ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вывод: у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом), наиболее нагруженными оказались показатели самоконтроль (Q3), уверенность (С), тревожность (О). Это характеризует школьников, не занимающихся спортом, как личностей организованных, умеющих хорошо контролировать свои эмоции и поведение, уверенных в себе, но с повышенной тревожностью.
Далее, рассмотрим выявленные взаимосвязи во 2 группе (младшие школьники, занимающиеся спортом)
________________ прямая связь, положительная корреляция
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ обратная связь, отрицательная корреляция
Рисунок 2. Корреляционные связи личностных свойств в группе младших школьников, занимающиеся спортом
Условные обозначения:
B (вербальный интеллект), C (уверенность в себе), D (возбудимость), E (склонность к самоутверждению), F (склонность к риску), G (ответственность), H (социальная смелость), I (чувствительность), O (тревожность), Q3 (самоконтроль), Q4 (нервное напряжение), ИН - мотивация Избегания неудач, ДУ - мотивация Достижение успеха
Рассмотрим подробнее выявленные во 2 группе (младшие школьники, занимающихся спортом) взаимосвязи:
-
фактор F по Кеттелу (склонность к риску) положительно коррелирует с E (склонность к самоутверждению). Можно предположить, что чем больше склонность к риску у младших школьников, занимающихся спортом, тем в большей степени для них характерны: склонность к самоутверждению, стремление к лидерству и доминированию. -
фактор E по Кеттелу (склонность к самоутверждению) положительно коррелирует с фактором D (возбудимость). Вероятно, что чем выше склонность к самоутверждению у респондентов 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом), тем в большей степени они характеризуются повышенной возбудимостью. -
фактор Q4 по Кеттелу (нервное напряжение) положительно коррелирует с фактором O (тревожность) и отрицательно с фактором H (социальная смелость). Вероятно, что чем выше нервное напряжение у респондентов 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом), тем в большей степени они характеризуются повышенной тревожностью и в меньшей степени социальной активностью. -
фактор G по Кеттелу (ответственность) отрицательно коррелирует с
фактором D (возбудимость) и с фактором E (склонность к самоутверждению). Вероятно, что чем выше ответственность у респондентов 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом), тем в меньшей степени они характеризуются повышенной возбудимостью и не имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым.
-
фактор Q3 по Кеттелу (самоконтроль) отрицательно коррелирует с фактором F (склонность к риску). Вероятно, что чем выше самоконтроль у респондентов 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом), тем в меньшей степени они склонны к риску.
Вывод: можно заключить, что среди рассмотренных взаимосвязей у респондентов 2 группы (младшие школьники, занимающиеся спортом), наибольшее количество значимых связей обнаруживает фактор G (ответственность), Q4 (нервное напряжение). Это характеризует младших школьников, занимающихся спортом, как личностей с высоким чувством ответственности и обязательности, целеустремленности, добросовестности, аккуратности, но в их поведении присутствует нервное напряжение.
Итоговый вывод: младшие школьники, занимающихся спортом от респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом) отличаются наличием, такого качества, как чувство ответственности. В то время, как младшие школьники, не занимающиеся спортом, отличаются от младших школьников, занимающиеся спортом, наличием таких качеств, как самоконтроль и уверенность в себе.
3.3. Изучение структуры личностных особенностей в группах младших школьников занимающихся и не занимающихся спортом
Для более полного и качественного понимания структуры личностных особенностей в группах младших школьников, занимающихся и не занимающихся спортом, был применен факторный анализ (таблица 2,3).
Таблица 2.
Факторное отображение структуры личностных особенностей школьников, не занимающихся спортом
| Factor 1 | Factor 2 | Factor 3 |
А | 0,03 | 0,57 | -0,13 |
B | -0,29 | -0,48 | -0,07 |
C | -0,02 | 0,89 | -0,10 |
D | -0,78 | 0,02 | 0,32 |
E | -0,57 | -0,05 | -0,01 |
F | -0,48 | 0,70 | 0,10 |
G | 0,80 | -0,15 | 0,19 |
H | 0,22 | 0,10 | 0,76 |
I | 0,04 | 0,30 | -0,71 |
O | 0,08 | -0,84 | -0,19 |
Q3 | 0,85 | -0,06 | 0,23 |
Q4 | -0,46 | -0,41 | 0,51 |
Уровень мотивации достижения успеха | 0,13 | 0,41 | 0,65 |
Уровень мотивации избегания неудач | 0,53 | 0,24 | 0,36 |
Expl.Var | 3,15 | 3,07 | 2,17 |
ДОД | 23% | 22% | 15% |
Из таблицы 2 видно, что образовалось три значимых фактора, совокупно объясняющих 60% суммарной доли дисперсии.
