Файл: Направлений институциональной теории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.2. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


  1. Основные положения поведенческой теории

Основоположником поведенческой теории фирмы является американский экономист, лауреат нобелевской премии по экономике 1978 года Герберт Саймон. Как уже отмечалось в первой лекции, Саймон показал, что принятие решений - процесс, зависящий не только от внешнего окружения субъекта, но и от его внут­реннего мира. Среди предпосылок, которые оказывают воздействие на выбор, по­мимо технологических и производственных факторов, имеют значение социальная роль индивида, его мировоззрение и личные качества. При этом под социальной ролью Саймон понимает «некое социальное предписание относительно некоторых, но не всех, предпосылок, которыми должен пользоваться отдельный человек при осуществлении выбора».

Роль, которую играет тот или иной субъект, позволяет очертить круг факто­ров, на которые он должен реагировать тем или иным образом, в соответствии с той социальной функцией, что возложена на него. Так, специалист по сбыту чутко реагирует на изменение конъюнктуры на рынке своего товара, проблемы с опто­выми покупателями и в гораздо меньшей степени интересуется вопросами кадро­вой политики в отделе снабжения. Естественно, что подобная выборочная концен­трация внимания позволяет более эффективно выполнять возложенные на агента функции в мире ограниченной рациональности.

Предпосылка об ограниченной рациональности, под которой понимается не только трудности с получением информации, но и ограниченные возможности ее адекватной переработки так же была введена Г. Саймоном (подробнее об ограни­ченной рациональности см. главу 2).

Еще одна заслуга поведенческой теории состоит в том, что она отвергает принцип максимизации полезности, а говорит о процессе выбора как о поиске удовлетворительного результата. Так как затраты на получение информации и ее переработку достаточно велики, субъекты, как правило, не ищут наиболее под­ходящий вариант решения проблемы, а останавливаются на том из них, который более менее удовлетворяет их интересы. В жаркий день, стоя перед прилавком с сотней различных напитков и не найдя там своего любимого «Айрн-Брю» или ман­гового сока с мякотью, мало кто будет просчитывать все за и против продолжения поиска в других магазинах. Большинство тут же купит некий напиток
, который яв­ляется заменителем напитка Их мечты, то есть примут решение, которое пусть не полностью, но удовлетворяет их желание.

Как уже отмечалось в лекции 2, человек обладает множеством целей, кото­рые структурируются в достаточно устойчивую систему, исходя из ценностных ориентаций человека. Поэтому можно сказать, что поиск удовлетворительного ре­зультата - есть поиск компромисса между всем многообразием потребностей чело­века в сложившихся внешних условиях, а минимизация производственных и тран­сакционных издержек скорее является промежуточной целью экономических аген­тов.

  1. Концепция личных издержек

Изучать воздействие личных устремлений агентов на экономическую дея­тельность более удобно с привычных для экономистов позиций: рассматривая раз­личные виды интересов человека как определенные статьи издержек, которые нужно затратить для реализации того или иного плана действий. Такой подход сводит анализ интересов до достаточно простой и понятной схемы изменения затрат. Если, при каком-либо действии, издержки больше, чем при альтернативном поведении, то это действие менее предпочтительно.


  1. Понятие и классификация личных издержек. В 2000 году авто­ром этой книги было предложено ввести в экономическую теорию понятие «лич­ные издержки» для характеристики потерь в удовлетворенности человека при той или иной деятельности. Было выделено две группы личных издержек (ЛИ) инди­видуумов как экономических агентов. Первая, это личные материальные из­держки (ЛМИ), которые представляют собой потери дохода индивида во всех формах. В современной России именно эти издержки являются наиболее значи­мыми при работе. По данным опроса (2000г.), 72% опрошенных заявили о том, что их доход является одним из определяющих факторов деятельности. Их выделение необходимо с одной стороны, для того чтобы разделить материальные и нематери­альные расходы человека, а с другой стороны, чтобы указать на некорректность заявлений о том, что доход человека непосредственно зависит от его вклада в дея­тельность фирмы или от ее успешной работы. В современных российских условиях часто наблюдается размежевание, отсутствие однонаправленности между целями успешной работы фирмы в целом и целями, связанными с получением личного до­хода ее персонала.

