Файл: 1 Теоретические подходы к понятию социальная стратификация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономический подход при объяснении причин социального неравенства связан с интерпретацией отношений собственности. С точки зрения представителей этого подхода те индивиды и группы, которые обладают собственностью, прежде всего собственностью на средства производства, занимают господствующее положение и в сфере управления, и в сфере распределения и потребления материальных и духовных благ.

Наиболее краткое определение социальной стратификации, часто встречающееся в социологической литературе, отождествляет ее с социальным неравенством как универсальным феноменом человеческой цивилизации. При более тщательном анализе этого явления в нем, как правило, выделяют две главные черты. Первая связана с дифференциацией населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои (классы) общества. Второй момент, характеризующий социальную стратификацию, заключается в неравном распределении в обществе различных социокультурных благ и ценностей, перечень которых весьма широк.

В социологической теории социальная стратификация анализируется под углом зрения взаимодействия трех фундаментальных уровней общественной жизни: культуры, образующей ценностно-нормативный уровень регуляции поведения людей, социальной системы (системы социального взаимодействия людей, в ходе которого образуются различные формы групповой жизни) и, наконец, уровня поведения самой личности, затрагивающего его мотивационную сферу.

Если эти общие принципы социологического анализа перенести на сферу социальной стратификации, то следует признать, что конкретные формы ее проявления в том или ином обществе будут определяться взаимодействием двух основных факторов: социальной системы или, точнее говоря, происходящих в обществе процессов социальной дифференциации с одной стороны, и господствующих в данном обществе социальных ценностей и культурных стандартов, с другой.

В социологической теории под социальной дифференциацией понимается вычленение различных подсистем и единиц социальной системы в ходе ее развития, в качестве которых выступают социальные институты, коллективы, группы и социальные роли. Однако в теории социальной стратификации внимание в первую очередь обращается на социально-дифференцирующие признаки, порождающие неравенство между людьми [14, с. 29] .

По мнению Т. Парсонса, заложившего основы теоретического анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем основным группам.


Первую образуют «качественные характеристики» людей, которыми они обладают от рождения, такие, например, как этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные физические и интеллектуальные особенности личности.

Вторая группа включает социально-дифференцирующие признаки, связанные с «исполнением роли», куда относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности.

И, наконец, третью группу образуют, как их называет Т. Парсонс, «обладания», сюда включаются собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и др.

Не трудно заметить, что на различных ступенях общественного развития в качестве социально-дифференцирующих признаков выдвигались различные критерии. Так, на ранних ступенях общества социальное неравенство в значительной мере определялось «качественными характеристиками».

В условиях современного промышленно развитого общества критерии социальной дифференциации перемещаются в область производственно-трудовой деятельности, хотя определенную роль продолжают играть и «качественные признаки», не говоря уже о значении критериев третьей группы, роль которых в истории всегда была значительной. С точки зрения социологического подхода принципиально важно зафиксировать, что господствующие в обществе культурные стандарты и ценности, идеологические нормативы определяют объекты и критерии социальной дифференциации, их социальную значимость [22].

В социологической теории социальная стратификация увязывается не только с процессом социальной дифференциации, но в большей мере с оцениванием занимаемой человеком позиции вообще. По словам Б. Барбера, социальная стратификация «есть продукт взаимодействия социальной дифференциации и социальной оценки». Уточняя этот теоретический постулат, С. Айзенштадт подчеркивает, что «социальная стратификация связана с дифференцированной оценкой ролей и соответствующим размещением наград».

Термин «награда» следует понимать в данном случае предельно широко, относя сюда не только материальный доход и привилегии, но и любые другие общественные ценности, которые стремятся получить индивиды. Термины «оценка» и «оценивание» используются здесь не в моральном, а более широком смысле слова, как общественно значимое вознаграждение человеческой деятельности. Хотя следует признать, что моральная оценка, выносимая общественным мнением, одобрительная или неодобрительная, как правило, сопровождает почти любое передвижение по лестнице социальной иерархии. Оценивание эффективности выполняемой человеком социальной роли и соответствующей ей позиции составляет ключевой момент в социологической интерпретации социальной стратификации.



Следовательно, процесс оценивания, как бы автоматически, предопределяет место индивида или группы в социальной иерархии. Поэтому под социальной стратификацией следует понимать «структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются «выше» или «ниже» в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности».

Если принять вслед за американским социологом Б. Барбером процитированное выше положение о социальной стратификации как «структурно регулируемом неравенстве», то мы невольно приходим к выводу о том, что социальное неравенство должно выполнять в обществе определенные позитивные функции. Эта идея звучит диссонансом популярной в нашем обществе уравнительной морали и она, на первый взгляд, кажется противоречащей принципам гуманизма и демократии. Но в действительности дело обстоит как раз наоборот.

