Файл: Направлений институциональной теории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ 5. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ


В предыдущих лекциях нами были затронуты наиболее общие вопросы воз­никновения, дифференциации и функционирования экономических институтов. Теперь стоит более подробно ознакомиться с основными институциональными теориями, которые сформировались на сегодняшний день в экономической науке. Каждая из них имеет свою точку зрения на функционирование экономических ин­ститутов и во многом дополняет одна другую.

В следующих разделах нами будут рассмотрены главные черты четырех наиболее распространенных направлений институциональной экономики: теория агентских отношений, поведенческая и эволюционная теории и теория прав собст­венности. Основные положения трансакционной теории Р.Коуза и институцио­нальной теории трансакционных издержек О.Уильямсона были рассмотрены нами в лекциях 3 и 4. Все перечисленные теории позволяют рассматривать эффектив­ность взаимодействия агентов в рамках любого экономического института, что придает им некоторую степень универсальности. В конце лекции мы оценим вклад каждого из названных направлений в институциональную науку. Применение дан­ных теорий для объяснения функционирования тех или иных экономических ин­ститутов будет разобрано в соответствующих разделах курса. Теория обществен­ного выбора в связи с ее специфичностью будет подробно изложена в лекции 8, посвященной институту государства.

  1. ТЕОРИЯ АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Теория агентских отношений возникла в 70-х годах XX в. Ее наиболее яр­кими представителями являются С. Росс, Дж. Мирлис и Дж. Стиглиц. Краеуголь­ным камнем данной теории является так называемая проблема «принципал- агент», которая сводится к существованию информационной асимметрии между заказчиком, каких-либо действий (принципалом) и их исполнителем (агентом). В этом смысле данную теорию можно рассматривать как вариант развития теории информации разработанной Кеннетом Эрроу.

  1. Проблема информационной асимметрии.

Суть проблемы «принципал-агент» состоит в том, что в большинстве случа­ев заказчик обладает меньшим объемом информации о характере сделки и значимых условиях ее выполнения, чем непосредственный исполнитель. За­казчик имеет явно выраженную проблему и общее представление о способах ее решения, однако все детали и тонкости работы досконально известны лишь испол­нителю, так как именно он обладает специализированными знаниями, необходи­мыми для практических действий. Обращаясь к зубному врачу, мы не можем во всех подробностях оценить его действия и вынуждены довериться его компетент­ности. Точно также мы полагаемся на мнение юриста, когда нам приходится ре­шать вопросы правового характера и т.д. Таким образом, информационная асим­метрия (неравномерное распределение информации между принципалом и аген­том) приводит к ослаблению возможностей контроля над исполнителем. В резуль­тате -
агент получает возможность манипулировать действиями принципала.

Формализуя сказанное, можно отметить, что Итоговый результат действий (Q) агента (А), порученных ему принципалом (Р) - есть функция от усилий агента (E) и случайных обстоятельств (V):

Q=f(E,V)1,

при этом E - это функция от личных качеств агента (P), эффективности контроля (С) и стимулирования (S):

E =f(P,C,S)

Когда издержки контроля или необходимость стимулирования становятся значительными относительно итогового результата (Q), этот результат становится зависимым от личных качеств агента (P) и разнообразия случайных обстоятельств (V).

Контроль за вкладом агента может быть затруднен, с одной стороны, за счет сложности процесса исполнения задания или невозможности его прямого наблю­дения (творчество), а с другой стороны - за счет сильного влияния на результат случайных обстоятельств. Так, в сельском хозяйстве достаточно сложно оценивать деятельность агронома, так как работа его достаточно специфична и поэтому над­зор за процессом затруднен информационной асимметрией. В то же время контро­лировать конечный результат деятельности также проблематично, так как он во многом зависит не только от вклада агронома в производство, но и от случайных переменных, особенно от погодных условий.

  1. Последствия информационной асимметрии

В данном случае принципал (директор хозяйства) попадает в одну из сле­дующих ситуаций: негативного отбора, «морального риска» или вымогатель­ства.

