Файл: Аутсорсинг персонала: современное использование и перспективы (Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования

1.1. Понятие аутсорсинга, эволюция и предпосылки для его внедрения

1.2. Опыт применения аутсорсинга в зарубежной и отечественной практике

1.3. Нормативно-правовое обеспечение применения аутсорсинга

1.4. Возможности и перспективы применения аутсорсинга на железнодорожном транспорте

2.2. Цели и задачи функционирования объектов детского оздоровления как функция компаний ведущих социально ответственный бизнес

2.3. Предпосылки применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления Дирекции социальной сферы

Глава 3. Разработка концепции применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления дирекции социальной сферы

3.1. Критерии выбора поставщика услуг и анализ аутсорсера по обеспечению их качества

3.2. Поэлементный расчет затрат на выполнение передаваемых на аутсорсинг работ своими силами

3.3. Порядок экономического обоснования эффективности применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления

3.4. Оценка рисков применения аутсорсинга в детском оздоровлении

Заключение

Библиография

Введение

Производство во всем мире идет по пути всё большей специализации на конкретных функциях, задачах. Разделение проекта на отдельные составляющие, передача их исполнения в узкоспециализированные компании по схеме аутсорсинга, часто в оффшор, при условии оставления конечной, ключевой фазы – «сборки конечного продукта» в руках заказчика (аутсорсинговых схем) создают в современном мире совершенно новые отношения и приводят к необходимости наличия жестко выстроенных вертикальных и горизонтальных объединений структур капитала. Вывод из-под непосредственного оперативного управления отдельных задач или целых процессов при сохранении контроля над их реализацией позволяет значительно продвинуться по пути «размывания» накладных, налоговых и социальных составляющих издержек компании и «передаче» их сторонним организациям. При этом эффективность выполнения теми или иными компаниями хорошо известных им задач значительно повышается. Более того, по мере развития идеи стратегии аутсорсинга к традиционным с точки зрения передачи провайдеру функциям добавились и те, которые традиционно считались определяющими для большинства компаний, в частности, продажи и производство. Отметим, что в последнее время аутсорсинг становится стандартом на мировом рынке. Компании, не использующие аутсорсинг, рассматриваются как неэффективные и, соответственно, неконкурентоспособные. Аутсорсинг позволяет компаниям сфокусироваться на основном бизнесе и переложить все трудности вспомогательных функций на компании, специализирующиеся на выполнении этих функций.

Аутсорсинг часто называют «феноменом XX века», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий», так как лишь с конца 80-х гг. XX в. Это понятие вошло в практику бизнеса и получило действительно широкое распространение.

В то же время идея привлечения ресурсов специализированных объектов для решения стоящих перед организацией задач отнюдь не является новой. Эта идея и механизм её реализации известны с тех самых пор, как в экономической теории, а затем и в научном менеджменте сформировались понятия разделения труда, специализации и кооперации.

Тем не менее, именно в условиях экономической глобализации разделение труда и производственная кооперация в мировом масштабе открывает совершенно новые перспективы для применения давно известных принципов организации производственной деятельности и управления ею.


Актуальность исследования. Аутсорсинг является достаточно перспективным направлением для повышения эффективности социальной сферы. Актуальность исследования обусловлена в первую очередь тем, что предоставление непосредственно социальных услуг предполагает осуществление многих видов сопутствующей деятельности: предоставление медицинских, педагогических, транспортных и других услуг.

В любой организации социального обслуживания значительная часть рабочего времени расходуется на функции, не связанные с оказанием социальных услуг, но занимающие много времени, которые могут быть переданы специализированным организациям в форме аутсорсинга. Единых рекомендаций по поводу того, передавать или не передавать определенную функцию на аутсорсинг, безусловно, быть не может. Этот вопрос каждая организация решает сама для себя, исходя из своих целей, своего понимания путей их достижения, имеющихся ресурсов и экономической целесообразности. Аутсорсинг - не самоцель. Если экономические расчёты свидетельствуют об отсутствии экономии, или если нет твердых гарантий улучшения качества, перевод на аутсорсинг не целесообразен.

