Файл: Автор теории самоэффективности А. Бандура С. Куперсмит.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 578
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· Студент Л.М. продемонстрировал низкий уровень понимания смысла текста. В то же время он завышает когнитивную самооценку, вероятно потому, что достаточно уверенно чувствовал себя на первых двух этапах работы с текстом. С прогностической точки зрения можно сказать, что данный студент будет демонстрировать высокую заинтересованность в построении обратной связи с преподавателями с целью прояснения интересующих его вопросов. С высокой долей вероятности можно предположить, что за счет обратной связи уровень его компетенции будет постепенно возрастать.
Ситуация: женщина, 26 лет, обратилась за консультацией к психологу. Запрос: найти способы обеспечить себе нормальное психологическое состояние в условиях конфликта на работе. Анамнез: в школе была круглой отличницей, отлично сдала Единый государственный экзамен (ЕГЭ), поступила и закончила один из ведущих вузов страны. Стартовые условия для развития своей карьеры характеризует как очень хорошие. Без труда устроилась на желаемую работу, которая связана с креативностью и творчеством. Свои профессиональные компетенции оценивает высоко. Описание проблемы: в процессе профессиональной деятельности столкнулась с трудностями. В качестве причин называет «нелепое поведение» своего начальника в виде необоснованной критикой в ее адрес, требованиями творчески подходить в работе, отойти от шаблонного мышления. Считает, что ответственно подходит к своей работе, выполняет все в указанные сроки. Отношения с коллегами характеризует как натянутые, сложные. Считает, что большинство из них незаслуженно занимают свои должности. Никто из них не имеет такого уровня образования, как она. Называет своих коллег «коллекцией двоечников». Эмоциональный фон: это единственная проблема, которая волнует женщину, вызывает ее раздражение. В остальных сферах жизни у нее все хорошо. Окружение: живет с родителями, единственный ребенок в семье, друзей нет, но они, по словам клиентки, ей не нужны, достаточно знакомых. Опишите характеристики самооценки, наиболее подходящие в данном случае.
· Самооценка адекватная, сформированная еще в школьные годы; присутствует феномен нереалистичного оптимизма.
· Самооценка завышенная, присутствует феномен нереалистичного оптимизма.
· Самооценка завышенная, присутствуют аффект неадекватности, эффект самовозвышения.
Ситуация: за консультацией к психологу обратился мужчина с жалобой на сильное раздражение, которое он испытывает в течении последних пяти месяцев. Анамнез: возраст 37 лет, успешное продвижение по карьерной лестнице последние 10 лет. Все это время работает в крупной кампании. Работа доставляет ему удовольствие, соответствует его профессиональным и личным интересам. По словам клиента, счастливо живет в браке 12 лет, есть двое детей школьного возраста. Свой уровень доходов оценивает выше среднего. В материальном плане не испытывает каких-либо затруднений. Имеет широкий круг общения, где его считают душой компании, заводилой. Конфликтных ситуаций, трагических событий за последние 5 месяцев не было. Описание проблемы: последнее время стал испытывать раздражение, что выражается в негативных мыслях о других людях в различных ситуациях, восприятии всего происходящего только в черном свете. Если сначала мужчине удавалось сдерживать проявление своего раздражения, то последние три месяца он регулярно стал срываться на коллегах, членах семьи: повышал голос, использовал в общении ненормативную лексику, оскорбления. Потом он извинялся, и ситуации не имели конфликтного продолжения. Клиент считал, что для такой реакции на окружающих у него были объективные причины. Но в последние 3 недели его раздражение стало распространяться и на посторонних людей. Так, за это время он несколько раз вступал в конфликт на заправке, ругался на продавцов в магазине. За 4 дня до визита к психологу клиент накричал на девушку,
которая случайно толкнула его на улице, хотя в общем в этот момент он был в хорошем настроении. Последний эпизод и столь резкий перепад эмоционального состояния испугал клиента, заставил его задуматься о происходящем и обратиться за консультацией к психологу. Эмоциональный фон: нестабильный, частые перепады настроения, плохой сон. Недавно клиент вернулся из отпуска, так что на недостаток сил не жалуется. Рекомендации: для прояснения ситуации клиенту было рекомендовано вести сенсорный дневник, куда в определенные промежутки времени должен записывать события и свое эмоциональное состояние. По результатам заполнения сенсорного дневника выяснилось, что уровень раздражения увеличивается за 2 дня до официальных выступлений – брифов, которые входили в функциональные обязанности клиента на работе. И удерживался на высоком уровне еще 3 дня после. Далее наступал спад. Брифы проходи раз в две недели. Причина раздражения: выступления на брифе. По словам клиента, если бы он не вел дневник, то не догадался бы о причине своего раздражения. Именно 5 месяцев назад, когда в его обязанности на работе стало входить участие этих мероприятиях, клиент отметил изменение своего эмоционального состояния. Качество своих публичных выступлений оценивает как крайне низкое несмотря на то, что тщательно готовится к каждому выступлению. Во время выступления не может оторвать взгляд от бумажки, сердцебиение учащается, повышается потоотделение, голос дрожит, строчки прыгают перед глазами. В этом состоянии он никого и ничего не видит и не слышит. Свое состояние клиент описывает как «полное ничтожество». Боится потерять должность, если будет плохо справляться с этим видом работы. Часто приходят мысли о том, что он, несмотря на все свои достижения, является неудачником, который просто ловко морочил всем голову. А на самом деле он – «пустое место». Каждый раз клиент настраивает себя на позитивный лад, но как только приближается «час Х», уверенность его исчезает. Клиент вспомнил, что в детстве он у него произошел «досадный инцидент»: он должен был читать стихотворение на праздничном концерте. Выйдя на сцену, он испугался, забыл текст, испытал сильный стыд, убежал со сцены под улюлюканье зрителей. Больше в таких мероприятиях участия в качестве выступающего не принимал и всячески их избегал. Дайте характеристику самооценки клиента.
· В целом самооценка адекватная, основанием для такого вывода служит наличие критического мышления у клиента, внимание к изменениям своего эмоционального состояния. Самооценка в определенном виде деятельности – публичных выступлениях – низкая. Сформированная в детстве в этом виде деятельности она сохранилась до сегодняшнего дня. Что повлекло за собой развитие «комплекса самозванца». Неудача в выбранной значимой сфере иметь для клиента серьезные психологические последствия и служит началом изменения его глобальной адекватной самооценки.
· Самооценка клиента занижены. Наблюдается пониженная способность к рефлексии и осмысления своего «Я». Что в свою очередь привело к аффекту неадекватности. У него сформировалась иллюзия удовлетворенности собой. Но при столкновении клиента с неудачей в значимой сфере деятельности у него начал развиваться комплекс неудачника.
· Самооценка клиента завышена. Он предъявляет к себе повышенные требования, не имеет возможности оценивать ситуацию адекватно. Налицо феномен нереалистического оптимизма по отношению к значимой сфере деятельности – публичным выступлениям, что выражается в надежде клиента, что в следующий раз он лучше подготовится и выступит блестяще.