Старые идеологические догмы и все еще крепко живущие в общественном сознании иллюзии всеобщего равенства и справедливости мешают видеть тот несомненный исторический факт, что социальное неравенство при правильном его регулировании может служить мощным стимулом общественного прогресса. И напротив, при его искусственном сдерживании и попытках строгой регламентации, как это имело место в недавней истории нашей страны, превращается в тормоз общественного развития. Н. Бердяев, будучи одним из самых последовательных оппонентов коммунистической утопии, справедливо отмечал, что «свобода есть право на неравенство». [ 15, с. 139]


1.2 Виды и функции стратификации

В силу того, что ресурсы и сила, разделяющие иерархически расположенные социальные слои, по своей природе могут быть экономическими, политическими, личными, информационными, интеллектуальными и духовными, стратификация характеризует экономическую, политическую, личную, информационную, интеллектуальную и сферы жизни общества. Соответственно, можно выделить основные разновидности социальной стратификации:

- социально-экономическую,

- социально-политическую,

- социально-личностную,

- социально-информационную,

- социально-духовную. [16, с. 7]

Рассмотрим разновидности социально-экономической стратификации.

В общественном сознании стратификация представляется, прежде всего в виде деления общества на "богатых" и "бедных". Это, видимо, не случайно, ибо именно различия в уровне доходов и материального потребления "бросаются" в глаза, По уровню доходов выделяются такие слои общества, как нищие, бедные, обеспеченные, богатые и сверхбогатые.

Социальные "низы" по этому признаку представляют нищие и бедные. Нищие, представляющие собой "дно" общества, располагают доходами, необходимыми для физиологического выживания человека (чтобы не умереть от голода и других факторов, угрожающих жизни человека). Как правило, нищие существуют за счет подаяний, социальных пособий или других источников (сбор бутылок, поиски пищи и одежды среди мусора, мелкое воровство). Однако к нищим могут быть отнесены и некоторые категории работающих, если размер их заработной платы позволяет удовлетворять лишь физиологические потребности.

К бедным можно отнести людей, которые имеют доходы на уровне, необходимом для социального выживания человека сохранения своего социального статуса. В социальной статистике этот уровень доходов называется социальным прожиточным минимумом.

Средние слои общества по уровню доходов представлены людьми, которых можно назвать "обеспеченными", "зажиточными" и т.п. Доходы обеспеченных превышают прожиточный минимум. Быть обеспеченным - это значит обладать доходами, необходимыми не только для социального существования (простого воспроизводства себя как социального существа), но и для социального развития (расширенного воспроизводства себя как социального существа).


Верхние слои общества по уровню доходов представлены богатыми и сверхбогатыми. Четкого критерия для разграничения обеспеченных и богатых, богатых и сверхбогатых нет. Экономический критерий богатства – ликвидность имеющихся в наличии ценностей. Следовательно, вещи, которые есть у богатых, как правило, растут в цене: недвижимость, шедевры искусства, акции преуспевающих предприятий и т.д. [5,с. 92]

Доходы на уровне богатства выходят за пределы даже расширенного социального воспроизводства и приобретают символический, престижный характер, определяя принадлежность человека к высшим слоям. Социальный статус богатых и сверхбогатых требует определенного символического подкрепления (как правило, это предметы роскоши).

Богатые и бедные страты (слои) в обществе могут быть выделены и по признаку собственности на средства производства. Для этого необходимо расшифровать само понятие "собственность на средства производства" (в терминологии западной науки - "контроль над экономическими ресурсами"). Социологи и экономисты выделяют в собственности три компонента - владение средствами производства, распоряжение ими, их использование. Поэтому в данном случае речь может идти о том, как, в какой мере те или иные слои могут владеть, распоряжаться и использовать средства производства.

К социальным "верхам" принадлежат те, кто получает доходы на уровне богатства и сверхбогатства благодаря собственности (живущие за счет собственности). Это или владельцы крупных предприятий или сети предприятий (держатели контрольных пакетов акций), или высшие менеджеры крупных предприятий, участвующие в прибыли.

Перейдем к характеристике социально-политической стратификации общества. Основным признаком данной стратификации является распределение политической власти между стратами. [7, с. 89]

Под политической властью обычно понимается возможности каких-либо слоев или общностей распространить свою волю по отношению к другим слоям или общностям независимо от желания последних подчиниться. Эта воля может распространяться самыми разными способами – при помощи силы, авторитета или права, законными (легальными) или незаконными (нелегальными) методами, открыто или в скрытной (форме и т. д.). В докапиталистических обществах различные сословия обладали различным объемом прав и обязанностей (чем "выше", тем больше прав, чем "ниже", тем больше обязанностей). В современных странах все страты обладают с юридической точки зрения одинаковыми правами и обязанностями. Однако равноправие еще не означает политического равенства. В зависимости от масштабов собственности, уровня доходов, контроля над средствами массовой информации, должности и других ресурсов различные страты обладают разными возможностями оказывать воздействие на разработку, принятие и реализацию политических решений.