Файл: Коммерческие риски и способ их уменьшения (на примере ООО «Техавтоснаб») (Коммерческие риски в хозяйственной деятельности предприятия и способы их снижения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческие риски в хозяйственной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предприятия и способы их снижения
1.1. Понятие и виды рисков в работе современных организаций
1.2. Коммерческие риски в деятельности предприятий
1.3. Управление рисками предприятий
2. Анализ хозяйственной деятельности и коммерческих рисков (на примере ООо «техавтоснаб»)
2.1 Краткая характеристика ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Техавтоснаб»
2.2 Анализ основных показателей деятельности ООО «Техавтоснаб»
2.3 Оценка уровня коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб»
3. Пути снижения уровня коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб»
ООО «Техавтоснаб» за 2017-2018 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
Изменения |
|
абсолютные |
относительные, % |
|||
Выручка, тыс. руб. |
59361 |
87239 |
27878 |
146,96 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
54877 |
78479 |
23602 |
143,01 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
4484 |
8760 |
4276 |
195,36 |
Рентабельность продаж, % |
7,55 |
10,04 |
2,49 |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
812 |
1059 |
247 |
130,41 |
Рентабельность производства (по чистой прибыли и себестоимости), % |
1,48 |
1,34 |
-0,14 |
|
Среднесписочная численность, чел. |
32 |
34 |
2 |
106,25 |
Эффективность труда, тыс. руб./чел. |
1855,03 |
2565,85 |
710,82 |
138,32 |
По данным таблицы 1 проведем анализ показателей. В 2018 году выручка возросла на 27878 тыс. руб., таким образом, прирост выручки составил 46,96%.
Рентабельность продаж найдена отношением валовой прибыли к выручке от реализации 4, с.54. Рентабельность продаж возрастает в 2018 году, что положительно характеризует политику ценообразования на предприятии и общую эффективность реализации.
Чистая прибыль в 2017 году составила 812 тыс. руб. В 2018 году чистая прибыль составила 1059 тыс. руб., что на 247 тыс. руб. больше величины 2017 года. Рентабельность производства найдена как отношение чистой прибыли к себестоимости 4, с.54. Данный показатель снизился в 2018г. Изменения в численности персонала: в 2018 году отмечен рост сотрудников предприятия на 2 человека по сравнению с 2017 годом.
Производительность труда определена как отношение выручки к численности персонала 4, с.54. Отмечен значительный рост производительности труда в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 710,82 тыс. рублей. В целом динамика экономических показателей по итогам 2018 г положительная.
Далее проведем анализ финансовой устойчивости относительно вида источников финансирования материальных оборотных средств 6, с.88 на основании бухгалтерской отчетности предприятия (таблица 2).
За анализируемый период определено, что предприятие имеет излишек собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат и он составляет 1145 и 1380 тыс. рублей по анализированным периодам. Также установлено, что предприятие имеет излишек общей величины основных источников формирования запасов и затрат в размерах 1056 и 1329 тыс. рублей соответственно.
Таблица 2
Показатели финансовой устойчивости
ООО «Техавтоснаб» за 2017-2018 гг., тыс. руб.
Показатель |
2017 год |
2018 год |
|
1210 |
1441 |
|
65 |
61 |
|
1145 |
1380 |
|
0 |
0 |
|
1145 |
1380 |
|
27941 |
15972 |
|
29086 |
17352 |
|
89 |
71 |
|
1056 |
1329 |
|
1056 |
1329 |
|
28997 |
17301 |
Тип финансовой ситуации: - абсолютная фин. уст. {+, +, +}; - нормальная фин.уст. {-, +, +}; - предкризисное фин.сост. {-, -, +}; - кризисное фин.сост.) {-, -, -,}. |
(1;1;1) |
(1;1;1) |
На основании полученных показателей, которые характеризуют наличие источников, что участвуют в формировании запасов и затрат для деятельности организации, определяются показатели обеспеченности запасов источниками их финансирования за 2017-2018 гг. Полученные показатели обеспеченности запасов соответствующими источниками финансирования характеризуют тип финансовой устойчивости предприятия 6, с.88. На протяжении 2017-2018 гг. ООО «Техавтоснаб» пребывает в абсолютно финансово устойчивом положении, показатель типа финансовой устойчивости имеет вид {1,1,1} 6, с.88. Такой тип финансовой устойчивости характеризуется тем, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами, т. е. организация не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается редко. Далее перейдем к анализу уровня коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб» .
2.3 Оценка уровня коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб»
Проводя оценку коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб» необходимо, в первую очередь, проанализировать внешнюю среду данной организации.
Проведем анализ пяти конкурентных сил Портера. Модель пяти сил Майкла Портера 10, с. 237 позволяет проанализировать факторы мезосреды на деятельность предприятия (рисунок 2).
Проанализирован каждый фактор внешней среды и оценка влияния каждого фактора по пятибальной шкале.
А. Уровень конкуренции в отрасли. Конкуренты могут в значительной степени повлиять на деятельность организации. Основными конкурентами предприятия ООО «Техавтоснаб» являются: ООО «АВТОДАВ», ООО «Евромотор» и ООО «Автокод».
Рисунок 2. Схематическое представление модели М.Портера для анализа факторов мезосреды 2, с. 49
Конкуренты предприятия – это розничные подразделения, занимающиеся продажей запасных частей для автомобилей европейского, японского, корейского и американского производства. Каждый из конкурентов имеют сеть из 2 и более магазинов, осуществляют интернет-продажи посредством своих сайтов. Компании располагают большими складскими ресурсами, что позволяет удовлетворять покупательский спрос и чутко реагировать на изменения рынка.
