Файл: 1. 1 Техникоэкономическая характеристика предметной области и предприятия 5.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С помощью объектов OLE(Object Linking and Embedding — связывание и внедрение объектов) в Windows и компонентах Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint и Outlook) можно расширить возможности Access по включению доступных для просмотра объектов из этих продуктов Microsoft без необходимости копировать содержимое и затем вставлять его в Access. Данная возможность позволяет работать с реальными данными, уже включенными в эти продукты, без необходимости дублировать информацию. Используя OLE, можно фактически изменять информацию в объектах из других программ (Word, Excel и т.д.), лежащих в основе форм Access.
При всем этом Access — не просто СУБД. Как система управления реляционными базами данных (СУРБД), Access позволяет использовать одновременно несколько таблиц базы данных (даже связанных таблиц из других баз данных) для создания новой таблицы. При этом можно существенно упростить структуру данных, облегчая тем самым выполнение поставленных задач.
Рассмотрим возможности Access на всех уровнях иерархии. На нижнем уровне расположены объекты; они дают конечному пользователю возможность с легкостью создавать таблицы, запросы, формы и отчеты. С помощью выражений можно осуществлять простую обработку данных для проверки их правильного ввода, поддержки бизнес-правил или для отображения числа с символом денежной единицы. Макросы позволяют осуществлять автоматизацию, не прибегая к программированию, однако необходимо принять во внимание, что код VBA (Visual Basic for Applications) позволяет пользователю программировать более сложные процессы. И наконец, используя Windows API (Application Programming Interface — программный интерфейс приложения), с помощью которого осуществляются обращения к функциям или библиотекам динамических связей (DLL — Dynamic Link Libraries), написанных на других языках, таких как C, Java или Visual Basic, используя существующие функции, встроенные в Windows или другие приложения, программист может написать интерфейс для других программ и источников данных.
Access представляет собой настоящую систему управления реляционными базами данных. Она позволяет построить систему, содержащую множество таблиц, хранящихся в едином контейнере. После создания таблиц их можно связать вместе для отображения информации из нескольких таблиц в едином общем виде. Упрощенно это означает, что при создании и хранении информации не требуется дублирование данных в каждой конкретной таблице.
Access представляет собой настоящую СУРБД и поддерживает первичные и внешние ключи, что обеспечивает целостность данных на уровне ядра (это предотвращает несовместимые операции обновления или удаления данных). Кроме того, таблицы в Access снабжены средствами проверки допустимости данных, предотвращающими некорректный ввод, независимо от того, как он осуществляется, а каждое поле таблицы имеет свой формат и стандартные описания, что существенно облегчает ввод данных. Access поддерживает все необходимые типы полей, в том числе Текстовый (Text), Числовой (Number), Счетчик (AutoNumber), Денежный (Currency), Дата/время (Data/Time), Поле MEMO (Memo), Логический (Yes/No), Гиперссылка (Hyperlink) и Поле объекта OLE (OLE object). Если в процессе специальной обработки в полях не оказывается никаких значений, система обеспечивает полную поддержку пустых значений.
Реляционная обработка данных в Access за счет гибкой архитектуры системы способна удовлетворить любые потребности. Access поддерживает ODBC (Open Database Connectivity), что позволяет подключаться к базам данных множества различных форматов, таких как SQL Server, Oracle, Sybase и даже DB/2 фирмы IBM для больших ЭВМ.
Система Access поддерживает обработку транзакций с гарантией их целостности. Кроме того, предусмотрена защита на уровне пользователя, что позволяет контролировать доступ к данным отдельных пользователей и целых групп.
Таким образом, служебные функции, связанные с контролем правильности вводимой информации и допустимости формата данных возложены на СУБД и реализуются за счет связей между таблицами и индексов. Функции, непосредственно определяющие работу с данными, реализованы с помощью системы меню.
В таблице 10 приведен сценарий диалога с пользователем.
Таблица 10 - Сценарий диалога с пользователем
№ п/п | Пункт меню | Функция | Использование при вводе |
1 | Товары | Добавление или изменение | - Товары по ценам; - Договоры клиентов по товарам |
2 | Цены | Добавление или изменение | - Товары по ценам; - Договоры клиентов по ценам |
3 | Товары по ценам | Добавление или изменение | |
4 | Клиенты | Добавление или изменение | - Договоры клиентов по товарам; - Договоры клиентов по ценам |
5 | Договоры клиентов по ценам | Добавление или изменение | |
6 | Договоры клиентов по товарам | Добавление или изменение | |
Созданная система предназначена для выполнения следующих функций:
-
поддержка в актуальном состоянии информации по услугам и тарифным планам; -
внесение новых записей и корректировка информации по клиентам фирмы; -
внесение оперативных данных по договорам клиентов; -
внесение оперативных данных по оплатам клиентов; -
получение выходных документов на основе нормативно-справочной и оперативной информации в виде экранных и печатных форм.
В проектируемой БД созданы 8 таблиц, 14 форм, 7 запросов и 7 отчетов на основании разработанных запросов.