Однако, экономическая эффективность – не единственный критерий, определяющий целесообразность внедрения аутсорсинга. Аутсорсинг может вводиться и в случае более высокой стоимости затрат на закупку услуг у аутсорсера по сравнению с затратами на осуществление этой функции в самом учреждении, если более значимым фактором является другой (качество и т.д.).

Объект исследования - детские оздоровительные лагеря, находящиеся на балансе Дирекции социальной сферы – структурного подразделения Красноярской железной дороги – филиала «ОАО» РЖД.

Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, складывающихся на объектах детского оздоровления в условиях применения на них аутсорсинга.

Цель исследования заключается в обосновании и разработке теоретических и методологических положений эффективного применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления ОАО «РЖД» посредством передачи «аутсорсеру» ряда непрофильных функций, таких как:

  1. Воспитательно-педагогическая функция;
  2. Комплексное содержание и обслуживание зданий и инженерных сетей;
  3. Уборка помещений, территории и благоустройство зеленых насаждений.

Указанная цель исследования предполагает постановку следующих задач исследования:


- изучить отечественную и зарубежную практику организации аутсорсинга;

- систематизировать подходы отечественных и зарубежных авторов к понятию «аутсорсинг»;

- проанализировать формы и сферы применения аутсорсинга как в мировой практике, так и на объектах железнодорожного транспорта;

- определить предпосылки применения и развития аутсорсинга на объектах детского оздоровления Дирекции социальной сферы;

- проанализировать преимущества и недостатки применения аутсорсинга;

- определить условия и факторы, необходимые для принятия решения о внедрении и последующем применении аутсорсинга в сфере детского оздоровления на сети железных дорог;

- разработать инструментарий для определения оценки эффективности применения аутсорсинга на объектах детского оздоровления.

Глава 1. Понятие аутсорсинга, теоретические и организационно-правовые основы его функционирования

1.1. Понятие аутсорсинга, эволюция и предпосылки для его внедрения

За последние десятилетия механизм ведения бизнеса существенно изменился. Появились новые технологии и приемы. Связанно это в первую очередь с глобальной конкуренцией. Когда стираются общемировые (политические) границы, а на первый план выходят границы экономического влияния отдельных корпораций и это приводит к тому, что усиливается конкуренция, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Именно конкуренция заставляет менеджеров активно использовать все доступные сегодня механизмы технологического прогресса, привлекать более квалифицированную рабочую силу и внедрять инновации.

Сегодня многие организации сталкиваются с тем, что новые технологии в них внедряются слишком быстро. И компании, в силу ряда причин, не успевают оперативно на это реагировать, что приводит к тому, что активы компаний устаревают как физически, так и морально. В конечном итоге это сказывается на снижении конкурентоспособности. В нынешних условиях конкурентоспособность можно повышать лишь концентрацией усилий компании на ключевых сферах деятельности. Сосредотачиваясь на чем-то одном, компании достигают максимальной специализации в данной сфере, получают ключевые компетенции и становятся лидерами. Именно в этом и заключается общий смысл аутсорсинга.


Аутсорсинг как решение организации передать часть своих функций или процессов внешним исполнителям широко применяется во всем деловом мире. Зарекомендовав себя как инструмент повышения эффективности предприятия, аутсорсинг актуален для любых компаний, независимо от типа, размера или выпускаемого продукта. [42]

В международной бизнес-практике термин «аутсорсинг» определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности, внешней организации или, как принято говорить, «третьей стороне». [27]

Термин outsourcing был введен в 1989 г., когда компания Eastman Kodak приняла решение нанять сторонние организации для обслуживания своих систем обработки информации. Однако если аутсорсингом считать привлечение услуг сторонних компаний для решения отдельных вопросов, отсчет можно вести с начала XX века. В то время свои услуги начали предоставлять юридические агентства в США и Великобритании. К началу XX века суммарный оборот таких специализированных компаний, по оценкам специалистов, составлял около 50 млрд. долл. в год.
Практический аутсорсинг как технология менеджмента возник в период «великого противостояния» Генри Форда и Альфреда Слоуна-мл. и возглавляемых ими компаний Ford и General Motors. Именно это противостояние показало, что в условиях конкуренции ни одна компания не может быть самодостаточной и опираться лишь на собственные ресурсы. Альфред Слоун-мл. применил аутсорсинг еще за 70 лет до появления этого термина в 1989 г. Он использовал его для организации как систем управления компанией, так и производства, в основу которого был положен метод кооперации узкоспециализированных производств внутри компании и за ее пределами.

