Файл: Протокол 4 От 13 февраля 2023 г. Утверждаю директор маоу до ддт Искорка г. Томска О. В. Кириченко.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИСКОРКА» Г. ТОМСКА

Принята на заседании

методического совета

МАОУ ДО ДДТ «Искорка» г.Томска

Протокол № 4

От «13» февраля 2023 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДО

ДДТ «Искорка» г. Томска

___________О.В. Кириченко


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Физкультурно-спортивной направленности

«ШАХМАТЫ»

(ознакомительный уровень)

Возраст обучающихся: 7-16 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

Вагайцев Алексей Эркинович,

педагог дополнительного образования
Томск 2023

Оглавление




I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 4

1.1. Пояснительная записка 4

1.2. Цель и задачи программы 7

1.3. Содержание программы 8

1.4. Планируемые результаты программы 15

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 17

2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 уч.г. 17

2.2. Условия реализации программы 17

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

27

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка


Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что шахматы предоставляют человеку возможность творческого соревнования. Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука. Это активный культурный отдых и целый мир переживаний и ощущений. Каждый находит в них что-то своё. Красивые партии, комбинации, окончания, задачи восхищают нас порой не меньше, чем хорошее музыкальное произведение или талантливая игра актёра.

Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.


В. Сухомлинский писал: «… без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…».

Опыт работы педагогов и тренеров-преподавателей по шахматам в нашей стране и за рубежом подтверждает уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания обучающихся разного возраста. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»);

  2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

  6. Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года

  7. Национальный проект «Образование» (Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16);

  8. Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»;

  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.);

  11. Устав МБОУ ДО ДДТ «Искорка»;

  12. Положение о дополнительной общеобразовательной программе МБОУ ДО ДДТ «Искорка»;

  13. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ ДО ДДТ «Искорка».



Уровень освоения программы – стартовый (ознакомительный). Обучающийся может попробовать себя в данном виде деятельности,
к концу обучения может определиться с выбором направления дальнейшей деятельности.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Актуальностьсоздания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства.

Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность обучающимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт.
Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:

- В методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.


- В системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.
Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

Адресат программы - данная программа предназначена для детей 7 – 16 лет.

Возрастные и психологические особенности детей и их учет в программе:

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе обучения игре в шахматы.

Учет возрастных особенностей идет по основным категориям: младший школьный возраст – 7-11 лет, средний школьный возраст (подростковый) – 12-16 лет.

В объединение принимаются все желающие.
Объём программы - программа рассчитана на 144 часа.

Формы обучения и виды занятий – индивидуально-групповая; индивидуальная; - групповая; реализация программы возможна и в дистанционном формате. Ребята занимаются парами, пары подбираются по возрастному принципу (шестилетние дети занимаются с шестилетними, и так далее)

Формы проведения занятий: Практикум, Контрольная работа, Сеанс одновременной игры, Турнир, Блиц-турнир, Конкурс, Лекция, Беседа, Семинар, Анализ партий, Консультационная партия, фронтальный опрос.

Срок освоения программыпрограмма рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятийзанятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Программа предусматривает очное обучение.
Продолжительность занятий в академических часах – 45 минут, между занятиями 10-минутная перемена.