Файл: Теоретические основы формирования доходов бюджета субъектов Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов – 214 990,2 тыс. рублей (16,2%) при плане 1 324 214,2 тыс. рублей;
субсидии бюджетам муниципальных образований – 614 047,1 тыс. рублей (4,6%) при плане 13 225 975,8 тыс. рублей;
субвенции бюджетам муниципальных образований – 16 042 534,1 тыс. рублей (28,3%) при плане 56 691 492,3 тыс. рублей;
иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований – 313 155,8 тыс. рублей (8,5%) при плане 3 688 544,3 тыс. рублей.
В целом увеличение объемов плановых назначений по межбюджетным трансфертам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составило 15 790 618,1 тыс. рублей от аналогичного периода 2021 года за счет увеличения объемов:
- субвенций на выполнение отдельных государственных полномочий в сумме 5 641 807,5 тыс. рублей или на 11,1%. Наибольшее увеличение наблюдается по субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (+ 2 225 926,1 тыс. рублей), на выполнение отдельных государственных полномочий по исполнению ОМСУ муниципальных районов переданных государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений (+1 393 415,9 тыс. рублей);
- субсидий местным бюджетам на сумму 6 200 939,6 тыс. рублей или на 88,3%. Увеличение в основном связано с появлением новых субсидий по реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования (+1 100 355,0 тыс. рублей), созданию новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором (+1 834 375,3 тыс. рублей);
- иных межбюджетных трансфертов на сумму 1 304 422,1 тыс. рублей или на 54,7%. Увеличение объясняется увеличением объемов трансфертов по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на 412 505,8 тыс. рублей, «Сельское хозяйство» на 321 265,6 тыс. рублей, появлением новых видов трансфертов по подразделам «Жилищное хозяйство», «Коммунальное хозяйство» в сумме 483 762,9 тыс. рублей.
2.2 Анализ исполнения доходов регионального бюджета Республики Саха (Якутия) за период с 2020 по 2022 годы
По итогам 1 квартала 2022 года в доходную часть государственного бюджета Республики Саха (Якутия) поступило налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в сумме 72 244 544,0 тыс. рублей или 26,7% от годовых прогнозных назначений. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года поступление доходов увеличилось на 17 001 403,9 тыс. рублей (на 30,8%).
Рисунок 1
Рисунок 2.1 - Структура поступления доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 1 кв. 2021-2022 гг.
Структура доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), представленная на рисунке 1 показывает, что исполнение доходной части по итогам 1 квартала 2022 года характеризуется увеличением налоговых доходов. Удельный вес налоговых поступлений к общему объему доходов государственного бюджета за анализируемый период составил 56,1% и увеличился по сравнению с показателями за январь-март 2021 года на 3,3%.Поступление налоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составило 40 510 281,8 тыс. рублей или 31,7% к прогнозным показателям 2022 года. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года налоговые доходы увеличились на 11 331 715,6 тыс. рублей (на 38,8%). Основные параметры налоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 1 квартал 2022 года представлены в таблице 1.
Таблица 2.1 - Основные параметры налоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 1 кв. 2022 г. (тыс. рублей)
Наименование | Фактическое исполнение на 01.04.21 г. | Плановые показатели 2022 года | Фактическое исполнение на 01.04.22 г. | Процент исполне-ния, % | Отклонения 2021 / 2022 | |
в % | (+;-) | |||||
Налоговые доходы, | 29 178 566,2 | 127 627 190,4 | 40 510 281,8 | 31,7 | 138,8 | 11 331 715,6 |
в том числе: | ||||||
Налог на прибыль организаций | 10 768 609,5 | 54 682 034,3 | 20 997 200,9 | 38,4 | 195,0 | 10 228 591,3 |
НДФЛ | 6 032 247,1 | 29 261 374,8 | 7 040 734,1 | 24,1 | 116,7 | 1 008 486,9 |
Акцизы на нефтепродукты | 1 925 065,6 | 8 315 313,1 | 2 102 411,0 | 25,3 | 109,2 | 177 345,4 |
Налог на имущество организаций | 4 196 707,3 | 13 742 050,0 | 3 213 912,9 | 23,4 | 76,6 | -982 794,4 |
НДПИ | 6 017 405,0 | 20 225 285,0 | 6 927 822,2 | 34,3 | 115,1 | 910 417,2 |
Структура поступлений основных налогов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в общем объеме налоговых поступлений в отчетном периоде сложилась следующим образом: 51,8% - обеспечены поступлениями налога на прибыль организаций, 17,4% - налога на доходы физических лиц, 17,1% - налога на добычу полезных ископаемых, 7,9% - налога на имущество организаций. Удельный вес вышеперечисленных поступлений в общем объеме налоговых доходов за отчетный период составил 94,2%.
