Файл: Организация кассовой работы в банке (ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАССОВОГО АППАРАТА БАНКА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАССОВОГО АППАРАТА БАНКА
1.1 Понятие кассовых операций банка
1.2 Организация работы кассового аппарата
2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКА
2.1 Общие требования к оформлению кассовых документов
2.3 Порядок выдачи наличных из кассы банка
2.4 Осуществления кассовых операций с применением платежных карт
На бланках строгой отчетности оформляются квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее-документы), предназначенные для осуществления наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению.
Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 5 - 6 настоящего Положения:
- наименование документа, шестизначный номер и серия;
- наименование и организационно-правовая форма - для организации;
- фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - другого органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
- вид услуг;
- стоимость услуг в денежном выражении;
- размер оплаты наличными и (или) с использованием платежной карты;
- дата расчета и составления документа;
- должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за операцию и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация (индивидуальный предприниматель) имеет право добавить документ.
Форма документа изготавливается методом печати или формируется с использованием автоматизированных систем.
Форма документа, сделанные типографским способом, должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, местонахождение, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти уполномочены утверждать формы бланков документов, используемых при оказании услуг населению, то такие федеральные органы исполнительной власти утверждают эти формы бланков документов для наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать сведения, установленные Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Если необходимо исключить из формы бланка документа реквизитов, предусмотренных подпунктами "" - "а" пункта 3 настоящего Положения, бланки бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждениями кино и кинопроката, театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями и зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха), в том числе услуг выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культуры и спорта (проведение спортивных и зрелищных мероприятий), а также услуг по использованию парковок (парковочных мест) на платной основе утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Перечень сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов.
Формы бланков документов, утвержденных в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего положения, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями оказание населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены.
При заполнении формы документа, одновременное выполнение не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:
- нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения устанавливать иной порядок заполнения формы документа;
- все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа, все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде (пункт 8 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 им).
Нанесение серии и номера на фирменный бланк документа, изготовленного способом печати, осуществляется изготовителем фирменного бланка. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера поставить на копию (отрывные части) бланка документа, оформленного в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.
Форма документа должна быть заполнена четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они были заполнены.
Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения формы документа и выпуска документа должны быть предусмотрены следующие требования:
- автоматизированная система должна быть защищена от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с форма документа не менее 5 лет;
- при заполнении формы документа и выдаче документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его формы.
Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны предоставлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.
Учет бланков документов, изготовленных печатным способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованные и подписанное руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также печатью (штампом).
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручается получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием денежных средств от населения согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов.
Формы документов, поступившие в организацию (индивидуальному предпринимателю), принимаются работником, указанным в пункте 14 настоящего положения, в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Приемка производится в день поступления бланков документов. В соответствии приемке фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т. д.) проверяется, и составляется акт приема бланков документов. Акт, утвержденный руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), является основанием для принятия бланков документов на регистрацию по указанному сотруднику.
Бланки документов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их повреждение и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опечатаны.
Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации денежных средств в кассе.
При наблюдении за правильное использование бланков документов, наличие печати организации (индивидуального предпринимателя) и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) или индивидуального предпринимателя на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных книжек с квитанциями (выброшенные форм), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешков документов), суммы, отраженные в зарегистрированном кассовой книги.
Упакованные в герметичные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы полученных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, сделанные комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются неполные или испорченные бланки документов.
В случае применения документов наличные расчеты и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники осуществляются в следующем порядке:
- при оплате услуг наличными уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
- заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии таких сведений);
- получает деньги от клиента;
- называет сумму полученных денег и размещает их отдельно перед клиентом;
- подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
- называет сумму сдачи и отдает ее клиенту вместе с документом, при этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;
- при оплате услуг с использованием платежной карты уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):
- получает платежную карту от клиента;
- заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи (при наличии таких сведений);
- вставляет платежную карту в устройство для считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карточке;
- подписывает документ (при наличии места для личной подписи);
- возвращает клиенту платежную карту вместе с документом и документом, подтверждающим проведение операции с использованием платежной карты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кассовые операции коммерческих банков не только в приеме и выдаче наличных денег. Как известно, коммерческие банки являются основным звеном банковской системы государства. Под руководством Центрального банка, банки организуют и регулируют денежный оборот. При этом основной является организация безналичного денежного оборота.
Однако на уровне расчетов предприятий с населением, а также отдельных физических лиц доминирующую роль, в силу своей распространенности, приобретают расчеты наличными деньгами. Большинство из них осуществляются без посредничества коммерческих банков, но в конечном итоге конечной точкой движения денежных средств является касса банка.
Таким образом, банк связывает наличный безналичный оборот и осуществляет контроль за кассовыми операциями своих клиентов. Это способствует организации денежного оборота.
Кроме того, через систему коммерческих банков осуществляется денежная эмиссия и обратный процесс - вывод денег из обращения.
В результате основной функцией кассовых операций банков является содействие Центрального банка в реализации денежно-кредитной политики государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115.
2. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
3. Банковское дело. Под редакцией Коробовой Г.Г., М.: Финансы м инвестиции, 2017 г,- № 1.
4. Банковский менеджмент / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2016.
5. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2015.
6. Банковское дело: Экспресс-курс / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2016.
7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, - 2015. 652 с.
8. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2017 г.
9. Богданкевич О.А. Организация деятельности коммерческих банков. М.: ТетраСистемс, 2015.
10. Варламова Т.П. Валютные операции. Учебное пособие. М.: ИТК Дашков и К. – 2016. 272 с.