Файл: Особенности памяти и ее характеристика в младшем школьном возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     Со  временем ассоциативная теория столкнулась  с рядом проблем, основной из  которых  явилось   объяснение   избирательности   человеческой   памяти. Ассоциации  образуются  на  случайной  основе,  а  память  всегда   выбирает определенную информацию.  Тем не менее, ассоциативная теория  памяти  дала  много  полезного  для познания  ее  законов.   Было   установлено,   как   изменяется   количество запоминающихся элементов при разном числе  повторений  и  в  зависимости  от распределения элементов  во  времени;  как  сохраняются  в  памяти  элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием  и запоминанием.

     На  смену ассоциативной теории в  конце XIX века пришла  гештальттеория. Исходным понятием и одновременно принципом выступила изначальная,  целостная организация  первичных  элементов  –  гештальт  (структур).  Именно   законы формирования  гештальта  определяют   память.   В   этой   теории   особенно подчеркивалось  значение  структурированного  материала,  его  доведение  до целостности. Возникновение структуры есть  организация  или  самоорганизация материала, в соответствии с действующими независимо от  субъекта  принципами безопасности,    сходства.    Эти    причины    есть     конечная     основа структурообразования, не нуждающаяся ни в  каком  дальнейшем  обосновании  и объяснении.

     Законы  гештальта  действуют  вне  активности   субъекта.   Диалектика запоминания  и  воспроизведения  действует  следующим   образом.   Некоторое  потребностное  состояние  создает  у  человека  определенную  установку   на запоминание  или  воспроизведение.  Соответствующая  установка  оживляешь  в сознании  людей  целостные  структуры,  на  базе  которых  запоминается  или воспроизводятся материал. Особое положение в гештальтпсихологии занимает концепция К. Левина. Он в   качестве   основополагающего   выдвигает    принцип    целесообразности, структурности. Левин разрабатывает свою  теорию  действий,  и  прежде  всего волевых действий, включает в их структуру  и  самого  действующего  субъекта или вернее, его потребности и намерения. В области памяти  это  находит  свое  выражение  во  влиянии,  которое силовые  соотношения  –  направленность  или  разрядка  в  силовом  поле   – оказывают на продуктивность  запоминания.  Характерное проявление  этого – лучшее припоминание незавершенных действий по сравнению с законченными. Но динамическая  теория  действий  Левина,  игнорирует  содержательную сторону   деятельности.   Действия   людей   рассматриваются   лишь   в   их динамическом, формальном аспекте. Найдя  психологическое  объяснение  некоторым  фактам избирательности  памяти,  гештальттеория  не  изучала   процессы   памяти   в зависимости от деятельности запоминающего, а так же как  особая  мнемическая деятельность.  Вопрос  о зависимости развития   памяти   от   практической деятельности человека в этой теории не ставился и не решался.[6, с. 222]


     Хотя  гештальтпсихологи  решительно   отвергали   основные   положения  ассоциативной теории,  в вопросе  о  зависимости  психических процессов от деятельности, в которую они включены,  и о значении  характеристики  самих этих процессов как особого рода деятельности фактически оказались все же  на сходных позициях с ассоцианистами. В отличии от ассоциативной теории и гештальттеории, которые не изучали процессы памяти в зависимости от деятельности,  в  отечественной  психологии преимущественное развитие получила теория деятельности.

     В  контексте   этой   теории   память   выступает   как   особый   вид психологической   деятельности,   включающий   систему    теоретических    и практических действий. Начало  изучению  памяти  как  деятельности  было   положено   работой французского  ученого  П.  Жане.  Он  рассматривал  память   как   действие, определенным образом формирующуюся  в  процессе  социального,  исторического развития, ориентированную на запоминание, переработку и хранение материала. Характер этого действия на разных ступенях развития  памяти  различен, но общим для всех ступеней является борьба  с  отсутствием того,  что было раньше, так как память согласно  П.  Жане,  имеет целью тождествовать над отсутствием прошлого. Первоначально это выражается  в ожидании  появления вновь того, что было; далее – в поисках его; затем – отсроченное действие. Следующими ступенями являются поручение и словесное поручение,  и наконец наиболее характерные для человека  проявления  памяти:  рассказ наизусть, описание и повествование. Вся эта конструкция последовательных  этапов  развития  памяти   не подтверждается Жане прочной фактической основой, но  она  свидетельствует  о стремлении  его  связать  историческое  развитие  памяти  с  изменениями   в характере деятельности людей в процессе запоминания и воспроизведение. Французской   школой   в   психологии   была    доказана    социальная обусловленность  всех   процессов   памяти,   ее   прямая   зависимость   от практической деятельности человека.

     Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека.

Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. (В течение XX в., уже после ухода Л.С. Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств запоминания и хранения информации, особенно в связи с научно-техническим прогрессом.) Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.[2, с. 32]

  В результате обучения в  начальных классах,  в связи с последующим усложнением учебного  материала и   определенным   изменением   содержания обучения, у младшего школьника интенсивно  развивается словесно-логическая память.

