Файл: Моделирование предметной области «Управление заявками на техническое обслуживание» с помощью UML..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
— Минимизация рутины - инструмент делает некоторые вещи сам – например, генерируем тест-кейсы, объектный дизайн из БД, куски кода.
Таблица 5 Сравнение CASE-средств
Программный продукт/ Критерии |
Проектирование системы |
Экспорт |
Удобство пользования |
Минимизация рутины |
Rational Rose |
+ |
- |
+ |
- |
Microsoft Visio |
+ |
+ |
+ |
- |
Исходя из таблицы и субъективное сравнение программных продуктов не выявило абсолютного лидера. Но в силу использования Microsoft Visio в других разработках, автором отдается предпочтение именно этому программному продукту.
2.2 Моделирование предметной области решаемой задачи с использованием объектно-ориентированного подхода к проектированию
Процесс моделирования предметной области будет начинаться с диаграмм вариантов использования.
Пользователями системы обработки заявок на техническую поддержку будут все сотрудники организации, поэтому у всех сотрудников организации должны быть права доступа к реализуемой системе.
Специалисты ИТ-отдела осуществляют прием заявок, поэтому они должны иметь права на создание и редактирование заявок, а также на формирование отчетов. Все изменения в системе должны протоколироваться для возможности выявления лица, нарушившего Политику безопасности. Руководитель группы технической поддержки должен иметь права на редактирование заявок и формирование отчетов.
Права на удаление заявок должны быть только у администратора системы. Если в процессе работы с системой была создана ошибочная заявка, ей присваивается статус «закрыта» и сотрудник пишет соответствующее примечание в заявке.
Определим правила разграничения доступа к разрабатываемой системе. Для того, чтобы определить правила разграничения доступа, выделим группы пользователей, которые будут работать с разрабатываемой системой:
- Системный администратор.
- Руководитель ИТ-отдела.
- Сотрудник организации.
- Администратор системы.
Затем составим список разделов системы и опишем права доступа для каждой категории пользователей. Права доступа представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Разграничение прав доступа
Раздел |
Справочники |
Заявки |
Отчеты |
Руководитель ИТ-отдела |
Просмотр, редактирование |
Создание, редактирование |
Просмотр |
Системный администратор |
Просмотр, редактирование |
Редактирование |
Просмотр |
Сотрудник организации |
- |
Создание |
- |
Администратор системы |
Создание, редактирование, удаление |
Создание, редактирование, удаление |
Просмотр |
Диаграмма прецедентов (англ. Usecase diagram, диаграмма вариантов использования) — диаграмма, на которой отражены отношения, существующие между актерами и прецедентами [7].
Основная задача — представлять собой единое средство, дающее возможность заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать функциональность и поведение системы.
При работе с вариантами использования важно помнить несколько простых правил:
- каждый вариант использования относится как минимум к одному действующему лицу,
- каждый вариант использования имеет инициатора,
- каждый вариант использования приводит к соответствующему результату (результату с «бизнес-значением») [8].
Рисунок 7– Диаграмма вариантов использования
Диаграмма последовательности (англ. sequence diagram) — диаграмма, на которой для некоторого набора объектов на единой временной оси показан жизненный цикл какого-либо определённого объекта (создание-деятельность-уничтожение некой сущности) и взаимодействие акторов (действующих лиц) ИС в рамках какого-либо определённого прецедента (отправка запросов и получение ответов). Используется в языке UML. [6]
Основными элементами диаграммы последовательности являются обозначения объектов (прямоугольники с названиями объектов), вертикальные «линии жизни» (англ. lifeline), отображающие течение времени, прямоугольники, отражающие деятельность объекта или исполнение им определенной функции (прямоугольники на пунктирной «линии жизни»), и стрелки, показывающие обмен сигналами или сообщениями между объектами.
На диаграмме последовательности видно, что с помощью информационный системы происходит автоматизированное заполнение информации об отделах, упрощение процесса заполнения происходит за счет использования данных из справочников
Рисунок 8- Диаграмма последовательности для варианта использования ввод и изменение информации об отделах
Далее будут разработана диаграмма состояний. Объекты характеризуются поведением и состоянием, в котором находятся. Диаграммы состояний применяются для того, чтобы объяснить, каким образом работают сложные объекты. [11]
Используются следующие условные обозначения:
- Круг, обозначающий начальное состояние.
- Окружность с маленьким кругом внутри, обозначающая конечное состояние (если есть).
- Скруглённый прямоугольник, обозначающий состояние. Верхушка прямоугольника содержит название состояния. В середине может быть горизонтальная линия, под которой записываются активности, происходящие в данном состоянии.
