Файл: Коммерческие риски и способ их уменьшения (на примере ООО «Техавтоснаб») (Коммерческие риски в хозяйственной деятельности предприятия и способы их снижения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одним из важнейших вопросов для укрепления позиций предприятий на рынке становится снижение уровня рисков, максимальная гибкость должна быть направлена на адаптацию к условиям функционирования, достижение максимального уровня конкурентных преимуществ на рынке сбыта. Актуальность проблемы управления рисками предприятия и оценки их уровня является неоспоримой, особенно в условиях современной экономической ситуации, которой присущ высокий уровень неопределенности и интенсивности изменений.

Снижение уровня рисков в деятельности предприятий возможно только при наличии научно обоснованных методов оценки и управления ими. Основой для разработки мероприятий, направленных на минимизацию рисков является оценка их фактического уровня по соответствующим показателям, следовательно, оценке уровня рисков должен быть уделен максимум внимания при разработке планов создания и развития предприятий.

В настоящее время проблематика управления рисками достаточно широко освещена в научной литературе. Темой управления рисками занимаются такие крупные исследователи, как П.Г. Белов, А.В. Воронцовский, В.А. Кунин, А.И. Новиков, А.И. Тепман и другие, научно-практические публикации которых по данному научному направлению размещены в рецензируемых изданиях, монографии и учебные пособия изданы авторитетными издательствами, в том числе и под грифом УМО.

Цель работы – анализ уровня рисков и разработка мероприятий, направленных на их снижение на примере ООО «Техавтоснаб».

Задачи работы:

  • Изучить теоретические основы рисков в хозяйственной деятельности предприятий и рассмотреть основные пути их снижения.
  • Провести анализ деятельности и уровня коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб».
  • Разработать мероприятия, направленные на снижение уровня коммерческих рисков и повышение эффективности деятельности ООО «Техавтоснаб».

Объектом исследования данной работы является ООО «Техавтоснаб» - предприятие, занимающееся поставкой и реализацией запасных частей, ГСМ, спецтехники и запасных частей и узлов для спецтехники.

Предметом исследования являются показатели эффективности деятельности и уровня коммерческих рисков ООО «Техавтоснаб».

Теоретической и методической основой работы является системный подход к изучению фундаментальных положений экономической науки относительно формирования и совершенствования различных аспектов в управлении рисками предприятия.


Информационную базу работы составили учебники, учебные пособия по теме исследования, а также информационные ресурсы сети Internet, бухгалтерская, финансовая отчетность предприятия и результаты собственных исследований автора.

1. Коммерческие риски в хозяйственной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предприятия и способы их снижения

1.1. Понятие и виды рисков в работе современных организаций

Исследования категории риска встречаются в самых разнообразных областях знаний – литературе, психологии, медицине, философии и других. В современных динамичных экономических условиях риски являются неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Влияние фактора риска на деятельность всех предприятий и организаций усиливается постоянно, что привело к необходимости разработки методов управления ими.

В первую очередь, необходимо рассмотреть понятие «риск». В экономической литературе существует значительное количество подходов к определению данной категории, рассмотрим некоторые из них.

Так, О.Н. Гримашевич, А.С. Кошелева 11, с.8, считают, что под риском в бизнесе следует понимать:

  • вероятность, потенциальную возможность (опасность) наступления события (событий), вызывающего определенный материальный ущерб;
  • возможность недополучения прибыли или дохода.

Г.В. Чернова 12, с.27 указывает, что слово «риск» применительно к бизнесу может обозначать совершенно разные вещи. В частности, под риском может пониматься:

  • потенциальная возможность (опасность) наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенный материальный ущерб;
  • возможность недополучения прибыли или дохода;
  • характеристика проявления ущерба — частота возникновения и (или) тяжесть (размер) ущерба;
  • застрахованный объект, который может подвергнуться ущербу.

Воронцовский В. А. пишет: «Под риском бизнеса в реальном секторе экономики будем понимать характеристики или количественные оценки распределений будущих полезных результатов конкретных решений или проектов, которые порождаются объективно существующей неопределенностью этих результатов и формируются определенным лицом, анализирующим или принимающим эти решения или проекты 5, с.21».


Таким образом, общее во всех подходах к определению понятия «риск» - то, что, во-первых, это категория вероятностная, а во-вторых, она тесно связана с понятием ущерба.

Анализ литературных источников показал, что существует обширная классификация рисков с разных точек зрения на данную категорию. Так, например, Балдин К.В. 1, с.22 приводит такие виды рисков:

  • объективные (природные, техногенные и т.д.);
  • политические и социально-политические изменения;
  • рыночные (изменение спроса, сырьевой базы, валютного курса и т.д.);
  • ошибки и просчеты при разработке проектов;
  • срывы планов работ;
  • преступления (вандализм, терроризм, кражи).

