Файл: Министерство спорта российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вывод: сравнительный анализ средних значений показателей по tкритерию Стьюдента показал, что между школьниками, занимающимися и не занимающимися спортом, имеются значимые различия по показателям: общительность, вербальный интеллект, уровень мотивации достижения успеха.

Младшие школьники-спортсмены более общительны, открыты,

доброжелательны, обладают более высоким уровнем вербального интеллекта, развитостью абстрактных форм мышления, ответственностью и более сильным стремлением к успеху.

2.3. Статистические методы обработки полученных данных



Для статистической обработки данных использовались прикладные программы: EXCEL и статистическая программа STATISTIKA 6.0. обработка включала следующие виды анализа:

  • Для сравнения средних значений и определения их значимости использовался t-критерий Стьюдента.

Цель: оценка статистически достоверных различий средних значений показателей характеристик личности младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.

  • Для выявления корреляционных взаимосвязей и последующего их

сравнения использовался анализ Пирсона.

Цель: сравнительный анализ структуры личностных особенностей в группах школьников занимающихся и не занимающихся спортом.

  • Факторный анализ для изучения структуры личностных особенностей. Цель: анализ корреляционных взаимосвязей, связей личностных свойств младших школьников, занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
















Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Описание значимых различий в личностных особенностях младших школьников, занимающихся спортом и не занимающихся спортом



Для выявления различий свойств личности младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, был использован метод сравнения средних значений (Т-критерий Стьюдента), результаты которого отражены в таблице
1 (приложение 2).

Таблица 1

Значимые различия свойств личности и мотивации младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.



Показатели

Ср.значения

t-value

p

общеобраз.

спорт.

1

А (общительность)

5,55

7,35

-2,87

0,01

2

B (вербальный интеллект)

7,30

8,60

-2,57

0,01

3

C (уверенность в себе)

5,50

4,55

1,34

0,19

4

D (возбудимость)

3,55

4,75

-1,51

0,14

5

E (склонность к самоутверждению)

5,05

3,90

1,81

0,08

6

F (склонность к риску)

6,70

6,00

1,04

0,30

7

G (ответственность)

4,90

6,25

-1,97

0,06

8

H (социальная смелость)

5,95

5,65

0,46

0,65

9

I (чувствительность)

5,10

4,85

0,31

0,76

10

O (тревожность)

3,85

4,90

-1,34

0,19

11

Q3 (самоконтроль)

5,10

4,35

0,99

0,33

12

А (общительность)

4,65

5,00

-0,46

0,65

13

Уровень мотивации достижения успеха

15,35

19,05

-3,16

0,00

14

Уровень мотивации избегания неудач

13,95

15,35

-1,10

0,28


N1=20 n2=20

Из 14, рассмотренных показателей только 3 показателя имеют более выраженную статистическую значимость, а именно среди свойств личности и мотивации к успеху младших школьников было выяснено, что у детей, занимающихся спортом более высокие значения общительности, вербальному интеллекту, уровню мотивации к достижению успеха.

  • В группе детей спортивного класса, занимающихся спортом были отмечены значительно более высокие значения такого показателя, как общительность ( t-value=-2,87 , p=0,01)

  • В группе детей спортивного класса, были отмечены значительно более высокие значения вербального интеллекта (t-value=-2.57, p=0,01)

  • В группе детей спортивного класса, выше уровень мотивации достижения успеха (t-value=-3,16, p=0,0).

Что может говорить о том, что младшие школьники, систематически занимающиеся спортом, в сравнении со школьниками не занимающимися, спортом, более общительные, социально-приспособленные, эмоционально- теплые, веселые.

Для них характерны аффективные переживания, лабильность, богатство и яркость эмоциональных проявлений, отзывчивость на происходящие события, имеют выразительную экспрессию, так же характерны сильные колебания настроения.

А так же эти дети имеют более высокие значения по вербальному интеллекту, это говорит о том, что у них хорошо развиты такие функции как, обобщение, выделение частного из общего, широкие интеллектуальные интересы, они легко решают абстрактные задачи.

Дети, занимающиеся спортом, в сравнении с детьми, не занимающимися спортом, имеют более выраженную мотивацию к достижению успеха, то есть они отличаются более сильным стремлением к успеху. Предпочитают в больбшей степени проявлять тенденцию к адекватному уровню притязаний и адекватной самооценке. В силу общего оптимизма, более ориентированны на успех, полнее реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей.

Вывод: сравнительный анализ средних значений показателей по tкритерию Стьюдента показал, что между школьниками, занимающимися и не занимающимися спортом, имеются значимые различия по показателям: общительность, вербальный интеллект, уровень мотивации достижения успеха.

Младшие школьники-спортсмены более общительны, открыты,


доброжелательны, обладают более высоким уровнем вербального интеллекта, развитостью абстрактных форм мышления, ответственностью и более сильным стремлением к успеху.



3.2. Анализ взаимосвязей связей личностных особенностей в группах младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом

Для изучения взаимосвязей личностных особенностей в группах младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, был применен корреляционный анализ Пирсона (приложение 3, рис.1).

Рассмотрим выявленные взаимосвязи сначала в 1 группе (группа школьников, не занимающихся спортом).




________________ прямая связь, положительная корреляция

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __обратная связь, отрицательная корреляция


Рисунок 1. Корреляционные связи личностных свойств в группе младших школьников, не занимающихся спортом Условные обозначения:

B (вербальный интеллект), C (уверенность в себе), D (возбудимость), E (склонность к самоутверждению), F (склонность к риску), G (ответственность), H (социальная смелость), I (чувствительность), O (тревожность), Q3 (самоконтроль), Q4 (нервное напряжение), ИН - мотивация Избегания неудач, ДУ - мотивация Достижение успеха.

Рассмотрим подробнее выявленные в 1 группе (младшие школьники, не занимающиеся спортом) взаимосвязи:

  • фактор С по Кеттелу (уверенность в себе) положительно коррелирует с фактором F (склонность к риску) и отрицательно с фактором O (тревожность). Можно предположить, что чем больше уверенность в себе у младших школьников, не занимающиеся спортом, тем в большей степени для них характерна склонность к риску, и в меньшей степени характерна тревожность. Они могут легче переживать жизненные неудачи, верят в себя, не предрасположены к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствительны к оценкам окружающих.

  • фактор Q3 по Кеттелу (самоконтроль) положительно коррелирует с фактором G (ответственность) и отрицательно- с фактором D (возбудимость) и с фактором E (склонность к самоутверждению). Вероятно, что чем выше самоконтроль у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), тем в большей степени для них характерно чувство ответственности и обязательности, целеустремленности. И тем в меньшей степени они характеризуются повышенной возбудимостью и не имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым.

  • фактор G по Кеттелу (ответственность) отрицательно коррелирует с фактором D (возбудимость). Вероятно, что чем выше ответственность у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), тем в меньшей степени они характеризуются повышенной возбудимостью.

  • фактор О по Кеттелу (тревожность) отрицательно коррелирует с фактором С (уверенность в себе) и F (склонность к риску). Можно предположить, что чем менее выражена у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом) тревожность, тем они более уверены в себе и отличаются большей энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска.

  • показатель «мотивация Достижение успеха» положительно коррелирует с фактором H (социальная смелость). Это говорит о том, что чем больше мотивированности на успех у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), тем выше социальная смелость, то есть они меньше испытывают трудности в общении, легче вступают в контакты.

  • показатель «мотивация избегание неудач» отрицательно коррелирует с фактором В (вербальный интеллект). Это говорит о том, что чем больше мотивированность на избегание неудач у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), тем менее развит вербальный интеллект.