку, испорченный телевизор, горящую свечу, горячий утюг.
«Разведчики».
Каждый ребенок «связывается» глазами с кем-то в группе. При этом нельзя пользоваться жестами, словами. Когда возникают пары партнеров, им можно дать любое задание: поменяться местами, задать друг другу вопрос, пожать руку и т. д.
«ПРОФЕССИОНАЛЫ».
Пусть ребенок представит себя в роли специалиста той или иной профессии и при помощи пантомимы покажет себя в работе.
«Заколдованный ребенок».
Один ребенок выполняет роль «заколдованного», на вопросы детей отвечает жестами (указывает на различные предметы, показывает направление). Детям необходимо понять, о чем говорит «заколдованный» ребенок. Выигрывает тот, кто наиболее выразительно «отвечал» на вопросы жестами.
«Заводные игрушки».
С помощью считалочки выбираются продавец и покупатель. Остальные дети - заводные игрушки. Они принимают статичную позу. В магазин приходит покупатель, здоровается и выбирает игрушку. Ту, которую он выбирает, продавец «заводит» звуком «т-р-р)». Заведенная игрушка выполняет какое-либо действие (например, если ребенок представляет, что он петушок, он кукарекает, если - автомашина, то изображает соответствующие движения или звук и т. п.).
«Оркестр».
Детям предлагается поиграть в оркестр. Выбирается ведущий на роль дирижера. Остальные выступают в роли музыкантов оркестра. Дети договариваются, какое произведение будет исполниться. По указке дирижера звучит воображаемая музыка, музыканты солируют по очереди каждый на своем инструменте (скрипке, трубе и т. д.). Количество детей в оркестре небольшое (4-6 человек). Роль дирижера выполняется по очереди.
«Как говорят части тела».
Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:
- как говорят плечи «Я не знаю»;
- как говорит палец «Иди сюда»;
- как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
- как говорит голова «Да» и «Нет»;
- как говорит рука «Садитесь!», «Повернитесь!», «До свидания».
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
«Превращение предмета».
Детям предлагается «превратить» любой предмет в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения (действия). Например, линейку — в расческу (причесываться), в мороженое (есть), в зубную щетку (выдавливать пасту и чистить зубы) и т. д. В качестве предмета может быть использован стакан, тетрадь, карандаш, стул, мяч. «Превращать предмет» можно в индивидуальном и коллективном порядке. Не участвующие дети могут отгадывать.
«Покажем сказку».
Воспитатель подбирает грамзапись (например, «Жил-был у бабушки серенький козлик», рус, нар, песня и др.), детали костюмов (шапочки козлика и волка, платочек, передник). Дети разбиваются на подгруппы по 4-5 человек. Распределяют роли (бабушка, козленок, волк) и начинают выполнять движения в соответствии с динамикой звучания песни. «Зрители» решают, какая группа лучше передала образы персонажей сказки.
«Возьми и передай!»
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Воспитатель «рисует» руками воображаемый предмет и передает его кому-либо из детей. Ребенок, получивший его, выполняет с ним любое действие (например, подбрасывает вверх и ловит воображаемый мяч). Затем он передает этот предмет ребенку, сидящему рядом, тот выполняет свои действия с воображаемым предметом.
Передача воображаемого предмета происходит по кругу. В игре участвуют 6-8 человек. В процессе игры предметы могут меняться либо ведущим, либо кем-то из детей.
«Мы идем гулять».
Воспитатель обращается к детям: «Мы идем с вами на прогулку. Стоит дождливый день. Что мы наденем? Покажите». Дети показывают, как и что они будут надевать. Берут в руки зонтики. Воспитатель продолжает: «Вышли на улицу, идет дождь». Дети показывают движениями, как они ежатся, раскрывают зонтики и осторожно идут по лужам: мягко, на носочках, большие лужи обходят через маленькие перепрыгивают. Воспитатель говорит: «Мы идем по улице и увидели драчуна. Как мы на него посмотрим? (Дети неодобрительно хмурятся). А вот мальчик помогает пожилой женщин перейти улицу (дети одобрительно кивают головой). Перешли и мы улицу, и пошли к магазину, а на витрине лежат лимоны (дети морщатся), а на этой витрине красивые игрушки, посмотрите (дети улыбаются). Наша прогулка заканчивается, возвращаемся в школу. Дождь прошел, закроем зонтики (дети имитируют это движение). Пришли в школу, раздеваемся (дети показывают, как снимают одежду)».
«Испорченный телефон».
Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Начинает ведущий (им может быть воспитатель или кто-нибудь из детей), который тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое слово ты услышал?»
Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ВЕСТИ ДИАЛОГ
«Разговор по телефону».
Упражнение выполняется в парах. Дети ведут диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
«Диалог».
Подбираются произведения (стихи, рассказы), построенные на принципах диалога. Дети распределяют роли и читают произведения от лица героя, передавая интонационно характерные особенности героев.
Разговор клоунов
- Где купили вы, сеньор, этот красный помидор?
— Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос.
В гостях у королевы
Где ты была сегодня, киска?
У королевы у английской.
Что ты видала при дворе?
Видала мышку на ковре.
Кисонька-мурысонька
- Кисонька-мурысонька,
- Где была? - Где вода?
- Коней поила. - Быки выпили.
- Где кони? - Где быки?
- За ворота ушли. - За гору ушли.
-Где ворота? - Где гора?
- Огонь сжег. - Черви источили.
- Где огонь? - Где черви?
- Вода залила. - Утки склевали.
Лис и мышонок
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, лис, прятался.
- Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь - вылезешь.
- У меня в норке кладовочка.
- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разрою.
- А я от тебя в норочку – и был таков.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СОГЛАСОВЫВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ С ЧЛЕНАМИ ГРУППЫ
«Не столкнись».
Группа делится на две подгруппы. Участники подгруппы становятся в затылок друг другу, держась руками за плечи впереди стоящих, и под музыку начинают движение, «извиваясь змейкой», при этом они должны стараться избежать столкновения.
«Тропинка».
Дети делятся на команды с одинаковым количеством участников. Каждая команда берется за руки, образуя два круга. По сигналу воспитателя дети начинают движение по кругу в правую сторону. Затем ведущий дает зада ни с, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: "Копна!", все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре. По слову «Кочки!» все участники игры приседают, положив руки на голову. Кто быстрее и правильнее выполнит задание
, тот получает очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
«Сторож».
Дети договариваются сообща, какие действия они будут изображать. Подойдя к домику сторожа, произносят* слова:
Здравствуй, сторож.
Здравствуйте, дети. Где вы были?
Мы не скажем, а что делали - покажем.
Сторож должен отгадать, что делали дети (играли, шили, рубили лес, косили, купались в реке, собирали грибы, пололи грядки и др.)- Как только он угадает, дети убегают, а сторож старается их догнать. Каждый раз дети придумывают новые действия.