ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из таблицы 3 видно, что образовалось три значимых фактора, совокупно объясняющих 54% суммарной доли дисперсии.
В первый фактор, объясняющий 21% доли суммарной вошли
следующие характеристики: с одной стороны - D (возбудимость) = (0,54), О тревожность = (0,87), Q4 (нервное напряжение) = (0,85), а с другой стороны – G (ответственность) = (-0,52), H (социальная смелость) = (-0,70), наибольшую нагрузку имеет показатель О тревожность = (0,87), соответственно он является ядром фактора. Фактор свидетельствует о том, что для респондентов 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом) характерна тревожность, озабоченность настроением. Наличие тревожности в поведении младших школьников, занимающиеся спортом, наверное, можно объяснить наличием в их жизни соперничества во всех сферах, желанием быть первыми, что не всегда удается. Фактор может быть назван «Высокая тревожность».
Во второй фактор, объясняющий 20% доли суммарной, вошли следующие характеристики: на одном полюсе - G (ответственность) = (0,45), I (чувствительность)= (0,61), Q3 (самоконтроль) = (0,78), а на другом - Д
(возбудимость) = (-0,41), E(склонность к самоутверждению) = (-0,68), F (склонность к риску) = (-0,87). Наибольшую нагрузку имеет показатель F(склонность к риску) = (-0,87), соответственно он является ядром фактора. Фактор свидетельствует о том, что для респондентов 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом) характерны ответственность, трезвость и серьезность в своем подходе к жизни. Фактор можно назвать
«Практичность и осторожность в жизненных вопросах»
В третий фактор, объясняющий 13% доли суммарной вошли следующие характеристики: с одной стороны - C (уверенность в себе) = (0,73), уровень мотивации достижения успеха = (0,44), а с другой уровень мотивации избегания неудач = (-0,66). Наибольшую нагрузку имеет показатель C (уверенность в себе) = (0,73), соответственно он является ядром фактора. Фактор свидетельствует о том, что респондентам 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом)) свойственны следующие особенности: уверенность в себе, спокойствие, стабильность, лучшая подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Фактор можно назвать
«Эмоциональная зрелость и хорошая приспособленность».
Вывод: по результатам факторного анализа во 2 группе респондентов (младшие школьники, занимающиеся спортом) была получена следующая картина: в структуре личностных особенностей респондентов данной группы выявились следующие факторы: «Практичность и осторожность в жизненных вопросах», «Эмоциональная зрелость и хорошая приспособленность», «Высокая тревожность».
Итоговый вывод: сравнивая результаты факторного анализа в обеих группах респондентов, можно отметить специфику выявленных симптомокомплексов: в группе младших школьников, не занимающиеся спортом - это в большей степени, непринужденность и смелость в общении, организованность и самоконтроль, а в группе младших школьников, занимающиеся спортом - это практичность и осторожность в жизненных вопросах, высокая тревожность. В тоже время для обеих групп респондентов характерна эмоциональная зрелость и хорошая приспособленность.
Выводы
Анализ полученных данных исследования, позволяет представить следующие выводы:
1. Данные, полученные с помощью сравнительного анализа, подтвердили исследовательскую гипотезу, о том, что младшие школьники, регулярно занимающиеся спортом, имеют более выраженную мотивацию к успеху, более общительны, обладают более высоким уровнем интеллекта. В частности было выявлено, что:
Между младшими школьниками, занимающимися и не занимающимися спортом, имеются значимые различия по показателям:
-
общительность, младшие школьники, занимающиеся спортом в сравнении с младшими школьниками, не занимающимися спортом, более общительны, открыты, доброжелательны; -
вербальный интеллект, младшие школьники, занимающиеся спортом в сравнении с младшими школьниками, не занимающимися спортом, обладают более высоким уровнем интеллекта, развитостью абстрактных форм мышления; -
уровень мотивации достижения успеха, младшие школьники, занимающиеся спортом в сравнении с младшими школьниками, не занимающимися спортом, более сильным стремлением к успеху. -
Существует специфика взаимосвязей личностных особенностей младших школьников, занимающихся спортом и не занимающихся спортом.