2.3.2 Характеристика базы данных
База данных (БД) - это средство накопления и организации больших массивов информации об объектах некоторой предметной области. БД должна отображать текущие данные о предметной области, накапливать, хранить информацию и предоставлять различным категориям пользователей быстрый доступ к данным. Для этого данные в базе должны быть структурированы в соответствии с некоторой моделью, отражающей основные объекты предметной области, их свойства и связи между ними. БД является частью сложной системы, называемой банком данных или системой баз данных (СБД). Эта система включает в себя собственно БД, программные, технические, языковые и организационно-методические средства, обеспечивающие централизованное накопление и коллективное многоцелевое использование данных. Одна из компонент СБД - система управления БД (СУБД) представляет собой совокупность языковых и программных средств, с помощью которых БД создается и поддерживается в процессе эксплуатации [9, стр.3].
БД является файл technolayt.mdb, разработанный в пакете Microsoft Access 2007. Для того чтобы представить структуру БД, нужно создать схему БД.
Создание схемы данных начинается в окне базы данных с выполнения команды Сервис\Схема данных или нажатия кнопки [Схема данных] на панели инструментов.
После нажатия кнопки [Схема данных] открывается окно Добавление таблицы, где можно выбрать таблицы и запросы, которые нужно включить в схему данных. Для размещения таблицы в окне Схема данных надо выделить ее в окне Добавление таблицы и нажать кнопку [Добавить]. Для выделения нескольких таблиц надо, держа нажатой клавишу [Ctrl], щелкнуть мышью на всех таблицах, переносимых в схему. После включения в схему данных всех нужных таблиц надо нажать кнопку [Закрыть]. В результате в окне
Схема данных будут представлены все включенные в эту схему таблицы со списком своих полей.
Для установления связи между парой таблиц в схеме данных надо выделить в главной таблице уникальное ключевое поле, по которому устанавливается связь, а затем при нажатой кнопке мыши перетащить курсор в соответствующее поле подчиненной таблицы.
При установлении связи по соответствующему ключу необходимо выделить все поля, входящие в ключ главной таблицы, и перетащить их на одно из полей связи в подчиненной таблице. Для выделения всех полей, входящих в составной уникальный ключ, необходимо отмечать их при нажатой клавише [Ctrl]. При установлении связи откроется окно Связи. При этом в строке Тип отношения автоматически установится тип связи один ко многим.
При составном ключе связи в окне Связи необходимо для каждого ключевого поля Таблица\Запрос главной таблицы выбрать соответствующее поле подчиненной таблицы Связанная таблица\Запрос.
В этом же окне можно задать параметр Обеспечение целостности данных для выбранной связи. Если же таблицы уже содержат данные, не отвечающие требованиям целостности, то связь типа один ко многим не устанавливается и появляется соответствующее сообщение с соответствующей инструкцией. После задания параметра целостности можно в окне Связи отметить каскадное обновление связанных полей или каскадное удаление связанных записей.
После установления связей между таблицами получают схему данных в окне Схема данных. Перемещение и изменение размеров таблиц осуществляются принятыми в операционной системе Windows способами. Проверка работоспособности схемы данных осуществляется при конструировании форм, запросов, отчетов и при их использовании, а также при непосредственной работе с таблицами.
Модификация структуры базы данных определяется изменением структуры отдельных таблиц и схемы данных. При этом все изменения структуры таблиц производятся в режиме конструктора таблиц.
Изменения полей, которые не являются ключами или полями связи. Состав и последовательность, а также тип данных, свойства или имена этих полей можно изменять независимо от наличия связей таблицы с другими таблицами базы данных. Однако, если преобразования недопустимы, попытка изменения типа данных может привести к потере данных.
Изменение или удаление ключевого поля.
При попытке изменить свойства или удалить ключевое поле загруженной и несвязанной таблицы система предупреждает о возможности потери данных при удалении ключа. Если, например, удаляется поле в составном ключе, с других полей этого ключа снимается признак ключа.
Для отказа от определения первичного ключа в таблице достаточно нажать кнопку [Ключевое поле] или удалить индекс ключа в окне Индексы после нажатия соответствующей кнопки на панели инструментов. Если требуется изменить ключ таблицы, имеющей связи с другими таблицами, необходимо предварительно разорвать эти связи. Изменения, сделанные в структуре таблиц, автоматически не переносятся системой в использующие их формы, запросы и отчеты.
Изменение схемы данных. При модификации схемы данных осуществляется изменение состава ее таблиц, т. е. удаление, добавление таблиц и изменение их связей.
Необходимость изменения связей возникает, в частности, при изменении ключей в таблицах. Изменение ключа по составу, типу и размеру его полей не может производиться до тех пор, пока не удалены связи таблицы в схеме данных.
При изменении типа данных для неключевых полей, задействованных в связях таблицы, также предварительно необходимо удалить эти связи в схеме данных.
Для внесения изменений в схему данных необходимо закрыть все таблицы и выполнить команду Сервис\Схема данных или нажать кнопку [Схема данных] на панели инструментов.
Добавление таблиц выполняется нажатием кнопки [Добавить таблицу] после выделения в окне Добавление таблицы нужной таблицы.
Удаление таблицы из схемы данных осуществляется после перехода в окно Схема данных, в котором сначала удаляются ее связи, затем она выделяется, после чего подается команда Правка\Удалить или нажимается клавиша [Del].
Для удаления связи ее отмечают щелчком мыши, затем нажимают правую кнопку мыши, вызывающую контекстное меню, и подают команду Удалить связь. Помеченную связь можно также удалить с помощью команды Правка\Удалить или клавиши [Del].
Изменение параметров связи выполняется посредством команды Связи\Изменить связь или соответствующей команды контекстного меню [7, стр.48].
2.3.3 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Структурная схема системы представлена на рис. 23.