О.Н. Гримашевич, А.С. Кошелева приводят обширную классификацию рисков 11,с.22-27:

  • По сфере возникновения: внешние риски (риски, которые не связаны с деятельностью самого предприятия и не поддаются его непосредственному влиянию. Источником таких рисков является внешняя по отношению к предприятию среда. ) и внутренние риски (риски, появление которых обусловлено или порождено деятельностью самого промышленного предприятия);
  • По длительности воздействия: непрерывные (риски, которым постоянно подвергаются организации в процессе осуществления предпринимательской деятельности), дискретные (единичный случай возникновения неблагоприятных последствий, воздействию которых подвергаются предприятия), повторяющиеся (риски, возникающие время от времени или с определенной периодичностью);
  • По источнику возникновения: техногенные (риски, вызванные хозяйственной деятельностью человека), природные (риски, которые не зависят от деятельности человека, смешанные (события природного характера, инициированные хозяйственной деятельностью человека);
  • По видам предпринимательской деятельности: финансовые (возникают при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых (денежных) сделок), производственные (вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения работ, низким качеством сырья и т.п.), коммерческие (риски, возникающие в процессе реализации продукции), инвестиционные (риски, связанные с возможностью недополучения прибыли или понесения убытков в ходе реализации инвестиционного проекта), маркетинговые (риски, которые возникают при заключении хозяйственных договоров, а также при продвижении продукции на рынок), инновационные (риски, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности в рамках внедрения новых способов производства новых товаров), управленческо-организационные (риски, возникающие в процессе организации или управления производством) 11,с.22-27.

Шкурко В.Е. также выделяет множество видов рисков 15, с.66-70, например:

  • По природе возникновения риска: объективные риски, субъективные риски, мнимые риски;
  • По периоду проявления риска: краткосрочный риск, долгосрочный риск;
  • По возможности страхования риска: страхуемый риск (риск, по которому можно возместить ущерб, полученный в результате возникновения событий риска), нестрахуемый (риск, по которому невозможно возместить ущерб, полученный в результате возникновения событий риска);
  • По уровню риска: минимальный риск (риск, в результате проявления которого размер возможного ущерба минимален); средний (риск, в результате проявления которого возможен средний ущерб); большой (риск, в результате проявления которого возможен большой ущерб); катастрофический (риск, в результате проявления которого размер возможного ущерба катастрофический) 15, с.66-70.

Чернова Г.В. 12, с.33 рассматривает также подход ко классификации рисков по характеру ущерба, специфике его проявления и особенности оценки риска в денежной форме: риски связанные с собственностью или имуществом, включая, если необходимо, дополнительное выделение видов имущества (недвижимое, движимое, нематериальные активы), риски, связанные с доходами, включая потенциальные проблемы при их создании в бизнесе или при их распределении, например, при решении вопросов наследства, риски, связанные с персоналом, например риски, связанные с ключевыми сотрудниками и прочим персоналом, риски, связанные с ответственностью, возникающей в связи с непредвиденным событием в отношении лиц, которые на момент оценки риска еще неизвестны (к ним относятся риски, связанные с профессиональной ответственностью, и риски, связанные с окружающей средой).

Таким образом, существует огромное количество видов рисков, с которыми сталкиваются предприятия и организации в экономической действительности. Далее более подробно будут рассмотрены коммерческие риски предприятий.

1.2. Коммерческие риски в деятельности предприятий

Коммерческие риски в деятельности большинства предприятий и организаций – явление очень распространенное, при этом важно отметить, что источники таких рисков находятся, в большинстве случаев, вне предприятия – в его внешней среде.

Объектом приложения коммерческих усилий являются предметы собственности или товары, приобретаемые коммерсантом у собственников, производителей или других лиц (посредников). Механизм коммерческой деятельности – это оптовая и розничная торговля, разнообразные торги, аукционы, распродажи и др. Средствами достижения цели выступают торговые и складские помещения, транспортные средства для доставки (продвижения) товаров на рынке и др.1, с.42.


Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, которые произведены или приобретены. Коммерческие риски возникают по следующим основным причинам 14, с.212:

  • снижение объемов реализации как результат падения спроса или потребности на товар, который реализуется предпринимательской фирмой, введение ограничений на продажу, вытеснение его конкурирующими товарами. Данная ситуация характерна для предприятий, с высокой специализацией производства и ориентацией на узкие рыночные сегменты, предприятий, зависимость которых от товаров-субститутов высока;
  • увеличение закупочной цены товара в процессе реализации предпринимательского проекта, приводящее к возрастанию затрат, и, следовательно, ухудшению финансовых показателей деятельности. К росту закупочных цен и издержек обращения приводят множество факторов – инфляция, изменение валютных курсов, рост цен на энергоресурсы и др.;
  • непредвиденный спад объемов закупок по сравнению с намеченными, что снижают масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов). Такая ситуация возможна из-за сбоев поставок по вине поставщиков, нарушающих свои обязательства, логистических компаний, занимающихся доставкой. В результате доля условно-постоянных затрат в себестоимости продукции возрастает, снижаются показатели эффективности деятельности организаций;
  • потери товара (имеется в виду его физическая утрата по какой-либо причине – кража, стихийные бедствия и др.);
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), приводящие к снижению его цены;
  • увеличение издержек обращения по сравнению с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, результатом чего является снижение прибыли предпринимательской фирмы 14, с.212.

Любая предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с коммерческим риском, т. е. риском получения отрицательного результата 3, с.211.

Таким образом, коммерческие риски являются неотъемлемой частью внешней среды любой организации. При этом необходимо учитывать, что источником коммерческого риска может являться сама организация по отношению к другим предприятиям и организациям. Поскольку с категорией риска сталкиваются все экономические субъекты, важно рассмотреть далее вопросы управления риском с целью минимизации негативных последствий для них.