Вторая группа личных издержек — нематериальные издержки или из­держки дискомфорта (ИД). Они представляют собой потерю удовлетворенно­сти при ограничении возможности реализации нематериальных интересов человека в связи с осуществлением той или иной деятельности, либо отсутст­вием таковой.

Чем больше ущемляются интересы человека, тем большие издерж­ки дискомфорта он несет.

Издержки дискомфорта подразделяются на следующие:

  1. Издержки достижения результата (ИДР): издержки ответственности; издержки риска и неопределенности; издержки активности использования знаний и умений, инициативности; издержки интенсивности труда; издержки неустроенности рабо­ты.

  2. Социальные издержки (СИ): издержки ограничения общения; снижение спло­ченности и взаимопонимания в коллективе; принижение своего общественного статуса.

  3. Издержки самооценки (ИС): ограничение свободы, контроль; невозможность самореализации; ограничение стремления к руководству; ущемление собственного достоинства.

  4. Издержки отдыха (ИО): ограничение свободного времени; уменьшение воз­можности общения и заботы о близких людях.

Издержки достижения результата представляют собой нематериальные затра­ты, связанные с необходимостью добиваться намеченных или стоящих перед чело­веком целей. Они базируются на мотивах, способствующих этому процессу.

Во-первых, — это ответственность человека. Она является сильнейшим стиму­лом к деятельности. О выраженности издержек ответственности у персонала рос­сийских фирм можно судить исходя из оценки их респондентами. Только 9% оп­рошенных заявили о важности для себя сохранения или уменьшения данного пока­зателя, что говорит, казалось бы, о малом значении, которое придает ему персонал. Однако беседы с работниками, проводимые автором после опроса, позволяют го­ворить о том, что данные о важности ответственности, а также и риска, приводи­мые респондентами в анкетах, сильно занижены в связи с тем, что обычно люди оценивают эти показатели лишь в рамках конкретной работы, которой они зани­маются. Когда же вопрос касался смены характера работы, увеличения риска поте­ри материальных благ, то подавляющее большинство анкетируемых говорили о резко отрицательном отношении к дополнительной ответственности и риску.
Вторая группа мотивов, влияющая на достижение результата - риск и неопределенность. Эти мотивы характеризуются такими условиями труда, как уверенность в постоянной работе и зарплате, рискованность работы, защищенность, забота фирмы о сотруднике. Уверенность в завтрашнем дне является вторым по степени важности интересом, преследуемым персоналом. По результатам опроса, 64% респондентов называют этот интерес одним из самых важных. Исходя из фактов обыденной жизни, можно утверждать, что большинство людей, при нормальном не кризисном развитии экономической деятельности, склонны настороженно относится к риску и увеличению неопределенности. Подтверждают эту позицию результаты опросов руководящих работников фирм. они утверждают, что при нормальном ходе экономической деятельности большинство руководителей старались снизить риск, откладывая решения или собирая информацию. В то же время, когда речь заходила об отрицательной прибыли предприятия, то руководители становились более склонными к рискованным альтернативам. Исходя из последнего наблюдения, можно заключить, что риск в основном является средством решения стоящих перед человеком проблем.


Следующий интерес, характеризующий рассматриваемую группу издержек, - инициативность, активность использования знаний и умений. Этот мотив проявляется при необходимости применить накопленный человеком опыт для достижения тех или иных целей, а также при поиске новых, нестандартных решений. Около четверти респондентов отметило желание усилить проявление данного интереса в работе, в то время как о важности его снижения говорило не более 2%.

Сходным с предыдущим является мотив интенсивности труда. Но если ини-циативность является качественной характеристикой деятельности, то интенсивность представляет собой количественную. Она показывает напряженность труда в единицу времени. Только 9% респондентов считают важным для себя снижение интенсивности труда.

