Файл: Особенности памяти и ее характеристика в младшем школьном возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление 

     Введение….……………………...…………………………………………………3

  1. Особенности памяти и ее характеристика в младшем школьном возрасте………………...………………………………………………………………….6

1.1     Общее представление о памяти человека в психологии………………….6

1.2     Особенности памяти в младшем школьном возрасте……………………11

  1. Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников ………………….…………………………………………………………22

     2.1 Изучение уровня развития памяти у младших школьников и его влияния на успешность обучения………….………………………………...………………………22

2.2  Методы эффективного развития памяти у младших школьников…...…...27

     Заключение…...……………………..……………………………………………33

     Глоссарий…..…………………………...………………..……………………….35

     Список  использованных источников…...………………………………...…..37

     Приложение…... ……………………………..……………..……………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Одним из важнейших условий, обеспечивающих процесс познания, является наличие  такого качества как память. Память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

     Человеческая  память и процесс обучения - это  классическая проблема как современной, так и традиционной психологии и  педагогики. Она была предметом пристального внимания многих школ и направлений  научной психологии. Тот или иной вариант ее решения находил свое выражение в различных педагогических системах обучения, создатели которых опирались на результаты психологических исследований. На первых поpax это были преимущественно данные об объеме памяти при заучивании различного материала, о распределении заучивания или повторений учебного материала во времени. Однако позднее появилось немало исследований, показывающих зависимость мнемических процессов от установки, мотивации, организации работы с запоминаемым материалом. Память стала рассматриваться в связи с другими психическими процессами.


     Данной  темой занимались следующие исследователи-психологи: Лурия А.Р., Роговин М.С., Рубинштейн С.Л. и многие другие.

     Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

     Долговременная - это память, способная хранить  информацию в течение практически  неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком  сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведения данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

     Большие изменения происходят в процессах  памяти младшего школьника. Придя в  школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

     Непроизвольное  запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют. К 1 классу непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

     Развитие  качеств и свойств долговременной и кратковременной памяти обеспечивается следующими условиями:

  • Правильной организацией структуры учебной деятельности (в частности потребностно-мотивационной, содержательно-операциональной, контрольно-оценочной).

  • Создание определенной системы работы по развитию памяти.

     В соответствии с важностью и актуальностью  данной темы исследования, целью данной работы является изучение особенностей влияния памяти на успешность обучения..

     Предмет исследования – взаимосвязь памяти и успешности обучения.

     Объект  исследования – дети младшего школьного возраста.



     Задачи  исследования:

  1. Рассмотрение психологических подходов к памяти человека.

  2. Изучение особенностей памяти в младшем школьном возрасте.

  3. Изучение взаимосвязи между уровнем развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте и успешностью обучения.

     В процессе написания данной курсовой работы использовалась различная психолого-педагогическая литература как учебного (авторы –  Рогов Е.И., Немов Р.С., Лурия А.Р., Веккер Л.М. и др.), так и специального (авторы – Занков Л.В., Зинченко П.И., Ипполитов Ф.В., Истомина З.М. и др.) характера.

     Экспериментальное исследование проводилось на базе гимназии №1 г. Волгограда.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Память  по мере своего развития все более  сближалась с мышлением. «Анализ  показывает, - писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка  раннего возраста – значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.[2, с. 56]

     Решающие  события в жизни человека, изменяющие отношении между памятью и  другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему удержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить». Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н.Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное  запоминание – с  возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания
; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным».[13, с. 166]

     Само  развитие стимулов-средств для запоминания  подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как  внешние (например, завязывание узелков  на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).

     В отечественной психологии эта теория получила свое дальнейшее развитие  в  теории происхождения высших психических функций. Согласно этой теории,  образование связей-ассоциаций между различными представлениями, запоминание, хранение  и воспроизведение  материала  объясняется  тем,  что  делает  человек  с  этим материалом в процессе его мнемической обработки. А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли,  а среди действий, в свою очередь, запоминаются лучше  те,  которые  связаны  с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Именно А.А. Смирнов и П.И.  Зинченко  раскрыли  новые  и  существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности.[7, с. 112]

     Таким образом,  психологическое изучение механизмов памяти хронологически  старше других. Хотя представителями  данных теорий являются  противниками,  они  все же дополняют друг  друга  и  расширяют  наши  значения  о  памяти  человека, позволяют глубже  заглянуть  в  одно  из  самых  важных  загадочных  явлений человеческой психологии. Позволяют понять, что память имеет важное  значение в жизни и деятельности человека.  Посредством памяти  человек накапливает знания и использует их в нужный момент, без ее участия невозможно  познание действительности. 

1.2   Особенности памяти в младшем школьном возрасте 

     В онтогенезе все виды памяти формируются  у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П. П. Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3 – 4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.[1, с. 159]

     Начало  образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П. П. Блонский.


     Однако  многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости  младенца на обращение матери, говорят  о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

     Память  не является  какой-то  самостоятельной  функцией,  а  теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами,  стремлениями. Поэтому развитие и  совершенствование  происходит  параллельно  с  развитием человека.

     Хотя  память  каждого  человека,  характеризуясь  общим  закономерностям развития, вместе  с  тем,  имеет  свои  особенности.  Одни  люди  отличаются наглядно-образным типом  памяти.  Человек  с  таким  типом  памяти  особенно хорошо запоминает наглядные  образы,  форму,  цвет  и  так  далее.  У  людей, отличающихся   словесно-отвлеченным   типом   памяти,   преобладает   вторая сигнальная система. Многие люди хорошо замечают и наглядно-образный и  словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.

     Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.

     Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.

     Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной  деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и  главный результат деятельности.[3, с. 89]

     Особенности учебной деятельности в младшем  школьном возрасте:

  • содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач;

  • цель и результат деятельности совпадают.