Файл: Теоретические основы формирования доходов бюджета субъектов Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 2

Глава 1. Теоретические основы формирования доходов бюджета субъектов Российской Федерации 4

1.1 Понятие, цели и задачи бюджета субъекта Российской Федерации 4

1.2 Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации 13

1.3 Нормативно-правовое регулирование формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации 16

Глава 2. Анализ состава, структуры и формирования доходной части регионального бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2020-2022 годы 22

2.1 Анализ динамики состава доходов регионального бюджета Республики Саха (Якутия) за период с 2020 по 2022 год 22

2.2 Анализ исполнения доходов регионального бюджета Республики Саха (Якутия) за период с 2020 по 2022 годы 25

2.3 Разработка мероприятий сбалансированности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 29

Заключение 34

Список использованной литературы и источников 37

Введение

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры страны играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое регулирование, является финансовый механизм - финансовая система страны, главным звеном которого является государственный бюджет.
Выбранная тема является актуальной, так как рассмотрение и изучение функционирования государственного бюджета является одной из приоритетных задач для студентов факультета «Экономики и управления».

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;- III уровень - местные бюджеты.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.


Бюджеты субъектов Федерации - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из данных бюджетов финансируется в известной мере и развитие отраслей производственной сфере, в первую очередь коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых выступают важным компонентом программы повышения благосостояния народа.

Тема моей курсовой называется «Анализ и оценка бюджетной обеспеченности Республики Саха (Якутия)».

Целью данной курсовой работы является выявление недостатков бюджетной политики Республики Саха (Якутия), а также выработка предложений по её усовершенствованию.

Задачи:

-рассмотреть теоретические аспекты бюджета, его историю;

- раскрыть понятие, функции, структуру и роль бюджета Республики Саха (Якутия);

-проанализировать формирование и исполнение местного бюджета на примере Республики Саха (Якутия);

-рассмотрение проблем формирования доходов и расходов местного бюджета на среднесрочной перспективе;

-проанализировать бюджет Республики Саха (Якутия), с учетом последних изменений макроэкономической ситуации;

-сделать вывод, а так же рассмотреть перспективы формирования бюджета Республики Саха (Якутия) на последующий период

Глава 1. Теоретические основы формирования доходов бюджета субъектов Российской Федерации

    1. Понятие, цели и задачи бюджета субъекта Российской Федерации


Бюджетная система в Российской Федерации в ее нынешнем виде начала формироваться в конце девяностых годов прошлого века. Значимой вехой стало принятие Государственной Думой в 1998 г. первой редакции Бюджетного кодекса, закрепившей основные принципы бюджетной системы Российской Федерации[5].

Пожалуй, центральными понятиями для понимания основ всех бюджетных процедур являются непосредственно понятия, относящиеся к бюджетной системе Российской Федерации. А бюджет, по сути, является «таблеткой» властей, в которую они собирают средства — доходы, а затем тратят их на установленные законами цели. Бюджетная система в Российской Федерации представляет собой некий союз всех этих «стручков», которые есть у федеральной, региональной и местной власти, то есть федерального, регионального и местного бюджетов.



Ответственными за организацию бюджетных процедур на федеральном уровне определены Министерство финансов Российской Федерации (основной разработчик Бюджетного кодекса), финансовые органы субъектов Российской Федерации на региональном уровне, финансовые органы муниципалитеты и городские округа на муниципальном уровне. Периодом времени, в течение которого действует утвержденный бюджет, является финансовый год, то есть период с 1 января по 31 декабря каждого календарного года. Кстати, в США финансовый (и бюджетный) год отличается от календарного - он начинается 1 октября, а заканчивается 30 сентября[9].

Структура бюджетной системы в Российской Федерации выглядит следующим образом:

  1. на федеральном уровне - непосредственно федеральный бюджет и бюджеты государственных фондов (например, пенсионного и федерального фондов медицинского страхования);

  2. на региональном уровне - бюджеты краев, республик, областей и бюджеты территориальных фондов (например, территориального фонда медицинского страхования);

  3. на местном уровне - бюджеты районов (не районов!), бюджеты поселений, городских округов и территорий, существующих в составе городских округов.

Кстати, дорожные фонды, о которых многие слышали, формируются непосредственно в составе расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации и не являются самостоятельными.

Для того чтобы иметь представление о финансовых возможностях того или иного уровня власти, существует понятие консолидации. Как правило, при рассмотрении отдельных показателей используют понятия «консолидированный бюджет муниципального района (или городского округа)», «консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации» и «консолидированный бюджет Российской Федерации». которые логически вытекают из общей структуры бюджета и бюджетной системы Российской Федерации[6].

Консолидация как исходных показателей, так и последующая отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации происходит примерно следующим образом:

  1. На местном уровне подход определяется на основании закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку органы местного самоуправления работают с местными бюджетами. Одними из самых мелких административно-территориальных образований являются сельские и городские поселения, каждое из которых юридически наделено определенными полномочиями и имеет самостоятельную «таблетку» - бюджет для их реализации. Населенные пункты территориально расположены в пределах более крупной административно-территориальной единицы - муниципального района. Но у районной администрации есть свои обязанности, и для их выполнения она использует деньги районного бюджета. Сумма бюджетов всех поселений в пределах района и районного бюджета называется сводным бюджетом района. Городские округа – это достаточно крупные города, которые могут иметь внутригородские районы. По закону городской округ осуществляет полномочия, объединяя полномочия как района, так и поселения. Соответственно, городской округ имеет бюджет городского округа.