Большинство людей стремятся работать в достаточно комфортных условиях, которые увеличивают удовлетворенность человека от его труда. Однако в целях реализации других своих интересов люди могут смириться с неустроенностью своей работы. Под неустроенностью работы понимается отсутствие четких знаний о том, что и когда нужно делать, за что отвечать, ненормированность рабочего дня и т.д. Мотивы упорядочивания работы очень близки к мотивам уменьшения неопределенности, но в отличие от вторых являются более узконаправленными и характеризуют внутрифирменные условия работы. О важности размеренности своей работы говорят 17% анкетируемых.

Любая деятельность человека требует от него определенных физических или психологических усилий, что, при прочих равных условиях, можно рассматривать как потерю человеком удовлетворенности, а, следовательно, и как увеличение издержек дискомфорта.

Исходя из приведенной оценки условий труда, лежащих в основе издержек достижения результата, можно утверждать, что в целом у руководства фирм есть достаточно большой запас в использовании потенциала рабочих и служащих. Особенно это касается возможности увеличения интенсивности и инициативности труда. С другой стороны, управляющим структурам следует уделять большее внимание снижению издержек неопределенности и риска.

Вторая группа издержек дискомфорта — социальные издержки. Они представляют собой потери в удовлетворенности человека в такой сфере его жизни, как общение. Проведенный опрос показал, что около 1/3 всех опрошенных считают значимым для себя сдерживание уровня издержек ограничения общения и снижения сплоченности и взаимопонимания в коллективе. Та большая роль, которую играет для человека последний вид нематериальных затрат, подтверждает выводы автора о занижении респондентами оценки важности ответственности и риска, так как говорит о стремлении персонала распределить эти издержки внутри коллектива.


Для большинства населения отшельничество не является целью жизни. Скорее наоборот, человеку необходимо одобрение своих действий со стороны других людей, иначе он чувствует себя отрешенным одиноким. Принижение общественного статуса препятствует занятию работником должного места в иерархии общества. Это в свою очередь порождает потерю ориентиров, нервозность и др. нежелательные проявления человеческой психики. Для характеристики принижения общественного статуса человека автором были проанализированы оценки респондентами таких условий деятельности, как занижение руководством оплаты труда работника, недооценка человека коллективом (руководством), наличие гордости за свой коллектив и уважение со стороны клиентов. Около 12% опрошенных назвали эти условия труда одними из самых значимых.

Ограничение общения и неуважение со стороны других людей стоит относить к важным издержкам деятельности человека, уменьшая которые, он может улучшить свое настроение и поднять жизненный тонус. Для принятия разного рода решений человек нуждается в совете других людей. Это придает уверенность его действиям. Невозможность опереться на чье-либо мнение приводит к чувству неуверенности, что является проявлением увеличения социальных издержек.

Издержки самооценки опираются на ущемление мотивов, дающих человеку возможность самовыражения, проверки своих способностей. Свобода и отсутствие контроля позволяет индивидууму в полной мере использовать свой потенциал. Возможность заниматься интересующим человека делом лежит в основе желания самореализации. Среди опрошенных 39% заявили о высокой важности для них свободы действий, а 37% - о значимости для них возможности самореализации.

Желание карьерного роста и руководства людьми также исходит из потребности индивидуума в самовыражении. Управление персоналом может выступать как самоцель, если она приводит к осознанию человеком своего более высокого общественного статуса, но, с другой стороны, оно может вытекать из стремления к независимости, желания быть самому себе хозяином. Около 1/4 респондентов отмечают возможность повышения в должности как один из основных факторов мотивации.

Чувство собственного достоинства играет важную роль в мотивации индивида. Поддержание собственного достоинства является выражением внутреннего согласия человека, его системы ценностей с теми действиями, которые он осуществляет. К условиям труда, выражающим издержки ущемления собственного достоинства, относятся зависимость достатка семьи от дохода работника и моральная ответственность за коллектив. 26% опрошенных заявили о необходимости увеличения доли своих доходов в достатке семьи как об одной из приоритетных задач, а 11% отмечали важность моральной ответственности.