Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Сущность понятий «расходы», «затраты», «издержки»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
Введение
Рыночные отношения требуют постоянного контроля в учетно-аналитической системе за формированием себестоимости создаваемой продукции, умения использовать информацию данной системы для принятия эффективных управленческих решений, так как это способствует достижению наилучшего результата хозяйственной деятельности организации. Особенно важным моментом при этом является получение достоверной информации об учетных объектах в целях оптимального управления деятельностью организации.
В современных условиях учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость управления затратами на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влиянии на финансовые результаты, а также на величину затрат.
Основополагающими понятиями, относительно которых рассматривается функционирование управленческого учета и управленческого анализа, являются «расходы», «издержки» и «затраты». Для эффективной работы как с теоретической, так и практической точек зрения учетно-аналитической системы необходимо дать четкое определение данным терминам и определить участие каждого из них во внутренней учетно-аналитической системе.
1.Сущность понятий «расходы», «затраты», «издержки»
Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках.
Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям[5,c.45].
Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.
Экономические издержки включают явные (бухгалтерские) и неявные издержки. Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) – это стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью предприятия, т.е. не являются покупными. Это те доходы, которые могли быть получены из собственных ресурсов, если бы их представить за плату, установленную рынком другим пользователям.
В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются на:
расходы по обычным видам деятельности: на приобретение сырья, материалов, прочих товарно-материальных запасов (МПЗ); по переработке МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, продажи товаров; расходы по оплате труда; социальные и амортизационные отчисления;
прочие расходы, включающие операционные (расходы, связанные с предоставлением активов другим организациям во временное пользование; связанные с участием в уставном капитале других организаций; связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров и продукции; связанные с оплатой услуг, оказываемые кредитными организациями), внереализационные (штрафы, пени, неустойки за нарушений условий договора, возмещение убытков, причиненных организацией; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания; курсовая разница; сумма уценки активов (кроме внеоборотных), прочие внеоборотные) и чрезвычайные расходы (связанные с чрезвычайными обстоятельствами: стихийные бедствия, пожары, аварии и т.д.)[5,c.49].
Под затратами понимают стоимость ресурсов, использованных на конкретные цели. Затраты – это стоимостная оценка использованных ресурсов. Затраты приводят к уменьшению одних активов и к равновеликому увеличению других активов, т.е. не уменьшают капитал субъекта и не оказывают непосредственного влияния на прибыль.
При определении затрат учитывают следующее:
1) затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных);
2) величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;
3) понятие затрат должно соотноситься с конкретными целями и задачами. Такими задачами могут быть производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы и т.д.
В отечественной практике понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и в Налоговом кодексе РФ.
Содержание термина «расходы» определено в международных стандартах финансовой отчетности и практически полностью соответствует определению этого термина, данному в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденном приказом Минфина России № 33н от 6 мая 1999 г.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества. Значит, расходы оказывают непосредственное влияние на прибыль и уменьшают капитал хозяйствующего субъекта.
Понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов. Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами. К расходам будут отнесены лишь амортизационные отчисления по приобретенным основным средствам.
Налоговым кодексом РФ (НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками (п. 1 ст. 252 НК РФ). Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, например, по оплате суточных при нахождении работников в командировке. Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке.
Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколько отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В налоговом учете расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и на внереализационные расходы, без выделения операционных и чрезвычайных расходов.
В бухгалтерском учете расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы:
· по обычным видам деятельности;
· прочие.
Прочие расходы, в свою очередь, подразделяют:
· на операционные расходы;
· внереализационные расходы;
· чрезвычайные расходы.
Данная классификация расходов положена в основу отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.
Учитываются они на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25) и расходов на продажу (44).
Прочие расходы отражают на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».
По статье «Прочие затраты» отражают налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, на командировки, подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.
Операционными расходами являются:
· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств;
· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитной организацией;
Внереализационными расходами являются:
· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
· возмещение причиненных организации убытков;
· убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
· курсовые разницы (отрицательные);
· суммы уценки активов;
· перечисления средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений.
Чрезвычайные расходы возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварий). К чрезвычайным расходам относят заработную плату работникам, занятым ликвидацией последствий стихийных бедствий, отчисления в единый социальный налог с данной заработной платы, стоимость материалов, израсходованных при ликвидации последствий стихийных бедствий, и другие расходы.
Понятие «издержки» используется в экономической теории в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг). Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.
В качестве идентичных можно рассматривать также понятия «затраты на производство и продажу продукции», «издержки производства и обращения» и «расходы по обычным видам деятельности». Понятие «издержки производства и обращения» в настоящее время применяется в основном организациями торговли и общественного питания.
2.Расходы предприятия. Их классификация в бухгалтерском учете
Существует следующая классификация затрат:
1. по первичным элементам, характеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат:
материальные затраты (стоимость сырья, основных материалов (за вычетом возвратных отходов), комплектующих изделий и полуфабрикатов, приобретаемых со стороны для производства продукции, а также затраты на топливо и энергию всех видов, приобретаемых со стороны, расходуемых как на технологические цели, так и на обслуживание производства);
на оплату труда (основную и дополнительную, всего персонала, а также работников, не состоящих в штате предприятия);
социальные отчисления (в процентном отношении к оплате труда, включают единый социальный налог, социальное страхование);
амортизация;
прочие затраты (которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов: командировочные расходы, налоги и сборы, оплата услуг связи и т.д.).
2. по статьям калькуляции представляет собой деление их по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции. Классификация по калькуляционным статьям расходов служит основой для разработки калькуляции себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг), всей товарной продукции предприятия;
3. по способу отнесения на себестоимость продукции выделяются прямые (непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия) и косвенные расходы (включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно), пропорционально какому-либо признаку: часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы).
4. по функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают основные и накладные расходы. Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий (на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих). К накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
5. по степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на пропорциональные и непропорциональные. Пропорциональные затраты (условно-переменные) – это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т.п.). Непропорциональные затраты (условно-постоянные) – это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).