Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Пенсия по потере кормильца).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие пенсии по потере кормильца и ее виды
1.2. Понятие и условия назначение страховой пенсии по потере кормильца
1.3. Понятие и условия назначения государственной пенсии по потере кормильца
2.Порядок исчисления и выплаты пенсии
2.1. Порядок исчисления страховой пенсии по потери
2.2. Порядок назначения и получения социальной пенсии по потере кормильца
В то же время в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина суд новым решением отменяет ранее принятое, что служит основанием для аннулирования записи акта о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния. Соответственно, прекращается и выплата пенсии по случаю потери кормильца.
Смерть или безвестное отсутствие кормильца - устоявшиеся основания данного вида пенсионного обеспечения. Однако это не свидетельствует о невозможности расширения понятия потери кормильца.
В настоящее время ставится, например, вопрос о признании таковой отсутствие сведений о местонахождении лица, более одного года уклоняющегося от уплаты алиментов на детей. Проблема отказа родителей от содержания детей не нова. Такой отказ носит массовый характер и обусловливается как субъективными, так и объективными причинами. Сегодня хорошо известно, например, что уровень оплаты труда в России не позволяет многим работающим гражданам надлежащим образом удовлетворять не только потребности детей, но и свои личные потребности[[17]].
Предложение заменить алименты пенсией весьма спорно, так как не согласуется, на наш взгляд, с юридическим и теоретическим представлениями о безвестном отсутствии. Как справедливо утверждается в учебниках гражданского права, гражданские отношения рассчитаны на нормальное их развитие и не предполагают, что кто-либо может специально прятаться, уклоняться от обнаружения его местонахождения. Поэтому, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании его безвестно отсутствующим, ибо безвестность отсутствия может быть устранена его розыском[[18]].
Теоретический интерес представляет и другое, тоже спорное, на наш взгляд, предложение - о признании потерявшими кормильца детей, родители которых неизвестны. По инициативе Совета Федерации и ряда депутатов Государственной Думы РФ 21 декабря 2016 г. был принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (о расширении круга лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца)»[[19]], которым предлагается включить в этот круг наряду с детьми, потерявшими одного или обоих родителей, и детьми умершей одинокой матери также детей, в свидетельстве о рождении которых в графах «отец» и «мать» сведения отсутствуют.
Согласно пояснительной записке к законопроекту судебные органы, принимающие положительные решения по таким делам, считают: поскольку право на пенсию есть у ребенка, потерявшего родителей, неважно, каким образом он их потерял. Отсутствие свидетельств об их смерти либо аналогичных документов, по мнению судов, не может быть основанием к отказу в назначении пенсии, поскольку свидетельство о рождении, в котором родители ребенка не указаны, подтверждает их потерю. Само наличие судебных споров, отмечается в пояснительной записке, доказывает неоднозначность толкования действующих норм и свидетельствует в пользу предлагаемого законопроекта. Причем, по мнению спикера Совета Федерации В.И. Матвиенко, речь должна идти о социальном обеспечении только детей, юридически никогда не имевших ни одного из родителей[[20]]. Обращается внимание на немногочисленность рассматриваемой категории детей (согласно данным Минобрнауки России по состоянию на 20 апреля 2016 г. их было 880 чел.).
Действительно, такие дети признаются законодателем вообще не имеющими родителей, которые в реальности существовали или существуют, т.е. как бы потерявшими их. В то же время их приравнивание в целях пенсионного обеспечения к детям, лишившимся кормильца, неизбежно повлечет вполне обоснованный и закономерный вопрос о праве на социальную пенсию и всех детей одиноких матерей, поскольку они юридически имеют лишь одного родителя (т.е. «потеряли» отца), а это уже миллионы человек[[21]].
Представляется более правомерным в таких случаях не размывать понятие потери кормильца ради назначения пенсии, а говорить о необходимости установления на детей, юридически, т.е. с точки зрения самого законодателя, не имеющих одного или обоих родителей, ежемесячного федерального (а не регионального) пособия - в размере, сопоставимом с размером рассматриваемой пенсии. Поскольку государство в данных случаях считает для себя возможным не искать и (или) не признавать реальных родителей, оно должно взять на себя ответственность за материальную поддержку их детей без искусственного расширения понятия потери кормильца.
