Файл: Особенности памяти и ее характеристика в младшем школьном возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     Таким образом, подводя итог теоретической  части работы, мы можем отметить следующее:

  • Память – важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому,  проблема памяти  –  одна  из  особенно  привлекавших  к  себе  внимание  и   наиболее изучавшихся проблем психологии.

  • В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память.

  • В младшем школьном возрасте  память,  как  и все другие психические процессы, претерпевает существенные  изменения.  Суть их  состоит  в  том, что память  ребенка постепенно   приобретает   черты произвольности,  становясь сознательно   регулируемой   и   опосредованной. Неумение ребенка запоминать  сказывается на  его учебной деятельности  и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и  школе.

  • Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче  и  быстрее  запоминает  конкретные  слова  и  предметы,   труднее   - абстрактные слова и понятия. Уже в младшем школьном возрасте начинают  определяться  заключительные особенности  памяти.  Запоминание  в  этом  возрасте   в   основном   носили произвольный характер.

  • У  детей  младшего  школьного возраста основное занятие –  мыслящее  усвоение,  то  есть  развитие  памяти соотносится с соединением в актах восприятия, запоминания и  воспроизведения знаний  мыслительных  и  мнемических  действий.   Важнейшим   же   средством мнемической  деятельности  считают   умственные   операции,   обеспечивающие логическую переработку запоминаемого материала.

 
 
 
 
 

     
2   Изучение влияния  памяти на успешность обучения младших школьников  

     2.1   Изучение уровня развития памяти у младших школьников и его влияния на успешность обучения 

     В рамках исследования уровня долговременной памяти у младших школьников использовалась следующая  методика.

     Методика 1  «Определение объёма долговременной памяти».

    • Цель: определить объём долговременной памяти школьника.

    • Материал: текст, состоящий из 15 смысловых единиц.

     Волк.

     Волк  очень похож на большую собаку. Шерсть у волка очень длинная, жёсткая. Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, в оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьёй. Зимой они ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни, сёла и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Для ловли волков делают также ловушки и капканы.

    • Ход эксперимента:

     Ученику объясняют, что ему будет дважды прочитан текст, который нужно внимательно прослушать, запомнить и пересказать через две недели.

     Текст читается медленно, интервал между  первым и вторым прочтением в 10 секунд. Через две недели ученику предлагается пересказать текст. Ответ записывается дословно.

    • Обработка и анализ результатов:

     В протокольной записи подсчитывается количество воспроизведённых смысловых единиц. За смысловую единицу принимается  основной костяк каждой фразы. Объём  долговременной памяти определяется по количеству правильно воспроизведенных смысловых единиц.

     Высокий уровень – 12-15 единиц.

     Средний уровень – 9-11 единиц.

     Низкий  уровень – менее 9 единиц.

     Изучение  динамики уровня развития долговременной памяти у младших школьников происходило  на базе гимназии №1 г. Волгограда.

     В качестве экспериментальной группы был выбран 3 «в» класс, количество участников эксперимента – 18 человек.

     Исследование  проводилось в три этапа:

     1 этап – исследование объема  долговременной памяти младших  школьников.

     2 этап – анализ уровня успеваемости младших школьников.

     3 этап – сопоставление результатов методики и уровня успеваемости в классе. Формирование выводов по результатам эксперимента.



     Перед проведением эксперимента была выдвинута  гипотеза следующего содержания:  уровень развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте является одним из факторов успешности обучения.

 1 этап – исследование объема  долговременной памяти младших  школьников.

     Данные  результатов исследования по методике внесены в таблицу 2.1. 

     Таблица 2.1 – Уровень развития долговременной памяти у детей младшего школьного возраста (методика 1)

Имя ребенка

Объем стихотворения

Уровень долговременной памяти

Наташа  Ч.

12 строк

Высокий

Вика  Р.

8 строк

Высокий

Вика  Д.

8 строк

Высокий

Настя Л.

