Файл: Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с сдвг и гиперактивностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«ЗАМРИ».

В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Игра однотипна с «Море волнуется…».

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать в свободном режиме. Но как только мелодия закончится или вы выключили звук. Игрок должен остановиться и замереть в той позе, в которой его застала тишина.

ПРИМЕЧАНИЕ: в такую игру весело играть на детских праздниках. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать детей и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по -серьезному, а вы предлагаете это в игре, как бы в шутку. Можно ввести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают на скамейку запасных или подвергаются шуточным наказаниям, (например, воспроизвести голос кого-нибудь животного).

«ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ».

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует, сплачивает играющих развивает быстроту реакции и вызывает здоровый интерес.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые им показывают. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто был невнимателен- на «скамейку запасных».

Вместо показа движений можно произносить вслух цифры. Участники хором повторяют все цифры, слова, кроме запрещенных. Когда они их услышат, то должны будут на запрещенную цифру- хлопнуть в ладоши. Ана запрещенное слово, например, -поднять правую ногу.

«Пожалуйста!»

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста».

Кто ошибается, выбывает из игры.

«Четыре стихии».

Дети сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если будет произнесено слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Зеваки».

Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.


«Слушай хлопки».

Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Руки - ноги».

Дети стоят врассыпную. Они выполняют простые движения под команду воспитателя: по одному хлопку поднимают руки, по двум — встают. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам, они должны сесть. Воспитатель может менять последовательность и темп хлопков.


«ЛИЧНЫЙ ПОДВИГ».

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание- подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать. Вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку и ответить.

«КОЧКИ».

Эта игра проводится на улице. На земле чертится поле 8x8 квадратов. Ведущий в начале игры оглашает правила: «Перед вами болото. Любое болото можно перейти по тропинке из кочек. У этого болота тоже есть тропинка, но ее не видно. Зато она есть у меня на карте, в любых спорных ситуациях решающее слово будет принадлежать мне. Ваша задача: найти ту тропинку и перейти болото по ней, соблюдая следующие правила:

- На игровом поле одновременно может находиться один игрок.

- Ходить можно вперед, назад, вправо, влево, по диагонали в любом направлении, но только на одну клетку, т. е. переступать через клетку нельзя.

- Если, делая следующий шаг, дотронулись до клетки ногой, значит уже ступили на нее.

- Если ступили на клетку и нет сигнала от ведущего, значит вы на кочке; если звучит сигнал, значит вы ступили мимо и должны вернуться обратно.

- Если несколько участников или даже почти вся группа уже перебрались на другую сторону, но кто-то оступился, вся группа возвращается.

- Стоять по краям болота нельзя.

- Нельзя рисовать схемы, помечать клетки.

- Нельзя переговариваться.

- Очередность попыток прохождения произвольная.

После оглашения инструкции есть две минуты на обсуждение и выработку стратегии, если она необходима. Время игры не ограничено. Игра заканчивается, когда вся группа перейдет болото.

Игра прекрасно проходит на улице, особенно полезна для воспитателей ГПД.

НАСТОЛЬНЫЕИГРЫ.

Существуют очень много прекрасных, разнообразных настольных игр, которые можно использовать для развития детей с СДВГ с различными видами, целями и задачами, в зависимости от возрастной категории.

Обязательным условием подбора настольных игр для такого ребенка является отсутствие монотонности. Подобрать такие настольные игры, которые могли бы заинтересовать гиперактивного ребенка- непростая задача. Тем не менее, родителям очень желательно прилагать усилия в этом направлении, как, пример, наша любимая игра лото, детское домино, так как ходы в ней делаются по очереди, гиперактивный ребенок учится ждать и контролировать свои импульсы и тренировать внимание.


Настольные игры полезны во многих отношениях. Они, например учат следовать определенным правилам и развивают продуктивную деятельность.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ.

Игры и упражнения для развития навыков общения

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ

«Давайте знакомиться».

Дети становятся парами лицом друг к другу и под музыку двигаются боковым галопом. По окончании звучания музыки смотрят сверстнику в глаза, подают руку и называют свое имя.

Варианты: 1. Дети стоят в два крута лицом друг к другу. Продвигаясь по кругу вперед, производят замену партнера.

2.На сильное звучание музыки разбегаются по залу, по сигналу находят себе партнера, смотрят в глаза, называют его имя, снова становятся в круг. (Грамзаписи: «Парная пляска» карельская народная мелодия; «Гульба», белорусская пляска; «Плясовая», муз. Т. Ломовой и др.).

«Ласковое имя».

Дети стоят по кругу, передавая друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Танечка, Аленушка, Димуля и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Приятные слова».

Дети сидят в кругу и передают эстафету («волшебную палочку»). При этом надо посмотреть в глаза партнеру справа и сказать ему что-то хорошее.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА И ВНИМАНИЯ К ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ.

«Кто говорит?».

Дети стоят в полукруге. Один ребенок - в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задававшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

«ОКНО».

Игра начинается со слов: «Перед тобой окно с очень толстым стеклом, через которое не проникают звуки. Ты хочешь что-то сказать товарищу. Заранее реши что. Можно артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах». Второй участник игры, которым можете быть, и вы сами, должен его понять и ответить тем же способом.

«Угадай, кто это?».

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй - меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.


«Узнай, о ком говорю».

Дети стоят в полукруге. Кто-то (по желанию или по считалке) садится спиной ко всем членам группы. Он описывает по памяти внешний облик кого-либо из детей группы. Остальные узнают, кого описал ведущий. Тот из детей, кто первый узнал, о ком идет речь, становится ведущим.

«Подарки».

Дети свободно сидят на ковре. Каждый высказывается, что бы он хотел подарить сидящему рядом. Называется то, что могло бы по-настоящему обрадовать сверстника, которому сделали такой подарок. Тот, кому «подарили подарок», благодарит и объясняет, почему бы он порадовался этому подарку.

«Радио».

Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Воспитатель смотрит на детей и запоминает цвет их платья, какие-нибудь характерные детали одежды и т. п. Затем поворачивается спиной к группе и объявляет: «Алло, алло! Потерялась девочка (идет описание кого-либо из детей группы). Пусть он (она) подойдет к воспитателю.» Все дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать воспитателю имя этого ребенка. В роли диктора радио может быть кто-либо из детей.

ИГРЫ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ.

«Зеркало».

Дети становятся лицом друг к другу. Один совершает какие-либо действия (например, хлопает в ладоши, наклоняется в сторону, улыбается и т. д.), а другой пытается его зеркально повторить.

«ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ».

Дети по кругу передают карандаш, мысленно превращая его в любой другой предмет. При этом все остальные участники игры должны понять в какой. Например, ученик подносит карандаш к волосам, и по его движениям все понимают, что это расческа. Когда предмет угадан, участник передает карандаш следующему. Повторяться нельзя.

«Встань, на кого смотрю».

Воспитатель «связывается» глазами с кем-либо из детей. Тот, на кого смотрит воспитатель, встает. Задание завершается словом «Спасибо». В роли ведущего может быть ребенок.

«Посмотрим в глаза и улыбнемся».

Звучит мажорная мелодия. Дети свободно передвигаются по групповой комнате, подходят друг к другу, смотрят в глаза, дотрагиваются друг до друга.