ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребенка. Начинается новый период с новыми обязанностями, с систематической деятельностью учения. Изменилась жизненная позиция ребенка, которая вносит перемены в характер его отношений с окружающими. Новые обстоятельства жизни маленького школьника делаются основой для таких переживаний, которых у него раньше не было.
Самооценка, высокая или низкая, порождает определенное эмоциональное самочувствие, вызывает уверенность в себе или неверие в свои силы, чувство тревожности, переживание превосходства над другими, состояние грусти, иногда зависти. Самооценка бывает не только высокой или низкой, но и адекватной (отвечающей истинному положению дел) или неадекватной. В ходе решения жизненных задач (учебных, бытовых, игровых), под влиянием достижений и неудач в выполняемой деятельности у школьника может возникнуть неадекватная самооценка - повышенная или пониженная. Она вызывает не только определенную эмоциональную реакцию, но часто и длительное отрицательно окрашенное эмоциональное самочувствие.
Как писала Лиознова Е.В., общаясь, ребенок одновременно отражает в сознании качества и свойства партнера по общению, а также познает себя. Однако сейчас в педагогической и социальной психологии не разработаны методологические основы процесса формирования младших школьников как субъектов общения. К этому возрасту структурируется базовый блок психологических проблем личности и происходит смена механизма развития субъекта общения с подражательного на рефлексивный (Лиознова Е.В., 2006 ,с.25).
По мнению Лисиной М.И., важной предпосылкой развития младшего школьника как субъекта общения является появление у него наряду с деловым общением новой внеситуативно-личностной формы общения.
По исследованиям М.И. Лисиной эта форма начинает развиваться с 6-летнего возраста. Предмет подобного общения – человек. Ребенок расспрашивает взрослого о его чувствах и эмоциональных состояниях, а также пытается рассказать ему о своих отношениях со сверстниками, требуя от взрослого эмоционального отклика, сопереживания своим межличностным проблемам (М.И.Лисина
,1986).
Подводя итог, можно сказать словами Выготского Л.С. что знание и учет психологических особенностей детей школьного возраста позволяют правильно строить воспитательную работу на уроке. Поэтому каждый учитель должен знать об этих особенностях и учитывать их при работе с младшими школьниками (Выготский Л.С., 1962).
1.2. Роль занятий спортом в развитии личности младших школьников
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место в младшем школьном возрасте. Здесь закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки. Создается фундамент для воспитания физических качеств. Младшие школьники с большим удовольствием занимаются спортом.
Спортивная деятельность совершенствует цели и мотивы самовоспитания школьников, появление новых потребностей, обогащает чувства, развивает эмоциональную сферу, способность адекватно оценивать свои и чужие поступки. Формирование у школьников новых психических качеств приводит к дополнительному усложнению, обогащению и повышению эффективности самовоспитания. При этом волевая деятельность юного спортсмена является необходимым элементом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-тренировочного процесса. Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности юного спортсмена на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности младшего школьника выполнять роль необходимого импульса к началу процесса нравственного самовоспитания. Практика нравственного самовоспитания показывает, что при одинаковых условиях и средствах воспитания обнаруживается различный уровень нравственного развития личности (JI. И. Божович). Более того, уровень нравственного воспитания может быть далеко не одинаков даже внутри одной возрастной учебнотренировочной группы.
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка, когда на смену привычным детским развлечениям и забавам приходит серьезный скрупулезный труд, ежедневный строгий распорядок, первые обязанности и запреты. И далеко не каждому ребенку просто адаптироваться к новой, не совсем понятной для них жизни, особенно активным, полным жизненной энергии мальчишкам и девчонкам. Направить их неиссякаемую энергию в доброе русло, помочь адаптироваться к школьному распорядку, повысить их работоспособность, внести в жизнь новые эмоции помогут занятия спортом. Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воздействии на занимающихся.
