Файл: 2. Современным обществом медицина все больше стала восприниматься как сфера оказания услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Эффект ореола» – влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Суть этого эффекта проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
«Эффект последовательности» касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявляемые о нём в первую очередь.
«Эффект авансирования» – человеку приписывают несуществующие положительные качества, а, сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.
«Эффект проецирования» заключается, в том, что человек ожидает от окружающих поведения по его собственной модели. Этот эффект часто встречается и проявляется при неумении людей встать на точку зрения другого человека.
Явление «стереотипизации» – одна из основ формирования первого впечатления. Социальный стереотип– это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Выделяют: физиогномические стереотипы (например, многие люди считают, что, если у человека большой лоб, то он умён, квадратный подбородок – обладает сильной волей); стереотипы внешности (полные люди добродушны, худые – сердитые и замкнутые); социальные (профессиональные, национальные и пр.) стереотипы (врач должен быть в белом халате, чистом колпаке, всегда иметь при себе инструменты и уметь успокоить больного, все англичане худощавы и надменны, а французы только и думают о любви и т.д.). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.
Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей служит каузальная атрибуция
. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».
Каузальная атрибуция – система интерпретации причин поведения окружающих. Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины неизвестны, тогда в условиях дефицита информации, люди начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания –каузальная атрибуция. Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно.
Фундаментальная ошибка атрибуции– тенденция переоценивать значение личностных черт и недооценивать роль ситуации. Кроме того, индивид совершает основную ошибку атрибуции, интерпретируя поведение других людей. Отмечается, что люди чаще объясняют свое собственное поведение с точки зрения сложившихся обстоятельств, но в отношении других склонны считать, что те сами виноваты и несут ответственность за свое поведение.
К факторам, влияющим на общение, относятся следующие.
1. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, пол, возраст, мотивация, способности, характер).
2. Профессиональные особенности.
3. Ситуационные факторы (настроение, физиологическое состояние).
Формы и виды общения
Внутренние коммуникации представляют собой сложный и всепроникающий процесс, охватывающий все уровни и подуровни организации.
Иерархическая структура организации приводит к перемещению информации с уровня на уровень в рамках межуровневых вертикальных коммуникаций. Вертикальные коммуникации могут осуществляться как по нисходящей – с высших управленческих уровней на низовые, так и по восходящей – с низовых уровней на высшие. Путём коммуникаций по нисходящей подчинённым уровням управления сообщается о текущих и конкретных задачах, предстоящих изменениях в производстве и т.д.
Примером обмена информацией по вертикали могут служить коммуникации между руководителем и подчиненным. Суть этих коммуникаций довольно разноплановая: выяснение задач, обсуждение проблем эффективности работы, сбор информации, оповещение подчинённых о чём-либо, получение сведений об усовершенствованиях и предложениях, благодарности и вознаграждения. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действия группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность высказать своё мнение, что в конечном итоге позволяет прийти к оптимальному решению.
В силу разнообразия стоящих перед организацией задач она нуждается не только в вертикальных, но и в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из ряда подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации их действий (обмен информацией, повышение эффективности деятельности, формирование равноправных отношений между работниками разных отделений, сохранении нормального психологического климата в них и организации в целом).
Кроме того, коммуникативные средства различаются по степени обобщенности передаваемой информации (смысловой, оценочной). Это неотъемлемая характеристика, влияющая на их выбор в конкретной коммуникативной ситуации.
По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды:
1. Межличностная коммуникация − вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений.
2. Межгрупповая коммуникация − вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений.
3. Публичная коммуникация − вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер.
4. Массовая коммуникация − процесс систематического распространения информации, носящий институциональных характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы.
Виды коммуникаций: по способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные); по инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные; по степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные; в зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
Формы коммуникаций: относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.
Сферы коммуникаций объединяются понятием специализированной коммуникации.
Непосредственное общение происходит при непосредственном контакте участников общения. Для эффективного общения в данном случае необходимы оперативные навыки, умение корректировать процесс общения в зависимости от поведения собеседника.
Опосредованное общение осуществляется через средства массовой информации, произведения искусства и т.п. Сложность этого вида общения заключается в отсутствии обратной связи, невозможности корректировать процесс общения.
Формальное общение обусловлено социальными ролями.
Целью неформального общения является психологический контакт, большую роль здесь играют личностные отношения, которые в норме не имеют четких границ.
При вербальном, речевом, общении смысл слов имеет решающее значение.
В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языкав процессе коммуникации относятся:
- коммуникативная (функция обмена информацией);
- конструктивная (формулирование мыслей);
- апеллятивная (воздействие на адресата);
- эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);
- фактическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами);
- метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).
Коммуникативные барьеры. Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие-то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере. Коммуникативные барьеры бывают трех типов:
1. Барьеры понимания. Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешности в процессе передачи информации, возникающей в результате невыразительной быстрой речи, речи-скороговорки, или речи с большим количеством звуков-паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. Стилистические барьеры возникают при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля того, кто в данный момент слушает. Логические барьеры непонимания возникают в тех случаях, когда логика рассуждений говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств.
2. Барьеры социально-культурного различия. Социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием коммуникации может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.
3. Барьеры отношения связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию.
Интонация и тембр голоса. К особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.
− волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;
− энтузиазм – высокий тон голоса, чёткая уверенная речь;
− усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;
− высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;
− неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.
Невербальное общение осуществляется с помощью мимики, жестов.
Позы, мимика, жесты.
Речевая деятельность сопровождается мимикой, жестами, позами. Они несут информационную нагрузку отражая физическое и эмоциональное состояние говорящего, его темперамент, личностные свойства и качества, а также дают информацию о характере взаимоотношений, ситуации общения, уровне понимания и др. (кинесика − наука о жестах, жестовых движениях и мимике).
В своей книге «Язык телодвижений» австрийский писатель Алан Пиз утверждает, что каждый человек воспринимает информацию, исходя из такого расчёта: 7% информации приходит вместе со словами, а остальные 93% воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов (звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55%).