Файл: Коммерческие риски и способ их уменьшения (на примере ООО «Техавтоснаб») (Коммерческие риски в хозяйственной деятельности предприятия и способы их снижения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Техавтоснаб» за 2017-2018 гг.

Показатели

2017 г.

2018 г.

Изменения

абсолютные

относительные, %

Выручка, тыс. руб.

59361

87239

27878

146,96

Себестоимость продаж, тыс. руб.

54877

78479

23602

143,01

Валовая прибыль, тыс. руб.

4484

8760

4276

195,36

Рентабельность продаж, %

7,55

10,04

2,49

Чистая прибыль, тыс. руб.

812

1059

247

130,41

Рентабельность производства (по чистой прибыли и себестоимости), %

1,48

1,34

-0,14

Среднесписочная численность, чел.

32

34

2

106,25

Эффективность труда, тыс. руб./чел.

1855,03

2565,85

710,82

138,32

По данным таблицы 1 проведем анализ показателей. В 2018 году выручка возросла на 27878 тыс. руб., таким образом, прирост выручки составил 46,96%.

Рентабельность продаж найдена отношением валовой прибыли к выручке от реализации 4, с.54. Рентабельность продаж возрастает в 2018 году, что положительно характеризует политику ценообразования на предприятии и общую эффективность реализации.

Чистая прибыль в 2017 году составила 812 тыс. руб. В 2018 году чистая прибыль составила 1059 тыс. руб., что на 247 тыс. руб. больше величины 2017 года. Рентабельность производства найдена как отношение чистой прибыли к себестоимости 4, с.54. Данный показатель снизился в 2018г. Изменения в численности персонала: в 2018 году отмечен рост сотрудников предприятия на 2 человека по сравнению с 2017 годом.

Производительность труда определена как отношение выручки к численности персонала 4, с.54. Отмечен значительный рост производительности труда в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 710,82 тыс. рублей. В целом динамика экономических показателей по итогам 2018 г положительная.

Далее проведем анализ финансовой устойчивости относительно вида источников финансирования материальных оборотных средств 6, с.88 на основании бухгалтерской отчетности предприятия (таблица 2).


За анализируемый период определено, что предприятие имеет излишек собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат и он составляет 1145 и 1380 тыс. рублей по анализированным периодам. Также установлено, что предприятие имеет излишек общей величины основных источников формирования запасов и затрат в размерах 1056 и 1329 тыс. рублей соответственно.

Таблица 2

Показатели финансовой устойчивости

ООО «Техавтоснаб» за 2017-2018 гг., тыс. руб.

Показатель

2017 год

2018 год

  1. Источники собственных средств

1210

1441

  1. Внеоборотные активы

65

61

  1. Наличие собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат (стр. 1 – стр. 2)

1145

1380

  1. Долгосрочные обязательства

0

0

  1. Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (стр. 3 + стр. 4)

1145

1380

  1. Краткосрочные обязательства

27941

15972

  1. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (стр. 5 + стр. 6)

29086

17352

  1. Величина запасов и затрат

89

71

  1. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат (стр. 3 – стр. 8)

1056

1329

  1. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат (стр. 5 – стр. 8)

1056

1329

  1. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат (стр. 7 – стр. 8)

28997

17301

Тип финансовой ситуации:

- абсолютная фин. уст. {+, +, +};

- нормальная фин.уст. {-, +, +};

- предкризисное фин.сост. {-, -, +};

- кризисное фин.сост.) {-, -, -,}.

(1;1;1)

(1;1;1)

На основании полученных показателей, которые характеризуют наличие источников, что участвуют в формировании запасов и затрат для деятельности организации, определяются показатели обеспеченности запасов источниками их финансирования за 2017-2018 гг. Полученные показатели обеспеченности запасов соответствующими источниками финансирования характеризуют тип финансовой устойчивости предприятия 6, с.88. На протяжении 2017-2018 гг. ООО «Техавтоснаб» пребывает в абсолютно финансово устойчивом положении, показатель типа финансовой устойчивости имеет вид {1,1,1} 6, с.88. Такой тип финансовой устойчивости характеризуется тем, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами, т. е. организация не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается редко. Далее перейдем к анализу уровня коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб» .


2.3 Оценка уровня коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб»

Проводя оценку коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб» необходимо, в первую очередь, проанализировать внешнюю среду данной организации.

Проведем анализ пяти конкурентных сил Портера. Модель пяти сил Майкла Портера 10, с. 237 позволяет проанализировать факторы мезосреды на деятельность предприятия (рисунок 2).

Проанализирован каждый фактор внешней среды и оценка влияния каждого фактора по пятибальной шкале.

А. Уровень конкуренции в отрасли. Конкуренты могут в значительной степени повлиять на деятельность организации. Основными конкурентами предприятия ООО «Техавтоснаб» являются: ООО «АВТОДАВ», ООО «Евромотор» и ООО «Автокод».

Рисунок 2. Схематическое представление модели М.Портера для анализа факторов мезосреды 2, с. 49

Конкуренты предприятия – это розничные подразделения, занимающиеся продажей запасных частей для автомобилей европейского, японского, корейского и американского производства. Каждый из конкурентов имеют сеть из 2 и более магазинов, осуществляют интернет-продажи посредством своих сайтов. Компании располагают большими складскими ресурсами, что позволяет удовлетворять покупательский спрос и чутко реагировать на изменения рынка.