Структура налоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 1 квартал 2022 года представлена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Структура налоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 1 квартал 2022 года
Отмечено изменение структуры поступлений по видам налогов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. На 14,9 процентных пункта увеличилась доля поступлений налога на прибыль организаций, на 3,3 процентных пункта снизилась доля поступлений налога на доходы физических лиц, на 6,4 процентных пункта уменьшилась доля поступлений налога на имущество организаций, на 3,5 процентных пункта снизилась доля поступлений налога на добычу полезных ископаемых.
Налог на прибыль организаций в январе – марте 2022 года поступил в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 20 997 200,9 тыс. рублей. Бюджетное назначение (54 682 034,3 тыс. рублей) исполнено на 38,4%, в том числе:
- налог на прибыль организаций, за исключением консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН), поступил в сумме 14 315 284,3 тыс. рублей или 30,6% к утвержденному плану (46 801 651,3 тыс. рублей);
- налог на прибыль организаций КГН в сумме 6 681 916,6 тыс. рублей или 84,8% к утвержденному плану (7 880 383,0 тыс. рублей).
Таблица 2.2 - Структура поступлений налога на прибыль организаций в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в тыс. рублей
Показатель | Факт январь-март 2021 | Утв. бюджет 2022 | Факт январь-март 2022 | % исп. | Откл. 2022 от 2021 | |
+/- | в % | |||||
Налог на прибыль организаций, всего | 10 768 609,5 | 54 682 034,3 | 20 997 200,9 | 38,4% | 10 228 591,3 | 95,0% |
Налог на прибыль организаций, за исключением КГН | 9 888 824,1 | 46 801 651,3 | 14 315 284,3 | 30,6% | 4 426 460,1 | 44,8% |
отрасль алмазодобычи | 4 821 486,4 | 14 616 940,0 | 3 514 556,1 | 24,0% | -1 306 930,4 | -27,1% |
отрасль нефте и угледобычи | 1 508 934,4 | 17 547 489,1 | 5 964 312,4 | 34,0% | 4 455 377,9 | 295,3% |
крупнейшие налогоплательщики золотодобывающей отрасли | 862 759,1 | 6 982 181,6 | 1 319 722,4 | 18,9% | 456 963,3 | 53,0% |
прочие | 2 695 644,1 | 7 655 040,6 | 3 516 693,4 | 45,9% | 821 049,3 | 30,5% |
Налог на прибыль организаций КГН | 879 785,4 | 7 880 383,0 | 6 681 916,6 | 84,8% | 5 802 131,2 | 659,5% |
отрасль нефтедобычи | 719 400,7 | 5 621 937,0 | 5 058 935,1 | 90,0% | 4 339 534,4 | 603,2% |
прочие | 160 384,8 | 2 258 446,0 | 1 622 981,5 | 71,9% | 1 462 596,8 | 911,9% |
По сравнению с аналогичным периодом 2021 года (10 768 609,5 тыс. рублей) поступление налога увеличилось на 10 228 591,3 тыс. рублей или на 95,0%, в том числе:
- по налогу на прибыль организаций, за исключением КГН, на 4 426 460,1 тыс. рублей (на 44,8%);
-по налогу на прибыль организаций КГН на 5 802 131,2 тыс. рублей (в 7,6 раза).
Рост по налогу на прибыль организаций, за исключением КГН, в основном связан с увеличением налогооблагаемой базы по причине:
- роста средней цены на нефть марки Urals на 2 607,6 руб./баррель или на 60,7% (средняя цена на нефть марки Urals за январь-февраль 2022 года составила 6 904,6 руб./баррель, за январь-февраль 2021 года 4 297,0 руб./баррель);
- роста средней цены на золото на 121,9 руб./гр. или на 2,8% (средняя цена за январь – февраль 2022 года составила 4 515,6 руб./гр., за январь – февраль 2021 года составила 4 393,6 руб./гр.);
- роста производственных показателей угледобывающих предприятий. По данным статистики рост объемов добычи угля за январь-февраль 2022 года к аналогичному периоду 2021 года составил 30,7%;
- изменения ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для участников региональных инвестиционных проектов с 2021 года (ставки повышены с 0% до 10% на первые пять лет после получения первой прибыли от реализации РИП; с 10% до 13,5% процента на следующие пять лет);
Положительная динамика по налогу на прибыль организаций КГН в основном обусловлена увеличением налогооблагаемой базы по нефтегазодобывающим предприятиям в связи с ростом средней цены на газ и нефть марки Urals, а также ростом внереализационных доходов в результате ослабления курса рубля в январе 2022 года.