Гориневский В.В писал, что раннем этапе формирования личности необходимо уделять максимальное внимание физическому развитию ребенка, поскольку оно постепенно, но уверенно перетекает в умственное развитие. Если ребенок не бегает и не прыгает на ранних стадиях своего развития, у него затормаживается и интеллектуальное развитие. То есть между физическим и умственным развитием есть непосредственная тесная взаимосвязь. Физические занятия снимают усталость, ребенок становится более спокойным и менее раздражительным, у него повышается аппетит, сон становится более здоровым, наблюдается более гармоничное развитие в целом (Гориневский В.В.,2007).
Исследования физиологов доказали возможность стимулировать физиологические процессы в организме средствами физической культуры (физическими упражнениями). А исследования педагогов – специалистов в области физической культуры (Е.П. Ильин,1987) подтвердили, что занятия физическими упражнениями решают еще и ряд воспитательных задач, способствующих развитию многих психологических и социальных качеств личности.
«Спортивная деятельность, подчиняющаяся установленным правилам и нормам, налагает на ее исполнителей определенные ограничения, не отнимая у них свободы действий. Свод спортивных нравственных норм свидетельствует о тесной связи между моралью, нравственностью и этикой. Следствием этого выступает принцип честности и честные соревнования как выражение определѐнной нравственной позиции, таких нравственных качеств как порядочность, ответственность, совестливость, обладание моральными и волевыми качествами, которые воспитываются в процессе соответствующего обучения. В этой связи, воспитание нравственно-волевых качеств оказывается своеобразным ядром формирования самостоятельно мыслящей, ярко и адекватно чувствующей личности, положительно использующей свой творческий потенциал на благо окружающих людей» (Бажанов Б.Г. 1995,с.22).
Как писал Гандельсман А.Б.: «Физическая культура и спорт не только являются эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но и влияют на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственноинтеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. В процессе занятий спортом закаляются воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других, таким образом, через спорт происходит социализация школьников. Физическая культура, как ни один вид культуры, имеет большие потенциальные возможности в становлении всесторонне развитой личности. С одной стороны, способствует выполнению функций видов культуры (материальнопроизводственной, социально-политической, духовной, художественной и др.), с другой выполняет только ей присущую функцию физического совершенства» (Гандельсман А.Б., 2006).
Спортивно-тенировочная и соревновательная деятельность, является идеальным средством формирования самоорганизованности и дисциплины в младшем школьном возрасте, так как включает в себя четкую систематизацию тренировочного процесса и воспитательную программу. Общение в спортивной команде приобретает более качественную основу и становится составной частью формирования и развития личности школьника Устанавливаются нормы морали и социального поведения. Формируются правила уважения в коллективе, предпочтения в межличностном взаимодействии. Следование правилам спортивной этики, нравственность и соблюдение морально-этических норм является духовной основой формирования личностных особенностей школьников в спорте. Как писал известный тренер Н.Г.Озолин: «Одухотворенный высокими нравственными качествами спортсмен более гармоничен в функциях организма, более устойчив и эффективен в нагрузке к адаптации. Нравственно воспитанный атлет хорошо уживается в спортивном коллектива, и не чувствуя негативного отношения к себе, тренируется успешнее и целеустремленнее» (Н.Г.Озолин, 2011, 20с ).
Вывод по I главе.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия спортом – это мощное средство, которое способствует социальному и психологическому становлению личности младших школьников. Занятия спортом формируют дисциплинированность, самоорганизованность и открывают широкие возможности для личностного саморазвития, а так же отвечают одному из основополагающих принципов физического воспитания: всестороннему и гармоническому развитию личности.
Глава 2. Организация и методы
2.1. Организация и характеристика выборки
Настоящее исследование было проведено на базе МБОУ Лицей №25 имени Героя Советского Союза Николая Федоровича Ватутина города Димитровграда Ульяновской области в спортивном и общеобразовательном классах в 2022 году. В исследовании приняли участие мальчики и девочки в возрасте 10-11 лет. Всего 40 детей. С целью реализации задач исследования на первом этапе общая выборка была разделена на две группы экспериментальную и контрольную. В контрольную группу вошли учащиеся общеобразовательного класса четвертого года обучения базе МБОУ Лицей