В первый фактор, объясняющий 23% доли суммарной дисперсии, вошли следующие характеристики: с одной стороны - Q3(самоконтроль) = (0,85), уровень мотивации избегания неудач = (0,53), а с другой Q4 (нервное напряжение) = (-0,46), - D (возбудимость) = (-0,78), E (склонность к самоутверждению) = (-0,57), F (склонность к риску) = (-0,48), G (ответственность) = (-0,80), наибольшую нагрузку имеет показатель Q3(самоконтроль) = (0,85), соответственно он является ядром фактора. Фактор свидетельствует о том, что у респондентов 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом) отмечены следующие особенности: организованность, умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение.
Фактор может быть назван «Высокая организованность и самоконтроль».
Во второй фактор, объясняющий 22% доли суммарной дисперсии, вошли следующие характеристики: на одном полюсе - А (общительность) = (0,57), С (уверенность в себе) = (0,89), Q4 (нервное напряжение) = (0,41) уровень мотивации достижения успеха = (0,41), а на другом полюсе - O (тревожность) = (-0,84), В (вербальный интеллект) = (-0,48). Наибольшую нагрузку имеет С (уверенность в себе) = (0,89), соответственно он является ядром фактора. Фактор свидетельствует о том, что респондентам 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом) свойственны следующие особенности: уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность. Фактор может быть назван «Эмоциональная зрелость и хорошая приспособленность».
В третий фактор, объясняющий 15% доли суммарной дисперсии вошли следующие характеристики: с одной стороны - H (социальная смелость)= (0,76), Q4 (нервное напряжение) = (0,51), уровень мотивации достижения успеха = (0,65), а с другой стороны - E (склонность к самоутверждению = (-0,57), I (чувствительность) = (-0,71), наибольшую нагрузку имеет показатель социальная смелость = (0,76), соответственно он является ядром фактора. Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка с взрослыми (родителями и учителями). Фактор свидетельствует о том, что респондентам 1 группы (младшие школьники, не занимающиеся спортом) свойственны непринужденность и смелость в общении, они легко вступают в контакт со взрослыми. Кроме этого, они любят часто находиться на виду, не стесняются публичных выступлений. Фактор может быть назван
«Непринужденность и смелость в общении».
Вывод: по результатам факторного анализа в 1 группе респондентов (младшие школьники, не занимающиеся спортом) были получены результаты: в структуре личностных особенностей респондентов данной группы выявились следующие факторы: «Высокая организованность и самоконтроль», «Эмоциональная зрелость и хорошая приспособленность», «Непринужденность и смелость в общении».
Далее рассмотрим результаты факторного анализа во 2 группе респондентов (младшие школьники, занимающиеся спортом).
1 2 3 4 5 6 7
Таблица 3. Факторное отображение структуры личностных особенностей младших школьников, занимающихся спортом
| Factor 1 | Factor 2 | Factor 3 |
А | -0,21 | 0,12 | 0,38 |
B | 0,06 | -0,01 | -0,35 |
C | 0,20 | 0,24 | 0,73 |
D | 0,54 | -0,41 | -0,28 |
E | 0,25 | -0,68 | -0,02 |
F | -0,12 | -0,87 | -0,15 |
G | -0,52 | 0,45 | 0,36 |
H | -0,70 | 0,04 | 0,03 |
I | 0,01 | 0,61 | 0,08 |
O | 0,87 | -0,04 | 0,01 |
Q3 | -0,06 | 0,78 | -0,26 |
Q4 | 0,85 | 0,03 | 0,12 |
Уровень мотивации достижения успеха | -0,41 | -0,28 | 0,44 |
Уровень мотивации избегания неудач | -0,21 | 0,34 | -0,66 |
Expl.Var | 2,91 | 2,84 | 1,76 |
ДОД | 21% | 20% | 13% |