Файл: Лекция Периодизация науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация наук.

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук — раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд (структурный срез). Поскольку наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, то возникает проблема периодизации истории науки, т.е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития (эволюционный срез). Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или «зачатков», «зародышей» науки) принадлежит Аристотелю (384-322 гг. до н. э.). Все знание — а оно в античности совпадало с философией — в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил на три части:

а) «первая философия» (метафизика) — наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно;

б) математика; 

в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе.

Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал «органоном» (орудием) всякого познания.
Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основании сходства определенных свойств. В период возникновения науки как целостного социо-культурного феномена (XVI-XVII вв.) в работе «Великое Восстановление Наук. Разделение наук» предпринял Ф. Бэкон (1561-1626). Он писал: «Наконец, вызывает огорчение (об этом я коротко говорил уже несколько выше), что почти никогда не происходит публичного поощрения (или оно происходит очень редко) людей, способных создавать труды или проводить исследования в тех областях науки, которые все еще недостаточно разработаны. В этом деле огромную помощь окажет задуманная нами своего рода перепись наук, которая даст нам возможность судить, какие области науки достигли уже значительного развития и богатства знаний, а какие до сих пор остаются в забвении и влачат нищенское существование. Ведь уверенность в изобилии является одной из причин бедности; и множество книг указывает скорее на роскошь, чем на недостаток. Однако это чрезмерное изобилие (если правильно оценивать вещи) должно быть устранено отнюдь не уничтожением написанных до сих пор, а изданием новых, лучших книг, способных, подобно змею Моисея, "пожрать змеев Магов" .


Исправить все перечисленные мною недостатки, за исключением последнего (и даже этот последний в той его части, которая касается поощрения исследователей), без сомнения, под силу только монарху. Обыкновенного же человека, предпринимающего усилия и попытки сделать что-то в этом отношении, можно сравнить со статуей Меркурия на развилке дорог -- она может указывать направление пути, но сама по нему пойти не может. Однако для деятельности отдельного человека остается открытой другая, исследовательская сторона проблемы: речь идет о том, чтобы обдумать и решить, что необходимо сделать в каждой области науки для дальнейшего их развития. Поэтому я и решил предпринять всеобщий и полный обзор всех наук, ставя при этом своей главной задачей внимательное и тщательное выяснение того, какие области науки остаются до сих пор не разработанными, не привлекают еще внимания исследователей и не поставлены на службу человеку. Я надеюсь, что такого рода обзор состояния науки и задач, стоящих перед ней, послужит стимулом и указанием для помощи науке со стороны государственной власти и для самостоятельных усилий отдельных ученых. Впрочем, в настоящее время я хочу указать лишь на то, что остается упущенным, и отметить то, что необходимо сделать, отнюдь не стремясь изобличать ошибки и критиковать неудачи. Ведь одно дело -- обнаружить необработанную землю, другое -- исправить способ обработки».

Особенность классификации Бэкона состоит в том, что он кладёт в её основание новый, не предметно-объективный, а субъективный принцип, сочетая его с предметно-объективным: знание вообще разделяется на основные виды по тем способностям души, которыми преимущественно создаётся данная область знания. Основных познавательных способностей три: память, воображение (фантазия), рассудок (как способность логически рассуждать). На памяти основана история. На воображении – поэзия. На разуме – философия. В дальнейшей детализации Бэкон использует и объективный (предметный) принцип, и разделения в соответствии с практическими целями и применениями. Образно он уподобляет совокупность наук и пирамиде (иерархическая структура), и «древу».

Историю Бэкон разделяет на естественную и гражданскую. В естественную историю включает и историю небесных явлений, и историю земли и моря, и историю «исключительных явлений» природы, и историю искусств (умений).



Поэзию разделяет на эпическую, драматическую и параболическую.

Он отдельно выделяет естественную теологию (наука о Боге, с приложением учения об ангелах и духах), классификацию и интерпретацию которой предоставляет теологам.