Негативный отбор возникает на этапе принятия решения. В примере с аг­рономом, негативный отбор может быть связан с проблемой приема его на работу. Работодатель не всегда четко представляет себе методы оценки знаний и умений специалиста. Поэтому определение реального уровня квалификации работника может быть чрезвычайно сложным. Раз это так, то с одними и теми же издержками (уровнем будущей заработной платы) он может принять на работу как профессио­нала, так и дилетанта в агрономии. Естественно, что работодатель быстрее догово­риться о размере заработной платы с дилетантом, чем с профессионалом, так как последний будет требовать более высокой оплаты труда. Следовательно, в услови­ях асимметричности информации может проявляться негативный отбор, ведущий к принятию

преимущественно неблагоприятных решений.

«Моральный риск» возникает в каждом случае, когда принципал вынуж­ден полагаться на агента, не обладая при этом достаточной информацией о его по­ведении и факторах, от которых оно зависит. В этом случае у агента появляется, по крайней мере, два рода возможностей воспользоваться сложившимися обстоятель­ствами.

Во-первых, - это «отлынивание», при котором принципал не может кон­тролировать уровень усилий агента при выполнении задания и у последнего возни­кает стимул уменьшить интенсивность труда. Особенно актуальны вопросы «от­лынивания» при рассмотрении командной работы, когда вклад каждого из участ­ников не может быть четко определен. Выполнение задания каждого агента зави­сит не только от его личного вклада, но и от вклада других агентов, что рождает возможности перекладывания ответственности на плечи других лиц. Кроме того, работа каждого субъекта группы сопряжена с определенными обстоятельствами (техническими, конъюнктурными, природными), благоприятно или негативно ска­зывающимися на результатах труда, что дает дополнительные возможности для отлынивания. Плохая телефонная связь, сбой в работе компьютера, пробки на до­рогах, медлительность партнеров по сделке, «этические соображения» - вот лишь краткий перечень стандартных объяснений задержек в выполнении работы, про­верка которых достаточно затруднительна и часто не эффективна.

Во-вторых, - это «недобросовестность» агента, который, пользуясь асим­метрией информации, может в процессе выполнения задания получать односто­ронний выигрыш и (или) увеличивать издержки принципала. Наблюдая за деятель­ностью салонов автосервиса, можно с уверенностью говорить, что некоторые мас­тера (агенты) имеют возможность получать односторонние квазиренты от своей деятельности. Как правило, они имеют возможность повышать свою квалифика­цию за счет средств владельцев автосервиса (принципала). Помимо этого, они имеют возможность прямого общения с клиентами. Все это приводит к вероятно­сти того, что рабочие будут ремонтировать машины клиентов станции в домашних ремонтных мастерских и получать дополнительный заработок, неконтролируемый, но в значительной степени, оплачиваемый принципалом.

Недобросовестность агентов проявляется не только в рамках фирмы, но и в рыночных отношениях и взаимодействии государства и экономических агентов. Так, таможенные органы в 2000 году столкнулись с проблемой определения к ка­кому виду относится мясо птицы, провозимое через таможню РФ. Пошлина на ку­риное мясо составляла 30%, а на индюшиное - 15%. Отличить же одно мясо от
другого рядовые таможенники не могли, что приводило к возможности манипули­рования фирмами, ввозившими куриное мясо размером таможенной пошлины.

Третья возможная проблема асимметрии информации связана с ситуацией прямого вымогательства агентом у принципала каких-либо привилегий. Она воз­никает в случае, если агент выполняет важную миссию, неисполнение которой приводит к резкому падению эффективности или полезности деятельности заказ­чика. Пользуясь своей властью над принципалом, своей «незаменимостью», агент может требовать увеличения доходов, создания вольготных условий труда, гаран­тий на случай увольнения и пр.

