Файл: Формы международных расчетов и перспективы их изменения (особенности форм международных расчетов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущества банковского перевода как формы расчета по коммерческим операциям таковы:

  • относительная простота;
  • невысокая стоимость;
  • быстрота осуществления платежа.

Недостатки банковского перевода как формы расчета по коммерческим операциям:

  • при расчетах в форме банковского перевода одна из сторон всегда несет на себе риск;
  • при платежах переводом в окончательный расчет (после поставки товара) для экспортера существует риск неоплаты поставленного товара;
  • при авансовых платежах импортером существует риск не поставки товара после его предварительной оплаты.

В силу этого применение банковских переводов в расчетах по товарным остаткам ограничено. Обычно банковские переводы используются в сочетании с другими формами расчетов, когда, например, часть платежей осуществляется в форме перевода, а другая - в форме инкассо.

Инкассо представляет собой обязательство банка по поручению экспортера получить от импортера сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить ее экспортеру.

Документы, с которыми производятся операции по инкассо, подразделяются на две группы - "финансовые документы" и "коммерческие документы". В связи с этим определяются два основных вида инкассо - "чистое инкассо" (инкассо финансовых документов) и "документарное инкассо" (инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, пли же инкассо только коммерческих документов).

Рисунок 5. Схема расчетов по инкассо

Схема расчетов по инкассо выглядит следующим образом.

  1. Заключение внешнеторгового контракта между экспортером и импортером.
  2. Поставка товара экспортером импортеру в соответствии с условиями внешнеторгового контракта.
  3. Передача экспортером своему банку инкассового поручения и товарораспорядительных документов, связанных с поставкой товара импортеру.
  4. Проверка банком экспортера полученных от экспортера документов и их пересылка банку импортера.
  5. Передача банком импортера полученных документов импортеру на условиях "против платежа/против акцепта".
  6. Платеж от импортера.
  7. Перевод банком импортера банку экспортера выручки.
  8. Зачисление банком экспортера выручки экспортеру за поставленный им товар импортеру.

Преимущества инкассовой формы.

  • оплата действительно поставленного товара;
  • гарантия того, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока тот его не оплатит;
  • расчеты в форме инкассо позволяют банкам осуществлять контроль над своевременностью получения платежа.

Основные недостатки инкассовой формы расчетов:

  • длительность прохождения документов через банки и соответственно периода их оплаты;
  • импортер может оказаться неплатежеспособным к моменту получения предоставленных документов, отказаться от их оплаты плп же не иметь разрешения на перевод валюты за границу.

Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка произвести по указанию п за счет покупателя-импортера платеж экспортеру (акцептовать его тратты) на сумму стоимости поставленных товаров против предъявления экспортером товарораспорядительных документов. Аккредитив используется в случае, если покупатель и продавец товара удалены друг от друга нуждаются в надежном посреднике для совершения сделки, поскольку имеют небольшой опыт сотрудничества.

Алгоритм использования аккредитива можно представить следующим образом.

Рисунок 6. Алгоритм использования аккредитива

  1. Заключение внешнеторгового контракта между экспортером и импортером.
  2. Поручение импортера своему банку на открытие аккредитива.
  3. Пересылка банком импортера в банк экспортера открытого аккредитива в пользу экспортера.

3. Сообщение банка экспортера экспортеру об условиях открытого в его адрес аккредитива.

  1. Поставка экспортером товара импортеру и оформление товарораспорядительных документов, связанных с этой поставкой.
  2. Передача экспортером своему банку товарораспорядительных документов.
  3. Пересылка банком экспортера полученных им от экспортера товарораспорядительных документов в адрес банка импортера.
  4. Передача банком импортера товарораспорядительных документов импортеру для получения закупленного им у экспортера товара.
  5. Пересылка суммы аккредитива в банк экспортера.
  6. Зачисление на счет экспортера причитающихся ему денежных средств за поставленный товар импортеру.