Для оценки конкурентоспособности ООО «Техавтоснаб» использовался метод субъективных экспертных оценок ( таблицы 3-4). Оценка показателей конкуренции проведена по пятибалльной шкале: 5 – очень сильное проявление...-1 – очень слабое проявление фактора.

Делая вывод по результатам экспертной оценки, можно выделить следующее: «АВТОДАВ» незначительно отстаёт от ООО «Техавтоснаб», и даже имеет более высокую оценку по цене и рекламе.

Таблица 3

Анализ конкурентоспособности ООО «Техавтоснаб»

Показатель

Оценка

ООО «Техавтоснаб»

«АВТОДАВ»

«Евромотор»

«Автокод»

Ассортимент

5

5

3

2

Реклама

3

4

2

3

Цена

4

5

4

3

Оригинальность продукции

5

3

4

3

Доля на рынке

4

5

3

3

Итого

21

22

16

14


Таблица 4

Взвешенная оценка конкурентоспособности ООО « Техавтоснаб»

Показатель

Значимость

Взвешенная оценка

ООО «Техавтоснаб»

«АВТОДАВ»

«Евромотор»

«Автокод»

Ассортимент

0,2

1

1

0,6

0,4

Реклама

0,15

0,45

0,6

0,3

0,45

Цена

0,25

1

1,25

1

0,75

Оригинальность продукции

0,3

1,5

0,9

1,2

0,9

Доля на рынке

0,1

0,4

0,5

0,3

0,3

Итого

1

4,35

4,25

3,4

2,8

«Евромотор» отстаёт от ООО «АВТОДАВ» по ассортименту предоставляемой продукции, но выше по оригинальности товара. «Автокод» по рекламе равен ООО «Техавтоснаб», и равен по доле рынка с «Евромотор», так как ассортимент в последних двух магазинах представлен лишь в ознакомительных целях.

В. Потенциальные конкуренты. На рынке в настоящее время существуют относительно высокие барьеры для входа в отрасль, и в первую очередь это выражается в необходимости крупных инвестиций для формирования производственной базы, закупки большого запаса товара и привлечения дефицитного высококвалифицированного персонала. Следовательно, угроза выхода на рынок новых участников не высокая.

Влияние данного фактора среднее, присвоено 3 балла.

C. Рыночная власть потребителей.

Потребителей предприятия ООО «Техавтоснаб» можно разделить на 3 группы: частные лица, промышленные и дистрибутивные. Частные лица – владельцы автотранспортных средств, индивидуальные предприниматели. «Промышленные потребители» – это производственные предприятия, использующие в своей деятельности продукцию предприятия. Дистрибьюторы закупают оптом для дальнейшего сбыта мелкими партиями.

Распределение сбыта ООО «Техавтоснаб» по категориям покупателей:

  • частные покупатели покупают до 60% предлагаемой продукции;
  • промышленные покупатели закупают до 20% предлагаемой продукции на складе;
  • дистрибутивные фирмы закупают до 20% предлагаемой продукции на складе.

Рисунок 3. Распределение сбыта ООО «Техавтоснаб»

по категориям покупателей

Кроме того, ООО «Техавтоснаб» регулярно участвует в тендерах (электронных аукционах), объявляемых в рамках госзакупок на поставку продукции.

Основная целевая аудитория предприятия: владельцы автомобилей от 20 до 50 лет. Предприятие ориентируется на клиентов, заключающих договора на комплексное обслуживание. Их отношение к предприятию на данный момент положительное, но данный авторитет очень легко подорвать. Например, несвоевременная поставка продукции, появление брака в продукции, несоответствие конечного результата ожидаемому – все это и многое другое значительно влияет на репутацию фирмы. А предотвратить подобное может только сама фирма, поэтому руководство ООО «Техавтоснаб» учитывает все разумные предпочтения клиентов и несколько раз на этапе производства продукции согласовывает вариант продукта (его качество, производитель, страна производства и т.п.) с заказчиками.

Влияние данного фактора высокое, присвоено 5 баллов.

D. Рыночная власть поставщиков. Поставщики – это торговые посредники зарубежных автозаводов и отечественные автозаводы, обеспечивающие продукцией. За годы работы у компании сложились прочные связи с зарубежными производителями автозапчастей. Сеть поставщиков компании насчитывает сегодня более 70 фирм, среди которых всемирно известные: LEMFORDER, BOGE, SACHS, RUVILLE, NGK, BILSTEIN, KYB и многие другие. Прямые поставки позволяют компании гарантировать качество поставляемой продукции, защищая потребителя от наводнивших рынок поддельных товаров под марками известных производителей, и позволяют поддерживать при этом разумный уровень цен.

С поставщиками налажены долговременные связи на основе прямых контрактов. Продукция с заводов изготовителей отпускается на условиях отсрочки платежа (коммерческое кредитование) или 100% предоплаты.

Смена поставщиков может произойти при появлении на рынке новых организаций, которые смогут предложить более выгодные цены на приобретаемую продукцию, сроки поставки и условия оплаты. Выражением рыночной власти поставщиков может проявляться повышением цен поставок, что может привести к значительному уменьшению прибыльности предприятия из-за отсуствия возможности перенести более высокие затраты на издержки производства.

Поставщики могут оказать очень сильное влияние на деятельность организации, например, они могут вообще отказать в предоставлении своих услуг вследствие более выгодных предложений от конкурентов; несоблюдение графика поставок может привести к финансовым потерям и, что самое худшее, к потери клиентов; любые кризисы на предприятии-поставщике в той или иной степени могут сказаться и на деятельности нашей организации и т.п.