Для оценки конкурентоспособности ООО «Техавтоснаб» использовался метод субъективных экспертных оценок ( таблицы 3-4). Оценка показателей конкуренции проведена по пятибалльной шкале: 5 – очень сильное проявление...-1 – очень слабое проявление фактора.
Делая вывод по результатам экспертной оценки, можно выделить следующее: «АВТОДАВ» незначительно отстаёт от ООО «Техавтоснаб», и даже имеет более высокую оценку по цене и рекламе.
Таблица 3
Анализ конкурентоспособности ООО «Техавтоснаб»
Показатель |
Оценка |
|||
ООО «Техавтоснаб» |
«АВТОДАВ» |
«Евромотор» |
«Автокод» |
|
Ассортимент |
5 |
5 |
3 |
2 |
Реклама |
3 |
4 |
2 |
3 |
Цена |
4 |
5 |
4 |
3 |
Оригинальность продукции |
5 |
3 |
4 |
3 |
Доля на рынке |
4 |
5 |
3 |
3 |
Итого |
21 |
22 |
16 |
14 |
Таблица 4
Взвешенная оценка конкурентоспособности ООО « Техавтоснаб»
Показатель |
Значимость |
Взвешенная оценка |
|||
ООО «Техавтоснаб» |
«АВТОДАВ» |
«Евромотор» |
«Автокод» |
||
Ассортимент |
0,2 |
1 |
1 |
0,6 |
0,4 |
Реклама |
0,15 |
0,45 |
0,6 |
0,3 |
0,45 |
Цена |
0,25 |
1 |
1,25 |
1 |
0,75 |
Оригинальность продукции |
0,3 |
1,5 |
0,9 |
1,2 |
0,9 |
Доля на рынке |
0,1 |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
Итого |
1 |
4,35 |
4,25 |
3,4 |
2,8 |
«Евромотор» отстаёт от ООО «АВТОДАВ» по ассортименту предоставляемой продукции, но выше по оригинальности товара. «Автокод» по рекламе равен ООО «Техавтоснаб», и равен по доле рынка с «Евромотор», так как ассортимент в последних двух магазинах представлен лишь в ознакомительных целях.
В. Потенциальные конкуренты. На рынке в настоящее время существуют относительно высокие барьеры для входа в отрасль, и в первую очередь это выражается в необходимости крупных инвестиций для формирования производственной базы, закупки большого запаса товара и привлечения дефицитного высококвалифицированного персонала. Следовательно, угроза выхода на рынок новых участников не высокая.
Влияние данного фактора среднее, присвоено 3 балла.
C. Рыночная власть потребителей.
Потребителей предприятия ООО «Техавтоснаб» можно разделить на 3 группы: частные лица, промышленные и дистрибутивные. Частные лица – владельцы автотранспортных средств, индивидуальные предприниматели. «Промышленные потребители» – это производственные предприятия, использующие в своей деятельности продукцию предприятия. Дистрибьюторы закупают оптом для дальнейшего сбыта мелкими партиями.
Распределение сбыта ООО «Техавтоснаб» по категориям покупателей:
- частные покупатели покупают до 60% предлагаемой продукции;
- промышленные покупатели закупают до 20% предлагаемой продукции на складе;
- дистрибутивные фирмы закупают до 20% предлагаемой продукции на складе.
Рисунок 3. Распределение сбыта ООО «Техавтоснаб»
по категориям покупателей
Кроме того, ООО «Техавтоснаб» регулярно участвует в тендерах (электронных аукционах), объявляемых в рамках госзакупок на поставку продукции.
Основная целевая аудитория предприятия: владельцы автомобилей от 20 до 50 лет. Предприятие ориентируется на клиентов, заключающих договора на комплексное обслуживание. Их отношение к предприятию на данный момент положительное, но данный авторитет очень легко подорвать. Например, несвоевременная поставка продукции, появление брака в продукции, несоответствие конечного результата ожидаемому – все это и многое другое значительно влияет на репутацию фирмы. А предотвратить подобное может только сама фирма, поэтому руководство ООО «Техавтоснаб» учитывает все разумные предпочтения клиентов и несколько раз на этапе производства продукции согласовывает вариант продукта (его качество, производитель, страна производства и т.п.) с заказчиками.
Влияние данного фактора высокое, присвоено 5 баллов.
D. Рыночная власть поставщиков. Поставщики – это торговые посредники зарубежных автозаводов и отечественные автозаводы, обеспечивающие продукцией. За годы работы у компании сложились прочные связи с зарубежными производителями автозапчастей. Сеть поставщиков компании насчитывает сегодня более 70 фирм, среди которых всемирно известные: LEMFORDER, BOGE, SACHS, RUVILLE, NGK, BILSTEIN, KYB и многие другие. Прямые поставки позволяют компании гарантировать качество поставляемой продукции, защищая потребителя от наводнивших рынок поддельных товаров под марками известных производителей, и позволяют поддерживать при этом разумный уровень цен.
С поставщиками налажены долговременные связи на основе прямых контрактов. Продукция с заводов изготовителей отпускается на условиях отсрочки платежа (коммерческое кредитование) или 100% предоплаты.
Смена поставщиков может произойти при появлении на рынке новых организаций, которые смогут предложить более выгодные цены на приобретаемую продукцию, сроки поставки и условия оплаты. Выражением рыночной власти поставщиков может проявляться повышением цен поставок, что может привести к значительному уменьшению прибыльности предприятия из-за отсуствия возможности перенести более высокие затраты на издержки производства.
Поставщики могут оказать очень сильное влияние на деятельность организации, например, они могут вообще отказать в предоставлении своих услуг вследствие более выгодных предложений от конкурентов; несоблюдение графика поставок может привести к финансовым потерям и, что самое худшее, к потери клиентов; любые кризисы на предприятии-поставщике в той или иной степени могут сказаться и на деятельности нашей организации и т.п.