ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вывод: сравнительный анализ средних значений показателей по tкритерию Стьюдента показал, что между школьниками, занимающимися и не занимающимися спортом, имеются значимые различия по показателям: общительность, вербальный интеллект, уровень мотивации достижения успеха.
Младшие школьники-спортсмены более общительны, открыты,
доброжелательны, обладают более высоким уровнем вербального интеллекта, развитостью абстрактных форм мышления, ответственностью и более сильным стремлением к успеху.
2.3. Статистические методы обработки полученных данных
Для статистической обработки данных использовались прикладные программы: EXCEL и статистическая программа STATISTIKA 6.0. обработка включала следующие виды анализа:
-
Для сравнения средних значений и определения их значимости использовался t-критерий Стьюдента.
Цель: оценка статистически достоверных различий средних значений показателей характеристик личности младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.
-
Для выявления корреляционных взаимосвязей и последующего их
сравнения использовался анализ Пирсона.
Цель: сравнительный анализ структуры личностных особенностей в группах школьников занимающихся и не занимающихся спортом.
-
Факторный анализ для изучения структуры личностных особенностей. Цель: анализ корреляционных взаимосвязей, связей личностных свойств младших школьников, занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Описание значимых различий в личностных особенностях младших школьников, занимающихся спортом и не занимающихся спортом
Для выявления различий свойств личности младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, был использован метод сравнения средних значений (Т-критерий Стьюдента), результаты которого отражены в таблице
№1 (приложение 2).
Таблица№ 1
Значимые различия свойств личности и мотивации младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.
№ | Показатели | Ср.значения | t-value | p | |
общеобраз. | спорт. | ||||
1 | А (общительность) | 5,55 | 7,35 | -2,87 | 0,01 |
2 | B (вербальный интеллект) | 7,30 | 8,60 | -2,57 | 0,01 |
3 | C (уверенность в себе) | 5,50 | 4,55 | 1,34 | 0,19 |
4 | D (возбудимость) | 3,55 | 4,75 | -1,51 | 0,14 |
5 | E (склонность к самоутверждению) | 5,05 | 3,90 | 1,81 | 0,08 |
6 | F (склонность к риску) | 6,70 | 6,00 | 1,04 | 0,30 |
7 | G (ответственность) | 4,90 | 6,25 | -1,97 | 0,06 |
8 | H (социальная смелость) | 5,95 | 5,65 | 0,46 | 0,65 |
9 | I (чувствительность) | 5,10 | 4,85 | 0,31 | 0,76 |
10 | O (тревожность) | 3,85 | 4,90 | -1,34 | 0,19 |
11 | Q3 (самоконтроль) | 5,10 | 4,35 | 0,99 | 0,33 |
12 | А (общительность) | 4,65 | 5,00 | -0,46 | 0,65 |
13 | Уровень мотивации достижения успеха | 15,35 | 19,05 | -3,16 | 0,00 |
14 | Уровень мотивации избегания неудач | 13,95 | 15,35 | -1,10 | 0,28 |
N1=20 n2=20
Из 14, рассмотренных показателей только 3 показателя имеют более выраженную статистическую значимость, а именно среди свойств личности и мотивации к успеху младших школьников было выяснено, что у детей, занимающихся спортом более высокие значения общительности, вербальному интеллекту, уровню мотивации к достижению успеха.
-
В группе детей спортивного класса, занимающихся спортом были отмечены значительно более высокие значения такого показателя, как общительность ( t-value=-2,87 , p=0,01) -
В группе детей спортивного класса, были отмечены значительно более высокие значения вербального интеллекта (t-value=-2.57, p=0,01) -
В группе детей спортивного класса, выше уровень мотивации достижения успеха (t-value=-3,16, p=0,0).
Что может говорить о том, что младшие школьники, систематически занимающиеся спортом, в сравнении со школьниками не занимающимися, спортом, более общительные, социально-приспособленные, эмоционально- теплые, веселые.