Таким образом, с 70-х годов XX века и по сегодняшний день аутсорсинг в производстве автомобилей является основой организации производственного процесса.

Исследования Американской ассоциации менеджмента показали, что уже к 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса.
Многие специалисты связывают введение понятия «аутсорсинг» с 60-ми годами XX века в связи с распространением информационных систем и технологий. В 1962 г. была основана Electronic Data System Corporation (EDS). Первоначально компания составляла балансы для нескольких банков. Но когда EDS принесла General Motors годовую экономию на сумму 4 млрд. долл. за счет сопровождения всех информационных потоков, то стало очевидно, что найден новый сегмент бизнеса. Сотрудники EDS, работая с банками, использовали собственное программное обеспечение. В скором времени был накоплен огромный технический потенциал, что делало EDS лидером в своей отрасли. Многие компании стали передавать свои информационные ресурсы полностью на обслуживание EDS, что, в конечном счете, приводило к повышению качества обслуживания конечных потребителей.


Таким образом, с 80-х годов прошлого века IT-аутсорсинг стал сферой внимания и стратегических интересов крупнейших корпораций. Спектр предоставляемых аутсорсерами услуг расширяется вместе с развитием компьютерных технологий. По оценкам Oracle, компании, которые пользуются услугами IT-аутсорсинга, могут сэкономить более 75% расходов на оплату труда. Именно с этого момента стали появляться научные публикации, в которых с помощью построения разнообразных моделей экономисты и практики пытались найти оптимальную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные всевозможным аспектам использования аутсорсинга в деятельности компании. Появившись в американской экономической литературе, термин «аутсорсинг» прочно обосновался в лексике большинства бизнесменов из промышленно развитых государств, его антонимом стал более редкий термин «инсорсинг». [28]

Эволюция практического аутсорсинга приведена в таблице 1.1. [26]

Таблица 1.1

Эволюция практического аутсорсинга

Период

Процессы, стимулирующие и характеризующие развитие аутсорсинга

Начало XX в.

Привлечение организациями специализированных компаний для решения юридических проблем

1920-1930 гг.

Применение метода кооперации узкоспециализированных производств в автомобилестроении

1950 г.

Развитие процессов экономической интеграции в «послевоенном» экономическом пространстве

1960-1970 гг.

Формирование нового сектора бизнеса — IT-аутсорсинга. Широкое использование аутсорсинга как метода производственной кооперации в промышленности

1970-1980 гг.

Рост объемов рынка аутсорсинга в таких сферах, как юридическая и банковская, управление финансами, IT-технологии, промышленность, государственное управление. Развитие «гибких» производств. Широкое распространение аутсорсинга вспомогательных и обслуживающих видов деятельности

1980-1990 гг.

Формирование глобальных информационных сетей. Создание рынка online сервиса, а также рынка оффшорного программирования. Организация рынка логистических услуг.

Распространение концепций TQM и BPR в практике менеджмента, а также ERP- и CRM-систем в промышленности.

Масштабный экспорт high-tech-технологий в страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, развитие международного производственного аутсорсинга

Конец XX -начало XXI века

Развитие глобальных информационных сетей и широкое использование услуг в области IT и телекоммуникаций. Повсеместное внедрение единых международных стандартов качества.

Практическое использование принципов процессного управления. Переход к аутсорсингу бизнес-процессов.

Переход к 100%-ному производственному аутсорсингу ряда крупных

high-tech-производителей.

Глобальный аутсорсинг.

Формирование сетевых производственных структур.

Реализация крупных проектов в сфере IТ-аутсорсинга

промышленными корпорациями и крупными банками.

Развитие электронной коммерции.

Появление «виртуальных корпораций»