- Стрелка, обозначающая переход. Название события (если есть), вызывающего переход, отмечается рядом со стрелкой. Охраняющее выражение может быть добавлено перед «/» и заключено в квадратные скобки (название_события[охраняющее_выражение]), что значит, что это выражение должно быть истинным, чтобы переход имел место. Если при переходе производится какое-то действие, то оно добавляется после «/» (название_события[охраняющее_выражение]/действие).
- Толстая горизонтальная линия с либо множеством входящих линий и одной выходящей, либо одной входящей линией и множеством выходящих. Это обозначает объединение и разветвление соответственно.
Рисунок 9 – Диаграмма состояний
Далее разрабатываем диаграмму классу (Рисунок 10). Диаграмма классов (англ. Static Structure diagram) — диаграмма, демонстрирующая классы информационной ссистемы и взаимосвязи между ними. [9]
Существует два вида:
- Статический вид диаграммы рассматривает логические взаимосвязи классов между собой;
- Аналитический вид диаграммы рассматривает общий вид и взаимосвязи классов, входящих в систему.
Рисунок 10 – Диаграмма классов
Существуют разные точки зрения на построение диаграмм классов в зависимости от целей их применения: [10]
- Концептуальная точка зрения — диаграмма классов описывает модель предметной области, в ней присутствуют только классы прикладных объектов;
- Точка зрения спецификации — диаграмма классов применяется при проектировании информационных систем;
- Точка зрения реализации — диаграмма классов содержит классы, используемые непосредственно в программном коде (при использовании объектно-ориентированных языков программирования).
Диаграммы деятельности удобно применять для визуализации алгоритмов, по которым работают операции классов. [8]
Диаграммы деятельности используются при моделировании бизнес-процессов, технологических процессов, последовательных и параллельных вычислений.
Диаграммы деятельности состоят из ограниченного количества фигур, соединённых стрелками. Основные фигуры: [12]
- Прямоугольники с закруглениями — действия
- Ромбы — решения
- Широкие полосы — начало (разветвление) и окончание (схождение) ветвления действий
- Чёрный круг — начало процесса (начальное состояние)
- Чёрный круг с обводкой — окончание процесса (конечное состояние)
- Стрелки идут от начала к концу процесса и показывают последовательность переходов.
Рисунок 11 – Диаграмма деятельности
Заключение
В работе с помощью объектно-ориентированного подхода к построению информационных систем, было смоделировано работа системы «Управление заявками на техническое обслуживание» с точки зрения оформления сопроводительной документации на доставку груза.
Спроектированная информационная система позволит автоматизировать процесс оформление заявки на техническое обслуживание и сократить время на работу системного администратора.
Основные бизнес-процессы рассмотренные в курсовой работе, Управление заявками на техническое обслуживание:
- Создание заявки на техническое обслуживание,
- Редактирование заявки
- удаление заявки,
- Формирования отчетов.
На UML в среде MS Visio были разработаны следующие схемы:
- Диаграмма вариантов использования
- Диаграмма последовательности
- Диаграмма состояний
- Диаграмма деятельности
- Диаграмма классов
Следующим этапом после проведения логического проектирования системы является физическое проектирование.
На этапе физического проектирования необходимо будет выбрать язык программирования, перевести созданные объекты, в объекты того или иного языка.
Список литературы
- Буч, Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++ / Г. Буч. – М.: Бином, 2016. – 560 с.
- Буч, Г. Язык UML. Руководство пользователя / Г. Буч, Дж. Рамбо, А. Якобсон. - СПб.: Питер, 2014. - 432 с.
- Вендров, А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / А.М. Вендров. – М. : Финансы и статистика, 1998. – 176 с.
- Википедия. [Электронный ресурс] ru.wikipedia.org. Режим свободного доступа. Дата обращения 29.03.2020
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–02. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств.
- Йордан, Э. Объектно-ориентированный анализ и проектирование систем / Э. Йордан, С. Аргила. - М.: Издательство «ЛОРИ», 2017. - 264 с.
- Ларман, К. Применение UML и шаблонов проектирования: Уч. Пос / К. Ларман. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 496 с.
- Леоненков, А.В. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с использованием UML / А.В. Леоненков. – www.intuit.ru.
- Маклаков, С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite / С.В. Маклаков. – М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2016. – 432 с.
- Петров, В.И. Информационные системы / В.Н. Петров. – СПб. : Питер, 2002. – 688 с.
- Фаулер, М. UML. Основы. Третье издание. / М. Фаулер. – М.: Символ-Плюс, 2016. – 192 с.
- Элиенс, А. Принципы объектно-ориентированной разработки программ / А. Элиенс. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2012. – 496 с.
- Якобсон, А. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения / А. Якобсон, Г. Буч, Дж. Рамбо. - СПб.: Питер, 2012. - 496 с.