В зависимости от условий различают следующие виды аккредитивов: отзывные и безотзывные; подтвержденные и неподтвержденные; переводные (трансферабельные); револьверные (возобновляемые); покрытые и непокрытые; делимые и неделимые.

Преимущества аккредитивной формы;

  • твердое и надежное обеспечение платежа, полученное, как правило, до

начала отгрузки.

  • импортер имеет гарантию, что платеж будет произведен в пользу

экспортера только после предъявления последним товарных документов, удостоверяющих отгрузку товара.


В то же время аккредитив является наиболее сложной формой расчетов, поскольку требует тщательного оформления документов и их своевременного представления в банк, (документы должны быть представлены экспортером в банк до истечения срока действия аккредитива и подтверждать выполнение всех его условий.)

Основные недостатки аккредитивной формы расчетов для контрагентов:

  • определенные задержки пробега документов через банк;
  • высокая стоимость аккредитива.

Таким образом, расчеты с помощью банковского перевода являются наиболее быстрой, простой и относительно дешевой операцией, однако более рисковой, т.к. всегда присутствует риск неоплаты пли не поставки товара. Инкассо значительно надежнее, чем расчеты банковскими переводами. Однако эта форма является дорогой (в банках применяются фиксированные тарифы по данной операции, как правило, это фиксированный процент, составляющий 8 - 10 % в зависимости от тарифной политики коммерческого банка) и сложной при проведении расчетов. Инкассовая форма расчетов выгодна импортерам, поскольку она подразумевает оплату действительно поставленного товара, а расходы по проведению инкассовой операции относительно невелики. Инкассовая форма расчета выгодна и экспортеру, так как при этом гарантируется, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока тот его не оплатит. Расчеты с использованием аккредитивов учитывают интересы как экспортера, так и импортера. Для аккредитива характерно твердое и надежное обеспечение платежа, полученное обычно до начала отгрузки. Он обеспечивает гарантии импортеру на получение товара при том, что банк не отслеживает само движение товара, но строго контролирует его отгрузку. Осуществление платежа по аккредитиву не связано с согласием покупателя на оплату товара. Предъявляя жесткие требования к оформлению документов (на соответствие условиям аккредитива), банки защищают интересы импортеров, так как действуют на основании их инструкций.

2.2 Электронные расчеты во внешней торговле

Экономические факторы складываются из многих показателей. Одним из самых важных считается процесс оборота товаров и услуг. Следует выделить ещё один показатель, который формируется в коммерческой деятельности - это реализация с целью получения и увеличения максимальной прибыли. Основными элементами электронной коммерции считаются обработка и информационное транслирование текстов, передача информации в звуковом или видео режиме. Область распределения электронной коммерции распространяется на такие аспекты бизнеса как: электронный торговый сбыт товара (услуги), акций, онлайн передача цифровой информации, осуществление электронных денежных переводов физических и юридических лиц, организация спроса коммерческих аукционов и т.д. Сущность электронной коммерции проявляется в пяти основных формах, которые указывают на взаимодействие между различными субъектами рынка: предприятие - предприятие (B2B), предприятие - потребитель (B2C), потребитель - потребитель (C2C), бизнес - государство (B2G, B2A), государство - бизнес (G2B,C2A)[12].


Изучая электронную коммерцию и анализируя её взаимодействие с субъектами рынка, можно выделить как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. (Табл. 1). Таким образом, после оценки преимуществ и недостатков электронной коммерции можно сказать, что она в большей степени приносит выгоду современным предприятиям. Правильная стратегия и создание доверительных отношений с клиентами могут помочь электронной коммерции адаптироваться к меняющимся потребностям современного общества.

Таблица 1 - Преимущества и недостатки электронной коммерции

Преимущества электронной коммерции

Потребитель

Производитель

Наличие широкого ассортимента продукции.

Сокращение издержек.

Позволяет выбрать более дешевые и качественные товары.