В ходе корреляционного анализа выявлено, что:
-
у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), наиболее нагруженными оказались показатели самоконтроль (Q3), уверенность (С), тревожность (О). Это характеризует младших школьников, не занимающихся спортом, как личностей организованных, умеющих хорошо контролировать свои эмоции и поведение, уверенных в себе, но с повышенной тревожностью. -
у респондентов 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом), наиболее количество значимых связей обнаруживает фактор G (ответственность), Q4 (нервное напряжение). Это характеризует младших школьников, занимающихся спортом, как личностей с высоким чувством ответственности и обязательности, целеустремленности, добросовестности, аккуратности, но в их поведении присутствует нервное напряжение. -
По результатам факторного анализа в 1 группе респондентов (младшие школьники, не занимающиеся спортом) была получена следующая картина: в структуре личностных особенностей респондентов данной группы выявились следующие факторы: «Высокая организованность и самоконтроль», «Эмоциональная зрелость» «Непринужденность и смелость в общении». -
По результатам факторного анализа во 2 группе респондентов (младшие школьники, занимающиеся спортом) мы получили следующую картину: в структуре личностных особенностей респондентов данной группы выявились следующие факторы: «Практичность и осторожность в жизненных вопросах», «Эмоциональная зрелость», «Высокая тревожность». -
Сравнивая результаты факторного анализа в обеих группах респондентов, можно отметить специфику выявленных симптомокомплексов: в группе младших школьников, не занимающиеся спортом - это в большей степени, непринужденность и смелость в общении, организованность и самоконтроль, а в группе младших школьников, занимающиеся спортом - это практичность и осторожность в жизненных вопросах, высокая тревожность. В тоже время для обеих групп респондентов характерна эмоциональная зрелость и хорошая приспособленность.
Заключение
Современное общество переживает период глубоких социально экономических преобразований, которые несомненно затрагивают и школу, ставя перед ней новые задачи. Одной из важнейших задач является воспитание каждого школьника как активной самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью, способной творчески мыслить и действовать.
Исследовав психологические особенности младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, было еще раз доказано, что занятия спортом во многом определяет формирование личности младших школьников. Обоснованная и правильно организованная спортивная деятельность благотворно влияет на развитие таких качеств младших школьников, занимающихся спортом, как общительность, высокий уровень интеллекта, и создает необходимые условия для развития более выраженной мотивации к успеху,
Результаты исследования могут быть полезны не только для дальнейшей научной работы в этом направлении, но и для практиков. Прежде всего, это относится к практикам образования – самим учащимся и их родителям, и учителям.
Результаты проведенного исследования личности младших школьников, занимающихся спортом, свидетельствуют о значительных преимуществах, которые в плане развития личности и направленности к успеху может дать спортивная деятельность.
Таким образом, выполнены цели и задачи, поставленные в начале исследования, и подтвердилась правомерность выдвинутой гипотезы.
III. БИБЛИОГРАФИЯ
-
Блонский П.П. Педология./ Под редакцией В.А.Сластёниной. – М.: Владос, 1999. -
Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., Воронеж,1997. -
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. 2-е изд.—М.: «Академия», 2004. -
Горбунов Г.Д.Психопедагогика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1986. -
Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС,1999. -
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 1987. -
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1980. -
Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методика развития. – М.: Терра – спорт, 2000. -
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – Учебник для институтов физической культуры. – М., 1991. -
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: 1984. -
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 1976. -
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. -
Митина Л.М., Коряков Ю.А., Шавырина Т.В. Личность и профессия. – М.: «Академия», 2005. -
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1987. -
Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. -
Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Владос, 2001. -
Немов Р.С. Психология. Кн.3 – М.: Владос, 2001. -
Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. – М.:Просвещение, 1986. -
Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. -
Платонов В.Н. Психология: Учебник для ИФК. / Под редакцией Мельникова В.М. – М., 1987. -
Психология физического воспитания и спорта./ Под редакцией Т.Т.Джамагарова и А.Ц.Пуни.- М.: Физкультура и спорт, 1979. -
Пуни А.Ц. Психологическая подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1969. -
Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. – М.: Физкультура и спорт, 1973. -
Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академический проект, 2004. -
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов Н/Д: Феникс, 2003. -
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, - М.,1999. -
Урунтаева Г.А., Абронькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.,1995 (289). -
Ускова Т.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. М.-Академический Проект, 2004. -
Уэйнберг Р.С., Гоулу Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. -
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Учпедгиз, 1960.