Законодатель традиционно устанавливает особое правило для несовершеннолетних детей, потерявших родителей, т.е. для основного контингента получателей этой пенсии. Иждивение детей умерших родителей предполагается (презюмируется) и не требует доказательств. Это правило носит отнюдь не формальный характер[22]. По существу, оно меняет представление о понятии иждивения в отношении данной категории детей. Кормильцем может быть признан любой из родителей, независимо от соотношения их реальных доходов, а также от того, является ли доход отца или матери постоянным и (или) основным источником средств существования детей. Исключение из этого правила установлено для детей, которые достигли возраста 18 лет или в соответствии с гражданским законодательством объявлены полностью дееспособными.
Буквальное понимание кормильца как лица, реально доставлявшего содержание, могло бы оставить за пределами пенсионного обеспечения детей, родившихся после смерти отца, или тех, мать которых умерла при родах. Однако, поскольку в данных случаях устанавливается отцовство и материнство, потеря отца и (или) матери как потенциальных и презюмируемых кормильцев ребенка является основанием для назначения последнему пенсии[[23]].
Анализ условий назначения пенсии детям за родителей, таким образом, свидетельствует, что она может компенсировать не только доходы, которые реально были источником средств существования, но и те, которые могли быть таким источником. Пенсия полагается, например, и при потере родителя, фактически никогда не содержавшего ребенка или в течение многих лет не платившего ему алиментов. Законодатель не требует, чтобы кормилец располагал какими-либо доходами именно к моменту смерти. Так, не является препятствием к назначению ребенку пенсии за умершую мать, работавшую по найму лишь до его рождения.
1.2. Понятие и условия назначение страховой пенсии по потере кормильца
Страховая пенсия по случаю потери кормильца является ежемесячной денежной выплатой в целях компенсации нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц (п. 1 ст. 3 Закона о страховых пенсиях).
Таким образом, право на указанную пенсию имеют нетрудоспособные члены семей граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в случаях, предусмотренных ст. 10 Закона о страховых пенсиях. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных ст. 10 Закона о страховых пенсиях, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца следует рассматривать с точки зрения требований, относящихся к правовому состоянию кормильца. Такими условиями являются:
- факт смерти, который должен быть подтвержден либо свидетельством о смерти, либо документом, на основании которого человек был признан безвестно отсутствующим;
- отнесение его к числу застрахованных лиц;
- наличие у кормильца ко дню смерти страхового стажа, так и требований, относящихся к членам семьи кормильца (отношение обращающегося к определенному кругу лиц, нетрудоспособность члена семьи умершего кормильца, а также нахождение нетрудоспособного члена семьи при жизни кормильца на его (кормильца) иждивении).
Рассмотрим данные условия более подробно далее. Прежде всего для назначения нетрудоспособным членам семьи застрахованных граждан страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимо наличие юридически подтвержденного факта смерти кормильца[[24]], зарегистрированного в установленном законом порядке. Основанием для государственной регистрации смерти является:
- документ о смерти, выданный медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, или в случае, предусмотренном Федеральным законом от 05.06.2012 N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике»[[25]], другим уполномоченным лицом;
- решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;
- документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий[[26]].
Объявление гражданина судом умершим возможно при наличии одного из следующих условий:
- если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет;
- если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и о нем нет сведений в течение шести месяцев;
- если пропал без вести военнослужащий или иной гражданин в связи с военными действиями и прошло два или более года со дня окончания военных действий[[27]].
При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица и рассматривается в порядке, установленном гл. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Немаловажными условиями назначения нетрудоспособным членам семьи страховой пенсии по случаю потери кормильца являются отнесение кормильца при его жизни к числу застрахованных лиц, а также наличие у кормильца ко дню смерти страхового стажа любой продолжительности. При этом причины и время наступления смерти кормильца значения не имеют[[28]].
Однако в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Перейдем к условиям назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца, относящимся к семье кормильца. Прежде всего, имеет значение отношение обращающегося к определенному кругу лиц и нетрудоспособность члена семьи умершего кормильца. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о страховых пенсиях признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона о страховых пенсиях, и не работают;