     Таким образом,  память теснейшим  образом  связана  с  личностью,  ее  внутренним миром,  интересами,  стремлениями.  Поэтому  развитие  и   совершенствование памяти происходили параллельно с развитием школьника, а те  или  иные  этапы памяти – следствие изменения взаимоотношения младшего  школьника  с  внешним миром и людьми.

     Учитель  должен  хорошо  знать  особенности   развития   памяти.   Это необходимо для того,  чтобы  он  опирался  в  учебном  процессе  на  сильные  стороны памяти школьников и развивал слабые стороны памяти, добиваясь  таким образом полноценного равномерного развития памяти. Однако учителю нужно помнить, что какие бы он  приемы  и  средства  по улучшению памяти не использовал, хороши будут только те,  которые  опираются на его индивидуальные особенности.

     Долговременная  память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

     Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.

     Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.


     Процесс запоминания может протекать  более эффективно, если сосредоточиться  на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Так сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

     Другим  мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного  повторения удерживается в кратковременной  памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания. [2, с. 129]

     Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

     Особенностью  долговременной памяти является то, что  она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина, практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней  информации.

     Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину достаточно хорошо описывает работу кратковременной памяти, но абсолютно не учитывает обратную связь долговременной памяти с кратковременной. Дело в том, что оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Иначе говоря, человеку нет необходимости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основана ассоциативная память.

     Формирование  русской научной психологии было тесно связано с развитием русского философского материализма. Философы-материалисты  оказали  положительное  влияние  на  разработку проблемы памяти.  Ценный  вклад  внес  И.М.  Сеченов.  К  процессу  развития долговременной памяти  он  подошел  с  позиции  выдвинутой  им  рефлекторной теории психики.  Объясняя  процесс  возникновения  и  закрепления  следов  в мозгу. И.М. Сеченов  исходил  из  того,  что  след  сохранится  находясь  во введении долговременной памяти. Сохранение в памяти следов прошлого опыта было изучено И.М.  Сеченовым экспериментально.  Данные  он  использовал   для   объяснения   особенностей развития долговременной памяти у детей младшего школьного возраста. [5, с. 225]


     В трудах советских психологов А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Л.В. Занкова и  других  описываются  исследования  по  проблеме  развития  долговременной памяти и сохранения следов прошлого опыта.  Все  эти  исследования  содержат ценный материал.

     Известно, что  изучению  развития  долговременной  памяти  у  детей  в зарубежной психологии посвящено большое количество  работ.  В исследованиях давалось описание результатов явления:  длительного промежутка  времени,  в течение которого прежнее впечатление еще сохраняется в памяти. Первые  исследования  памяти  у детей  основывались  на  эмпирических наблюдениях. Одно из самых ранних исследований,  проведенное.  В.  Прейером, описано в его известной книге «Душа ребенка».

     Но  в  ранней  зарубежной  психологии,  основной  интерес  для  авторов  представляла количественная сторона памяти.

     По  мнению Рогова Е.И., долговременная память – это  память,  способная хранить  информацию  в  течение  практически  неограниченного   срока.   Это  наиболее важная и наиболее сложная  из систем памяти. Емкость этой памяти безгранична. Все, что удерживается  на  протяжении более чем нескольких  минут,  должно  находиться  в системе долговременной памяти. Эта память предлагает способность человека  в любой нужный  момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. Многие  жизненные психологические  проблемы  зависят  от  возможности человека дольше сохранять информацию.[2, с. 47]

     Долговременная  память  основана  на  наблюдении,  анализе,  суждений; действует    на    нескольких    уровнях:     чувственном,    эмоциональном, интеллектуальном.

     Говоря  о развитии долговременной памяти  у  детей  младшего  школьного  возраста,  нельзя  не  сказать  об   источнике   трудностей,   связанных   с долговременной  памятью  –  это  проблема  поиска   информации.   Количество информации,  содержащейся  в  памяти,  очень  велико,  и  поэтому   младшему школьнику извлекать из нее необходимые  сведения,  нужные  в  данный  момент очень трудно. Тем не менее, он быстро отыскивает необходимое.  Даже  в  такой обычной  деятельности,  как  чтение,  для  интерпретации  значения  печатных символов данного текста школьнику приходится  непосредственно  и  немедленно обращаться к долговременной памяти. Если,   например,   после   некоторого   количества   прочтений    или прослушиваний,  школьник  попытается  через  некоторое  время  воспроизвести данный ряд слов, то совершает ошибки, как и тогда, когда не срабатывает  при запоминании кратковременная память. Однако это иные  ошибки.  В  большинстве случаев вместо забытых слов при воспоминании он использует  другие,  близкие к ним не по звучанию или написанию, а по  смыслу.  Часто бывает  так,  что ребенок, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на  данное  слово сочетания звуков.  Благодаря  тому,  что  смысл  вспоминаемого  приходит  на память первым, младший школьник в конечном счете сможет  вспомнить  желаемое им, по крайней мере, заменить его тем, что близко к нему по смыслу. Если  бы этого не было, то он бы испытывал  огромные  трудности  при  припоминании  и часто бы терпел неудачу.  На  этой  же  особенности  долговременной  памяти, основан процесс узнавания когда-то увиденного или слышанного ребенком.