Файл: Особенности памяти и ее характеристика в младшем школьном возрасте.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, подводя итог теоретической части работы, мы можем отметить следующее:
-
Память – важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. -
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память. -
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. -
Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия. Уже в младшем школьном возрасте начинают определяться заключительные особенности памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носили произвольный характер. -
У детей младшего школьного возраста основное занятие – мыслящее усвоение, то есть развитие памяти соотносится с соединением в актах восприятия, запоминания и воспроизведения знаний мыслительных и мнемических действий. Важнейшим же средством мнемической деятельности считают умственные операции, обеспечивающие логическую переработку запоминаемого материала.
2 Изучение влияния памяти на успешность обучения младших школьников
2.1 Изучение уровня развития памяти у младших школьников и его влияния на успешность обучения
В рамках исследования уровня долговременной памяти у младших школьников использовалась следующая методика.
Методика 1 «Определение объёма долговременной памяти».
-
Цель: определить объём долговременной памяти школьника. -
Материал: текст, состоящий из 15 смысловых единиц.
Волк.
Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у волка очень длинная, жёсткая. Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, в оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьёй. Зимой они ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни, сёла и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Для ловли волков делают также ловушки и капканы.
-
Ход эксперимента:
Ученику объясняют, что ему будет дважды прочитан текст, который нужно внимательно прослушать, запомнить и пересказать через две недели.
Текст читается медленно, интервал между первым и вторым прочтением в 10 секунд. Через две недели ученику предлагается пересказать текст. Ответ записывается дословно.
-
Обработка и анализ результатов:
В протокольной записи подсчитывается количество воспроизведённых смысловых единиц. За смысловую единицу принимается основной костяк каждой фразы. Объём долговременной памяти определяется по количеству правильно воспроизведенных смысловых единиц.
Высокий уровень – 12-15 единиц.
Средний уровень – 9-11 единиц.
Низкий уровень – менее 9 единиц.
Изучение динамики уровня развития долговременной памяти у младших школьников происходило на базе гимназии №1 г. Волгограда.
В качестве экспериментальной группы был выбран 3 «в» класс, количество участников эксперимента – 18 человек.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап – исследование объема долговременной памяти младших школьников.
2 этап – анализ уровня успеваемости младших школьников.
3 этап – сопоставление результатов методики и уровня успеваемости в классе. Формирование выводов по результатам эксперимента.
Перед проведением эксперимента была выдвинута гипотеза следующего содержания: уровень развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте является одним из факторов успешности обучения.
1 этап – исследование объема долговременной памяти младших школьников.
Данные результатов исследования по методике внесены в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Уровень развития долговременной памяти у детей младшего школьного возраста (методика 1)
Имя ребенка | Объем стихотворения | Уровень долговременной памяти |
Наташа Ч. | 12 строк | Высокий |
Вика Р. | 8 строк | Высокий |
Вика Д. | 8 строк | Высокий |
Настя Л. | 10 строк | Высокий |
Настя Р. | 6 строк | Средний |
Маша П. | 4 строки | Низкий |
Лера Ш. | 4 строки | Низкий |
Олеся Б. | 8 строк | Высокий |
| ||
Аня Л. | 8 строк | Высокий |
Катя К. | 12 строк | Высокий |
Маша С. | 12 строк | Высокий |
Максим В. | 6 строк | Средний |
Роман Х. | 4 строки | Низкий |
Слава Ч. | 8 строк | Высокий |
Стас К. | 8 строк | Высокий |
Антон В. | 10 строк | Высокий |
Ира З. | 6 строк | Средний |
Миша А. | 5 строк | Средний |
Для наглядности проиллюстрируем эти данные диаграммой.
Рисунок 2.1 - Процентное соотношение уровня долговременной памяти у младших школьников (методика 1)
2 этап – анализ уровня успеваемости младших школьников.
Данные анализа успеваемости учащихся 3 «А» класса за первое полугодие анализировались по следующим критериям:
-
Высокий уровень – средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 9-10. -
Выше среднего уровень - средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 6-10. -
Средний уровень - средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 5-10. -
Ниже среднего уровень – средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 2-10.
Полученные данные сводим в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Уровень успеваемости младших школьников по итогам 1 полугодия
Имя ребенка | Средний балл | Уровень успеваемости |
Наташа Ч. | 9-10 | Высокий |
Вика Р. | 6-10 | Выше среднего |
Вика Д. | 6-10 | Выше среднего |
Настя Л. | 6-10 | Выше среднего |
Настя Р. | 5-10 | Средний |
Маша П. | 3-10 | Ниже среднего |
Лера Ш. | 3-10 | Ниже среднего |
Олеся Б. | 6-10 | Выше среднего |
Аня Л. | 6-10 | Выше среднего |
Катя К. | 9-10 | Высокий |
Маша С. | 9-10 | Высокий |
Максим В. | 5-10 | Средний |
Роман Х. | 3-10 | Ниже среднего |
Слава Ч. | 6-10 | Выше среднего |
Стас К. | 6-10 | Выше среднего |
Антон В. | 6-10 | Выше среднего |
Ира З. | 5-10 | Средний |
Миша А. | 3-10 | Ниже среднего |
Для наглядности данные успеваемости в процентном соотношении отразим в диаграмме.
Рисунок 2.2 - Процентное соотношение уровня успеваемости младших школьников
3 этап – сопоставление результатов методики и уровня успеваемости в классе. Формирование выводов по результатам эксперимента.
Полученные данные представляем в сводной таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Полученные данные об уровне памяти и успеваемости младших школьников.
Имя ребенка | Уровень развития долговременной памяти | Уровень успеваемости |
Наташа Ч. | Высокий | Высокий |
Вика Р. | Высокий | Выше среднего |
Вика Д. | Высокий | Выше среднего |
Настя Л. | Высокий | Выше среднего |
Настя Р. | Средний | Средний |
Маша П. | Низкий | Ниже среднего |
Лера Ш. | Низкий | Ниже среднего |
Олеся Б. | Высокий | Выше среднего |
Аня Л. | Высокий | Выше среднего |
Катя К. | Высокий | Высокий |
Маша С. | Высокий | Высокий |
Максим В. | Средний | Средний |
Роман Х. | Низкий | Ниже среднего |
Слава Ч. | Высокий | Выше среднего |
Стас К. | Высокий | Выше среднего |
Продолжение таблицы 2.3 | ||
Антон В. | Высокий | Выше среднего |
Ира З. | Средний | Средний |
Миша А. | Средний | Ниже среднего |
Как видно из приведенных данных сводной таблицы, между успеваемостью младших школьников и развитием у них долговременной памяти связь налицо. Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение: уровень развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте является одним из факторов успешности обучения.