Достижение глобального рынка.

Круглогодичная и круглосуточная

доступность.

Возможности географического охвата.

Соблюдение анонимности.

Отсутствие временных ограничений.

Оперативность и удобство покупок через интернет.

Способуствует эффективности обслуживания клиентов.

Повышение конкурентоспособности.

Недостатки электронной коммерции

Потребитель

Производитель

Возможные проблемы с доставкой.

Недоверия покупателей.

Могут возникнуть проблемы с возвратом товаров.

Трудности с торговлей быстро портящихся товаров.

Отсутствие визуального и фактического контакта с товаром и продавцом.

Труднности при регулировании деятельности в сети - Интернет.

Теперь рассмотрим влияние электронной коммерции на деятельность мировой экономики в целом.

Рисунок 7. Рост электронной коммерции в США (млрд.)

В 2017 году рынок США был близок к своей точке насыщения, однако существует вероятность того, что объём продаж в сфере электронной коммерции снизится и уменьшит свои обороты.

Наша страна не осталась в стороне - она попала в тройку стран - лидеров по результатам экспертной оценки аналитиков. Рынок электронной коммерции в России растет с каждым годом, о чем свидетельствует Ассоциация компаний Интернет-торговли. Так, на 2016 год оборот составлял 695,5млрд. рублей, что на 20,98% больше, чем в прошлом году. А в 2017 году уже был 834,6млрд. рублей. Географическое распространение электронной коммерции наиболее сконцентрировано в области Москвы, Московской и Ленинградской областях, и составляет 49,83% от всего географического размаха. Ограниченные знания в области коммерции посредством сети Интеренет и отсутствие усовершенствованного законодательства, тормозят развитие электронной коммерции в Российской Федерации[13].


Рисунок 8. Рост электронной коммерции в России (млрд.)

Проводя анализ развития электронной коммерции в России, следует заметить, что наша страна отстаёт от показателей развития западных стран. Негативные последствия экономического кризиса, недоступность современных телекоммуникационных сетей в большинстве регионов страны, низкая распространенность современных электронных платежных систем препятствует развитию рынка.

Международная торговля стала основой международных экономических отношений. В частности, её развитие влияет на расширение обмена товарами и услугами между странами, а также использование в торговле электронных средств и информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечивают сокращение расходов на рекламу, торговые операции, безопасность электронных сделок и оптимизацию логистических схем доставки товаров и оказания услуг.

В настоящее время существует довольно большое количество электронных платежно-расчетных систем, которые функционируют на международном уровне и используются во внешнеторговой деятельности, например, Яндекс.Деньги, PayPal и др. Однако, наибольшее распространение в качестве формы электронных расчетов, используемой во внешнеторговой деятельности в настоящее время получили банковские системы, например, НСПК, SWIFT, различные системы удаленного банковского обслуживания.

Для оплаты онлайн-покупок российские потребители предпочитают платежные карты другим видам электронных платежных средств. Для дальнейшей популяризации электронных расчетов в онлайн-коммерции банки предлагают виртуальные карты, а альтернативные платежные сервисы (Yandex.Money, PayPal, Masterpass, MTS Money Wallet) - цифровые кошельки. Так, Яндекс.Касса и Сбербанк представили сервис онлайн-расчетов между юридическими лицами «В2В-платежи». С его помощью организации могут принимать онлайн-оплату от корпоративных клиентов так же просто, как от частных лиц. Для этого достаточно добавить на свой сайт кнопку для приема платежей через систему «Сбербанк Бизнес Онлайн». Новая возможность позволит сократить срок ожидания оплаты от организации с 1 дней до 3 минут. Такая технология онлайн-платежей появилась в России совсем недавно. Яндекс.Касса обновила свою технологическую платформу. Теперь с её помощью компании смогут принимать платежи в офлайне через мессенджеры. Этот способ оплаты популярен среди иностранных туристов, путешествующих по России, - в частности, китайских[14].