  1. Способы снижения негативного влияния информационной асимметрии

Теория агентских отношений предлагает несколько способов решения проблемы «принципал-агент», которые представляют собой попытку побу­дить агента действовать в интересах принципала. Все их можно разделить на три условные группы. Как следует из функции личного вклада агента в результат работы (Е), этот вклад можно увеличить:

а) с помощью усиления контроля над агентом;

б) с помощью усиления стимулов к эффективной работе агента;

в) при комбинации первых двух способов.

5.1.3.1. Усиление контроля над агентом. Следует отметить, что любой из перечисленных способов воздействия на индивида влечет за собой рост издержек. Что касается контроля, то обеспечить оптимальную эффективность работы агента может только постоянный надзор за ним со стороны лица, нанятого принципалом, и обладающего такими же глубокими знаниями о работе агента, как и сам этот агент, кроме того, он должен обладать недюжими способностями психоаналитика, чтобы выявлять искренность намерений агента. В результате издержки на надзор резко возрастают и могут не окупаться повышением эффективности работы агента. В высшей степени расточительно со стороны принципала поставить к каждому ра­бочему на автомобильном конвейере отдельного надзирателя, учитывая и то, что самих надзирателей тоже необходимо контролировать.

Прямой контроль над процессом и вовсе может быть недоступен в случае, если этот процесс нельзя наблюдать. Характерной в этой связи является умствен­ная деятельность. Любая работа, связанная с творческой деятельностью, создает ограничения на прямое наблюдение. Таким образом, существенные затраты на надсмотрщиков, высокие требования к их компетенции, недоступность прямого наблюдения делают неэффективным или невозможным прямой надзор за процес­сом труда агента, особенно в тех случаях, когда работа носит достаточно специфи­ческий характер.


Для повышения эффективности контроля можно применять выборочный надзор. В этом случае сокращается число контролирующих лиц, так как каждое из них может наблюдать за работой нескольких агентов. Он применим, если труд агента носит неспецифический характер и легко наблюдаем. Данная форма кон­троля за процессом позволяет решать возникающие проблемы, не дожидаясь окон­чательных результатов работы, что придает ей большую гибкость и возможность чутко отслеживать изменения ситуации. Кроме того, присутствие надзирателя соз­дает внешнюю мотивацию агента, что делает его труд более эффективным при от­сутствии сильных внутренних стимулов к труду. Труд надсмотрщиков в камено­ломнях древнего Египта или на рисовых полях Китая является типичными приме­рами данного вида надзора. В современном мире примерами является труд учите­ля, особенно в начальных классах, работа наставника молодого специалиста на за­воде, ежедневные селекторные совещания на предприятиях.

Надзор за творческой деятельностью или за работой связанной с использо­ванием специфических активов (и предъявляющей повышенные требования к ком­петенции) более эффективно осуществляется с помощью контроля по результа­там труда. Контроль над результатами также может носить полный или выбороч­ный характер. При полном контроле проверяется количество и (или) качество всех итогов деятельности агента, а при выборочном - лишь какой-либо их части. На се­годняшний день данный вид контроля наиболее распространен как во взаимоот­ношениях на рынке, так и внутри иерархических механизмов координации. Усло­вия договора, плановые задания, функционирование ОТК (отдел технического кон­троля), итоговые собрания - все это примеры форм контроля по результатам труда.

Необходимым условием контроля за результатами труда является возмож­ность сравнения полученных результатов с какими-либо плановыми показателями или результатами в схожих видах деятельности. К сожалению, это условие не все­гда удается соблюсти. Основные проблемы при этом - специфичность той или иной деятельности для принципала и разнообразие случайных обстоятельств, воз­действующих на результаты работы. Так, на крупном предприятии, изготавливаю­щем игрушки, гораздо проще контролировать выпуск основной продукции, нежели оценивать результаты работы системного программиста, обеспечивающего функ­ционирование компьютерной сети предприятия. Для директора фирмы програм­мист является более специфическим активом, чем рабочие основного производст­ва, поэтому возникают затруднения с выработкой системы оценки его работы. На­пример, с чем сравнивать его работу, если он на заводе только один? Можно, ко­нечно, привлечь консультанта по вопросам оценки программирования со стороны.