Файл: Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 164 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга.

Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с СДВГ и гиперактивностью.


Воспитатель гпд: Тихонова С.Б.

Санкт-Петербург

2020 г.

Слово гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском термине — это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.

Гиперактивность (СДВГ)-медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе диагностики, заключений методистов.

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем -то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным, упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления. СДВГ представляет большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого количества детей в популяции и ведет к значительным нарушениям социальной адаптации. Например, известно, что дети и подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5раз чаще встречается у мальчиков. В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, неблагоприятные факторы во время беременности и родов.


В дошкольном возрасте основное проявление СДВГ- гиперактивность.

В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности.

Возникновение основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. В этом возрасте проявляется проблема с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания до победного конца. После поступления ребенка в школу проблемы возрастают. Описанные выше признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

Безусловным фактором улучшения выступает создание позитивной модели отношения к ребенку.

-Дети с СДВГ не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу. Есть хорошая рекомендация об отсутствии поощрения, а не наказания: то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника». О физических наказаниях не может быть и речи! В качестве «пряника» могут выступать походы в кафе, дозированные компьютерные игры, просмотр телепередач и т. д.

Важно понимать и педагогам, и родителям, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват. Кроме этого, комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.

-Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе. Это дает положительный выраженный эффект, а вот постоянные окрики, одергивания и ограничения, наоборот вызывают пропасть между родителями и их детьми.

-Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Вместе следует составлять распорядок, режим дня, следуя которому надо в обязательном порядке проявлять одновременно гибкость и упорство.

Чтобы помощь нашим гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребёнка необходимо формировать и тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребёнок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или новым условиям,

проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Игры также являются прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ. А это-низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

Но прежде, чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель, воспитатель или учитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

ПРАВИЛО 1. Не ожидайте всего и сразу. Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть на стуле и сдерживать свои импульсы. Начинать надо с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле, перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Удерживая несколько условий в голове, ребёнок может не выполнить ни одного из них, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу. Например, если цель игры-внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве.

Если в задачу игры входит тренировка сдержанности, то концентрировать внимание на чем-то необязательно.

Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Например, через игру можно тренировать внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности.

Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, только тогда можно начинать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие и совершенствование сразу всех важных функций в одной и той же игре.

Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых, а главное- коллективных занятий.


ПРАВИЛО 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон и спокойную обстановку.

ПРАВИЛО 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны проявляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, сувенирчик, условный знак-жетон, наклейка, печатка (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна явиться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

ПРАВИЛО 4. Гиперактивные дети не слишком уверены в своих силах, но они хотят участвовать во всех играх и мероприятиях. Если ребенок почувствует, что его неудача не вызывает отторжения, он будет пробовать свои силы снова и снова, сначала делая то, что у него получается легче всего, потом все остальное.

В игре или в коллективной работе такому ребенку тяжело дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому лучше всего включать таких детей в игру поэтапно, начиная с индивидуальной работы, переходя к играм в маленькой группе, в итоге переходить к коллективным играм, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает им взрослый, если рядом есть его сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

ПРАВИЛО 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть направлены в следующих направлениях:

-игры на развитие внимания;

-игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

-игры, развивающие навыки волевой регуляции(управления);

-игры, способствующие закреплению умения общаться.

Все они будут рассмотрены ниже.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

«КОРРЕКТОР»

Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова «корректор». Вспомните с ребёнком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он где-нибудь ошибки, опечатки? Конечно нет, если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки. То же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные» очепятки»? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку сначала поработать младшим, а затем и старшим корректором.


Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно «неправильной», то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если действительно все ошибки найдены, то выдается премия (например, в виде сладостей).

Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь-есть в чем совершенствоваться! Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно, то на этом же чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая поползла вниз, значит, ваш ребенок работает более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь вместе этому событию!

ПРИМЕЧАНИЕ:

Описанную игру желательно проводить с невнимательными детьми систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным исправить этот недостаток. Если же ваш ребенок уже без труда справляется с заданием, то можно предложить его усложнить следующим способами. Во-первых, можно предложить корректору вычеркивать не одну букву, а три, причем разными способами. Так, например, Букву «М» надо вычеркивать, букву «К» надо подчеркивать и т. п. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием. То есть в отведенное для «корректуры» время вы вместо того, чтобы хранить молчание и помогать ребенку сосредоточиться, будете играть роль «вредного» родителя: шуметь, шуршать, рассказывать разные истории, ронять предметы, включать и выключать телефон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.

«УЧИТЕЛЬ»

Эта игра наверняка понравится тем, кто уже учится в школе, особенно в начальных классах. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием побудут на его месте.

А вот нам, наоборот, придется прикинутся или представить себя нерадивым школьником и подготовиться к уроку, списав несколько предложений из книги. При этом мы должны допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, несогласованность слов в лице и падеже. Пусть ребенок войдет в роль учителя и проверит вашу работу. Типичные задания можно применять по пройденным темам по любым предметам в начальной школе. Игра с успехом проходит во время досуга в группах продленного дня. Поверьте, когда все ошибки будут найдены и ребенок может самостоятельно поставить вам оценку за такое списывание или решение примеров, он с нескрываемой и неподдельной радостью поставит вам