  2. На уровне субъекта Российской Федерации законодатели наделили органы государственной власти регионов рядом государственных полномочий. Деньги на их реализацию главы краев, республик и областей берут из региональных бюджетов. А в консолидированный бюджет области входят как деньги областного бюджета, так и деньги всех консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов, территориально расположенных в пределах субъекта Российской Федерации.

  3. Ну а консолидированный бюджет страны в целом включает в себя все средства бюджетной системы Российской Федерации - и региональных консолидированных бюджетов, и федерального бюджета, и государственных средств[13].


Сама российская бюджетная система построена с соблюдением ряда основных принципов:

  • Единство. Все уровни бюджетной системы Российской Федерации действуют в едином правовом поле. Существуют единые классификации и единые формы отчетности.

  • Разделение доходов, расходов и разрешенных источников покрытия дефицита между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (каждый уровень имеет свои источники доходов и направления расходования средств).

  • Уверенность в себе. Бюджетный процесс осуществляется на каждом уровне самостоятельно. Органы государственной власти и местного самоуправления соответствующего уровня несут полную ответственность за его реализацию.

  • Равенство правильно. Все бюджеты имеют одинаковые права. Вышестоящий бюджет не вправе самостоятельно принимать решение об изъятии денег из нижестоящего бюджета.

  • Полнота отражения всех полученных доходов, произведенных расходов и источников покрытия дефицита (законы (решения) о бюджете должны полностью отражать все доходы бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также направления расходов и источники покрытия дефицита ).

  • Баланс (расходы не должны превышать объем всех доходов и реальные источники покрытия дефицита).

  • Эффективность (средства должны расходоваться исходя из задач достижения максимального экономического или социального эффекта от каждого рубля бюджета).

  • Надежность (реалистичное планирование).

  • Единство кассы (наличие единого счета в РКЦ для исполнения бюджета).

  • Целенаправленно и целенаправленно.

  • Юрисдикция (получатели бюджетных средств могут получить деньги только от вышестоящего руководителя).

  • Открытость (публичность всех документов).

  • Полное покрытие всех расходов всеми доходами.

Эти принципы обязательны для всех бюджетных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Каждый уровень бюджетной системы Российской Федерации имеет свои доходы, которые подлежат зачислению в тот или иной бюджет. Дробление уплачиваемых налогов и перечисление их в соответствующие бюджеты в соответствии с нормами действующего законодательства относятся к компетенции органов Федерального казначейства. Для построения своей работы они используют как положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и законы (решения) о бюджетах, закрепляющие нормативы зачисления и распределения доходных источников[21].

С точки зрения федерального законодательства доходы бюджетной системы Российской Федерации подразделяются следующим образом:


  1. В федеральную казну поступает часть налогов на прибыль организаций, НДС, почти все акцизы (часть на алкоголь, табак, автомобили), часть акцизов на горюче-смазочные материалы, налоги на добычу полезных ископаемых, госпошлина за действия федеральных органов власти (фактически, плата за их услуги), доходы от различных способов использования федерального имущества (аренда, продажа и т. д.), таможенные пошлины, плата за пользование лесами, водными объектами (фактически доходы от эксплуатации национального богатства), доходы от внешнеэкономической деятельности ости и т. д. То есть, в основном, это доходы, получение которых обеспечивается действиями федеральных органов власти.

  2. В региональные бюджеты поступают налоги на имущество организаций, транспортный налог (как с организаций, так и с граждан), налоги с игорного бизнеса, частично налог на прибыль организаций, большая доля налога на прибыль, часть акцизов на алкоголь и бензин, налоги на упрощенку , различные государственные пошлины, связанные с деятельностью региональных органов государственной власти, доходы от использования региональной собственности и т. д.

  3. В местные бюджеты зачисляются налоги на землю, имущество физических лиц, частично подоходный налог, вменение, государственная пошлина за действия органов местного самоуправления, доходы от муниципальной собственности и т.д.

В первом полугодии 2021 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации значительно выросли на фоне положительных тенденций в экономике. Больше всего выросли доходы от подоходного налога и налога на доходы физических лиц. Для большинства субъектов увеличение доходов в этом году компенсировало снижение в прошлом году. Однако во многих регионах, где экономика ориентирована на сырье, они еще не превзошли докризисные показатели 2019 года. Общий объем трансфертов из федерального бюджета остался примерно на уровне 2020 года. В то же время структура этой помощи существенно изменилась. Поступления субсидий сократились, а поступления субсидий значительно увеличились. Рост расходов квазифедерального бюджета отставал от динамики доходов, что привело к заметному профициту бюджета. Социальная политика, образование и национальная экономика остаются основными направлениями расходов. Значительная часть увеличения расходов на государственную политику обеспечивается за счет федеральных субсидий. Высокие темпы роста расходов на национальную экономику во многом обеспечиваются одним субъектом Российской Федерации - Москвой. Расходы на здравоохранение, которые быстро росли в 2020 году, в этом году снизились, но остались выше, чем в докризисном 2019 году. Содружество закончило первое полугодие с дефицитом во многих регионах. Неожиданный рост доходов во многих регионах сделал прибавочную стоимость очень важной.