Поступления по налогу на доходы физических лиц за 1 квартал 2022 года составили 7 040 734,1 тыс. рублей или 24,1% к годовым прогнозным показателям. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года поступления по налогу увеличились на 1 008 486,9 тыс. рублей или на 16,7%. Увеличение обусловлено ростом поступлений от предприятий, занимающихся добычей алмазов, угля, золота нефти и газа, а также обособленными организациями, занятыми реализацией крупных инвестиционных проектов на территории республики.
По состоянию на 1 апреля 2022 года поступления по сводной группе акцизов составили 2 102 411,0 тыс. рублей или 25,3% к годовым бюджетным назначениям. Увеличение к показателям за январь-март 2021 года составило 177 345,4 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес в сводной группе акцизов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) занимают акцизы на нефтепродукты – 86,5%.
Акцизы на нефтепродукты за 1 квартал 2022 года поступили в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 1 798 031,0 тыс. рублей. Бюджетное назначение (6 971 788,2 тыс. рублей) исполнено на 25,8%. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года (1 665 168,3 тыс. рублей) поступления увеличились на 132 862,7 тыс. рублей или на 8,0%. Рост поступлений обусловлен увеличением ставок акцизов на нефтепродукты.
По итогам 1 квартала 2022 года поступления акцизов на алкогольную продукцию и пиво в бюджет республики составили 304 380,0 тыс. рублей или 22,7% от годового прогноза. По сравнению с показателями 1 квартала 2021 года поступления по акцизам на алкогольную продукцию и пиво увеличились на 44 482,7 тыс. рублей или на 17,1%. Поступления в бюджет Республики Саха (Якутия) зависит от объемов розничных продаж алкогольной продукции.
По состоянию на 1 апреля 2022 года поступления по налогу на имущество организаций составили 3 213 912,9 тыс. рублей или годовые плановые назначения исполнены на 23,4%. Снижение к уровню поступлений 2021 года составило 982 794,4 тыс. рублей, что обусловлено с возвратом переплаты, в связи с применением льготной «нулевой» ставки в отношении объектов газовой инфраструктуры по специальному перечню в соответствии с пунктом 3.1 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поступления по транспортному налогу в январе - марте 2022 года составили 164 963,1 тыс. рублей, от годового бюджетного назначения исполнение составило 14,6%. По сравнению с январем – мартом 2021 года поступления снизились на 15 004,6 тыс. рублей или на 8,3%. В том числе снижение поступлений по транспортному налогу с организаций составило 12 905,7 тыс. рублей, увеличение поступлений с физических лиц составило 2 098,9 тыс. рублей.
Налог на добычу полезных ископаемых за 1 квартал 2022 года поступил в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 6 927 822,2 тыс. рублей, что составляет 34,3% от утвержденного плана на 2022 год (20 225 285,0 тыс. рублей).
Таблица 2.3 - Структура поступлений налога на добычу полезных ископаемых в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в тыс. рублей
Показатель | Факт январь-март 2021 | Утв. бюджет 2022 | Факт январь-март 2022 | % исп. | Откл. 2022 от 2021 | |
+/- | в % | |||||
Налог на добычу полезных ископаемых, всего | 6 017 405,0 | 20 225 285,0 | 6 927 822,2 | 34,3% | 910 417,2 | 15,1% |
уголь | 219 504,1 | 754 101,0 | 607 839,0 | 80,6% | 388 334,9 | 176,9% |
прочие полезные ископаемые | 566 981,2 | 4 596 105,0 | 863 258,8 | 18,8% | 296 277,6 | 52,3% |
алмазы | 5 230 919,7 | 14 875 079,0 | 5 456 724,4 | 36,7% | 225 804,7 | 4,3% |