10 строк

Высокий

Настя Р.

6 строк

Средний

Маша  П.

4 строки

Низкий 

Лера  Ш.

4 строки

Низкий

Олеся Б.

8 строк

Высокий




Аня Л.

8 строк

Высокий

Катя  К.

12 строк

Высокий

Маша  С.

12 строк

Высокий

Максим  В.

6 строк

Средний

Роман Х.

4 строки

Низкий

Слава Ч.

8 строк

Высокий

Стас  К.

8 строк

Высокий

Антон В.

10 строк

Высокий

Ира З.

6 строк

Средний

Миша  А.

5 строк

Средний

 

     Для наглядности проиллюстрируем эти  данные диаграммой. 

     Рисунок 2.1 - Процентное соотношение уровня долговременной памяти у младших школьников (методика 1) 


     2 этап – анализ уровня успеваемости младших школьников.

     Данные  анализа успеваемости учащихся 3 «А»  класса за первое полугодие анализировались  по следующим критериям:

  • Высокий уровень – средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 9-10.

  • Выше среднего уровень - средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 6-10.

  • Средний уровень - средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 5-10.

  • Ниже среднего уровень – средний балл успеваемости за 1 полугодие составляет 2-10.

     Полученные  данные сводим в таблицу 2.2. 

     Таблица 2.2 - Уровень успеваемости младших школьников по итогам 1 полугодия

Имя ребенка

Средний балл

Уровень успеваемости

Наташа  Ч.

9-10

Высокий

Вика  Р.

6-10

Выше среднего

Вика  Д.

6-10

Выше среднего

Настя Л.

6-10

Выше среднего

Настя Р.

5-10

Средний

Маша  П.

3-10

Ниже среднего

Лера  Ш.

3-10

Ниже среднего

Олеся Б.

6-10

Выше среднего

Аня Л.

6-10

Выше среднего

Катя  К.

9-10

Высокий

Маша  С.

9-10

Высокий

Максим  В.

5-10

Средний

Роман Х.

3-10

Ниже среднего

Слава Ч.

6-10

Выше среднего

Стас  К.

6-10

Выше среднего

Антон В.

6-10

Выше среднего

Ира З.

5-10

Средний

Миша  А.

3-10

Ниже среднего

 

     Для наглядности данные успеваемости  в процентном соотношении отразим  в диаграмме. 


     Рисунок 2.2 - Процентное соотношение уровня успеваемости младших школьников 

     3 этап – сопоставление результатов методики и уровня успеваемости в классе. Формирование выводов по результатам эксперимента.

     Полученные  данные представляем в сводной таблице  2.3.

     Таблица 2.3 – Полученные данные об уровне памяти и успеваемости младших школьников.

Имя ребенка

Уровень развития долговременной памяти

Уровень успеваемости

Наташа  Ч.

Высокий

Высокий

Вика  Р.

Высокий

Выше среднего

Вика  Д.

Высокий

Выше среднего

Настя Л.

Высокий

Выше среднего

Настя Р.

Средний

Средний

Маша  П.

Низкий 

Ниже среднего

Лера  Ш.

Низкий

Ниже среднего

Олеся Б.

Высокий

Выше среднего

Аня Л.

Высокий

Выше среднего

Катя  К.

Высокий

Высокий

Маша  С.

Высокий

Высокий

Максим  В.

Средний

Средний

Роман Х.

Низкий

Ниже среднего

Слава Ч.

Высокий

Выше среднего

Стас  К.

Высокий

Выше среднего

Продолжение таблицы 2.3

Антон В.

Высокий

Выше среднего

Ира З.

Средний

Средний

Миша  А.

Средний

Ниже среднего

 

     Как видно из приведенных данных сводной  таблицы, между успеваемостью младших школьников и развитием у них долговременной памяти связь налицо. Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение: уровень развития долговременной памяти в младшем школьном возрасте является одним из факторов успешности обучения.