Для них характерны аффективные переживания, лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений, отзывчивость на происходящие события, имеют выразительную экспрессию, так же характерны сильные колебания настроения.
А так же эти дети имеют более высокие значения по вербальному интеллекту, это говорит о том, что у них хорошо развиты такие функции как, обобщение, выделение частного из общего, широкие интеллектуальные интересы, они легко решают абстрактные задачи.
Дети, занимающиеся спортом, в сравнении с детьми, не занимающимися спортом, имеют более выраженную мотивацию к достижению успеха, то есть они отличаются более сильным стремлением к успеху. Предпочитают в больбшей степени проявлять тенденцию к адекватному уровню притязаний и адекватной самооценке. В силу общего оптимизма, более ориентированны на успех, полнее реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей.
Вывод: сравнительный анализ средних значений показателей по tкритерию Стьюдента показал, что между школьниками, занимающимися и не занимающимися спортом, имеются значимые различия по показателям: общительность, вербальный интеллект, уровень мотивации достижения успеха.
Младшие школьники-спортсмены более общительны, открыты,
доброжелательны, обладают более высоким уровнем вербального интеллекта, развитостью абстрактных форм мышления, ответственностью и более сильным стремлением к успеху.
3.2. Анализ взаимосвязей связей личностных особенностей в группах младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом
Для изучения взаимосвязей личностных особенностей в группах младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, был применен корреляционный анализ Пирсона (приложение 3, рис.1).
Рассмотрим выявленные взаимосвязи сначала в 1 группе (группа школьников, не занимающихся спортом).
________________ прямая связь, положительная корреляция
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __обратная связь, отрицательная корреляция
Рисунок 1. Корреляционные связи личностных свойств в группе младших школьников, не занимающихся спортом Условные обозначения:
B (вербальный интеллект), C (уверенность в себе), D (возбудимость), E (склонность к самоутверждению), F (склонность к риску), G (ответственность), H (социальная смелость), I (чувствительность), O (тревожность), Q3 (самоконтроль), Q4 (нервное напряжение), ИН - мотивация Избегания неудач, ДУ - мотивация Достижение успеха.
Рассмотрим подробнее выявленные в 1 группе (младшие школьники, не занимающиеся спортом) взаимосвязи:
-
фактор С по Кеттелу (уверенность в себе) положительно коррелирует с фактором F (склонность к риску) и отрицательно с фактором O (тревожность). Можно предположить, что чем больше уверенность в себе у младших школьников, не занимающиеся спортом, тем в большей степени для них характерна склонность к риску, и в меньшей степени характерна тревожность. Они могут легче переживать жизненные неудачи, верят в себя, не предрасположены к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствительны к оценкам окружающих. -
фактор Q3 по Кеттелу (самоконтроль) положительно коррелирует с фактором G (ответственность) и отрицательно- с фактором D (возбудимость) и с фактором E (склонность к самоутверждению). Вероятно, что чем выше самоконтроль у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), тем в большей степени для них характерно чувство ответственности и обязательности, целеустремленности. И тем в меньшей степени они характеризуются повышенной возбудимостью и не имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым. -
фактор G по Кеттелу (ответственность) отрицательно коррелирует с фактором D (возбудимость). Вероятно, что чем выше ответственность у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), тем в меньшей степени они характеризуются повышенной возбудимостью. -
фактор О по Кеттелу (тревожность) отрицательно коррелирует с фактором С (уверенность в себе) и F (склонность к риску). Можно предположить, что чем менее выражена у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом) тревожность, тем они более уверены в себе и отличаются большей энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска. -
показатель «мотивация Достижение успеха» положительно коррелирует с фактором H (социальная смелость). Это говорит о том, что чем больше мотивированности на успех у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), тем выше социальная смелость, то есть они меньше испытывают трудности в общении, легче вступают в контакты. -
показатель «мотивация избегание неудач» отрицательно коррелирует с фактором В (вербальный интеллект). Это говорит о том, что чем больше мотивированность на избегание неудач у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), тем менее развит вербальный интеллект.