Также отдельно Бэкон рассматривает антропологию, которая разделяется на учение о теле (в том числе - медицина, косметика, атлетика, искусство наслаждения, служащее либо прекрасному, либо сладострастному) и учение о душе (которое включает в себя вопросы психологии, этики, экономики, политики, логики). Примечательно, что в логику он включает новое «искусство открытия» (прежде всего – методы экспериментальной индукции), искусство суждения (в которое также включает новую критику «идолов»), искусство запоминания и искусство сообщения (в котором помимо грамматики, риторики и различных методов изложения числится и наука о знаках). 

К философии Бэкон относит:  первую философию (включающую в себя общие аксиомы всех наук и «трансценденции», как «привходящие качества сущего»), естественную философию (учение о природе). В состав естественной философии Бэкон включает физику (учение о материальных и действующих причинах),  метафизику (учение о формах и конечных причинах в природе),  математику (как «великое приложение» к теоретической и прикладной «естественной философии»), а также натуральную магию (прикладная метафизика) и механику (прикладная физика).

В классификации Бэкона мы видим влияние духа времени. Изменение ценностей научного сообщества выразилось прежде всего в том, что главное внимание создатель классического эмпиризма уделяет «искусству открытия», методологии научного эксперимента, не забывая, однако, и о других формах логического искусства. Бросается в глаза, далее, что метафизика уже не отождествляется с естественной теологией, а включается в состав учения о природе и сближается с физикой. «Формальные причины» Бэкона – это по существу высшие, всеобщие законы природы. Бэкон вводит также в классификацию 
прикладные науки, причём важнейшая среди них – «натуральная магия», или прикладная метафизика, должна принести человеку почти неограниченное могущество в преобразовании природы. Более того, Бэкон по сути дела уже переворачивает всю ценностную (платоно-аристотелевскую и христианскую) шкалу в науке: важнейшее знание для него – именно прикладное, поскольку в конечном счёте всякая теория нужна для технического применения, для преобразования мира. Знание – сила. Бэкон разрабатывает новый идеал научного знания – идею активной и открытой науки.

Важно отметить также, что техническое знание, исключённое Аристотелем из науки, входит в неё, начиная с Бэкона, потому, что техническое рассматривается не просто как практическое, но именно как прикладное, т.е. как применение теоретического знания. В античности теоретическое знание не служило ремесленно-технической практике, во всяком случае такое применение не было его целью. Архимед считал время, потраченное на постройку машин, потерянным для науки. В начале Нового времени положение изменяется коренным образом: именно идея эксперимента, как основы науки, всесторонне обоснованная Бэконом, устанавливает неразрывное единство «теоретического» и ремесленно-технического (механических искусств), и последнее благодаря этому включается в состав науки. Лишь с этого времени наука по сути своей становится «натуральной магией».

Рене Декарт (1596-1650) в основу своей классификации положил метафорический образ дерева, где корневище это метафизика как учение о первопричинах, ствол это физика, а крона дерева состоит из механики, медицины и этики.
Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Г. Гегель (1770-1831). Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела по принципу триад, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи («мирового духа»). Первый уровень – логика, философия природы и философия духа. Второй уровень:

- логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии;

- философия природы, подразделялась далее на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм. Указанное подразделение содержит по крайней мере две важные и позитивные идеи: направленность против механицизма (т.е. стремления только с помощью законов механики объяснить все явления действительности, включая человека и общество); подчеркивание иерархичности – расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему;

- философия духа, которую расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о «субъективном духе» последовательно раскрывается в антропологии, феноменологии и психологии. В разделе «Объективный дух» исследуется социально-историческая жизнь человечества. Раздел об абсолютном духе завершается анализом философии как «мыслящего рассмотрения предметов» (искусство, религия и философия). При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».

При всем своем схематизме и искусственности гегелевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, плоть до порождения мыслящего духа. Эти идеи были ничем иным, как «догадками» о взаимосвязанных формах движения материи и о классификации естественных наук по этому основанию – что потом сделал Ф. Энгельс.
Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма