ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Направление: Физическая культура
Группа: 9282
ЯСТРЕБОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
| Подпист студента_______________ |
| Руководитель курсовой работы: к.псих.н., доцент Усманова З.Т. _______________________________ |
| Оценка: «______________________» |
| «______»_________________202_г. |
| |
КАЗАНЬ – 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирование личности посредством занятий спортом. | 5 |
1.1. Психологические особенности личности младших школьников | 5 |
1.2. Роль занятий спортом в развитии личности младших школьников | 10 |
| |
Вывод по I главе. | 12 |
ГЛАВА II. Организация и методы исследования | 13 |
2.1. Организация исследования и характеристика выборки | 13 |
2.2. Диагностические методы 2.2.1. Методика многофакторного исследования личности 2.2.2. Тесты Элерса | 13 13 20 |
ВЫВОДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 39 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 40 |
Введение
Роль спорта в развитии личности, благополучном существовании человека в мире, сохранении его здоровья и адаптации к изменениям в обществе значительно возрастает в современных социально-экономических, экологических, нравственных условиях в России. Важнейшая задача – вовлечь детей, сформировать у каждого ребенка потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Наиболее эффективным в этом отношении является младший школьный возраст, когда дети стремятся освоить новые способы деятельности, готовы следовать их примеру, влияние взрослых на них велико. В то же время именно в этом возрасте происходит развитие уровня притязаний, мотивации достижений и волевой регуляции, формирование которых положительно сказывается на занятиях спортом.
Современная тенденция развития общества предъявляет особые требования к формированию активной и конкурентоспособной личности, способной предлагать и реализовывать собственную жизненную программу (Ашмарин, 1978). В наших условиях актуализировалось значение спортивной деятельности, помогающей ребенку включиться в социальную структуру отношений, в способности конкурировать и уметь самоорганизовываться в практической жизни и социальной.
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, которая реализуется в образовательной, культурной, здравоохранительной, молодежной, национальной сферах. Физкультура и спорт обладают высоким политическим потенциалом и способны влиять на осуществление многообразных функций государства.
Формирование нравственных ориентиров у школьников является первоочередной задачей в любом виде спорта. Формирование системы ценностей, ориентированной на нормы морали, нравственности и спортивную этику, становится первоочередной психолого-педагогической задачей.
Необходимость формирования всесторонне развитой личности школьников, мотивированной на достижение успеха, в процессе дальнейшего обучения и подготовки их к последующей трудовой деятельности требует целенаправленного изучения реальных и потенциальных возможностей воздействия физической культуры на формирование личности.
Актуальность работы состоит в том, что полученные материалы могут дополнить уже имеющийся теоретический материал об особенностях личности детей, занимающихся спортом. Наряду с общеобразовательной школой, выполняющей ведущую роль в воспитании и развитии учащихся, возрастающее значение приобретает спортивная деятельность. В сложных социально-экономических условиях она призвана удовлетворять потребности школьников не только в физическом совершенствовании, но и компенсировать дефицит общения, социального доверия, создать недостающие условия для саморазвития личности, еѐ индивидуальности, стимулировать социально одобряемые модели поведения, проявление социальной активности.
Полученные эмпирические данные могут быть использованы психологами в практической работе.
Цель : определение особенностей личности и мотивации к успеху младших школьников, занимающихся спортом.
Объект : личность младших школьников.
Предмет : особенности свойств личности, младших школьников, занимающихся спортом.
Исходя из проблемы, цели и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:
Младшие школьники, регулярно занимающиеся спортом, имеют более выраженную мотивацию к успеху, более общительны, обладают более высоким уровнем интеллекта.
Задачи:
-
Провести теоретический анализ литературы по проблеме психологических особенностей младшего школьного возраста, роли занятий спортом в развитии личности подрастающего поколения и мотивации к успеху младших школьников, занимающихся спортом. -
Выявить значимые различия в выраженности свойств личности и мотивации к успеху младших школьников, системно занимающихся спортом и не занимающихся спортом. -
Изучить взаимосвязи свойств личности и мотивации к успеху младших школьников, занимающихся спортом системно и не занимающихся.
Глава 1. Теоретические аспекты формирование личности посредством занятий спортом
-
Психологические особенности личности младших школьников
Богданова О.С. отмечает: «Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Богданова О.С.,1980,с. 208).
По мнению Давыдова В.В., поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Новая социальная ситуация развития вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и заставляет его организовывать произвольные, ответственные за дисциплину, за освоение исполнительских действий, связанных с приобретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация школьного обучения ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессором. Каждый ребенок, поступающий в школу, имеет повышенное умственное напряжение. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка (Давыдов В.В., 1973).
До школы индивидуальные особенности ребенка не могли мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались его близкими. В школе стандартизированы условия жизни ребенка. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей (Абрамова Г.С.,2005, 37 с.).
Л.С. Выготский считал, что школьный возраст, как и все возрасты, начинается с критического или переломного периода, описанного в литературе раньше других как семилетний кризис. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник (Выготский Л.С., 1998).
В последнее время появился ряд исследовании, посвященных этому возрасту. Результаты исследовании схематически можно выразить так: ребенка 7-ми лет отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности. Ближайшая причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т.е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. Самой существенной чертой кризиса семи лет принято называть начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.
Утрата непосредственности означает введение в наши действия интеллектуального момента, застрявшего между опытом и непосредственным действием, прямо противоположного свойственному ребенку наивному и прямому действию. Это не значит, что семилетний кризис ведет от непосредственного, наивного, недифференцированного опыта к крайнему полюсу, но, скорее, в любом опыте, в любом его проявлении возникает определенный интеллектуальный момент.
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживании, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.
Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.
К моменту кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу терпят неудачу: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, но никакое общее чувство низкой самооценки, не обобщает того, что уже было много раз. У ребенка школьного возраста есть обобщение чувств, т. е. если данная ситуация случалась с ним много раз, у него имеется аффективное образование, природа которого распространяется и на единичное переживание, т. е. аффект, подобно тому как понятие относится к единичному восприятию или памяти. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.
Дошкольник любит себя, но любовь к себе как обобщенное отношение к себе, которое остается одинаковым в разных ситуациях, а самооценка как таковая, но у ребенка этого возраста нет обобщенного отношения к другим и понимания своего ценить. Следовательно, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
Давыдов В.В. в своих прудах писал: «Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь» (Давыдов В.В., 1973).